Закон (ФЗ № 179) вносит поправки в статьи «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» (ст.280 УК РФ) и «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» (ст. 282 УК РФ). Публичными теперь признаются не только призывы через СМИ, но и с помощью интернета, а распространение таковых — через лайки и перепосты — также наказывается. Нарушение предусматривает наказания в виде лишения свободы на срок до пяти и четырех лет соответственно.
Первое уголовное дело по одной из обновленных статей появилось уже сегодня, в день вступления в силу нового закона. В Хакасии, как сообщил местный Следственный комитет, возбуждено уголовное дело в отношении 23-летнего мужчины, который подозревается в «возбуждении ненависти либо вражды, а равно унижения человеческого достоинства» (ч.1 ст. 282 УК РФ). «По версии следствия, в течение года — с марта 2013 года по март 2014 года — подозреваемый, разместил на своей странице «ВКонтакте» авторские материалы, которые признаны судом экстремистскими», — сказано в сообщении ведомства.
«В случае с этим законом, налицо избирательность. Разумеется, проверить весь интернет нельзя, а наказывать, скажем, сотню лайкнувших или перепостивших запретную запись — это нонсенс»
«Вполне нормально, что право распространяется на все сферы жизни человека, в том числе на интернет, — говорит юрист Вадим Прохоров. — Но в случае с этим законом, налицо избирательность. Разумеется, проверить весь интернет нельзя, а наказывать, скажем, сотню лайкнувших или перепостивших запретную запись — это нонсенс». Прохоров подчеркнул, что блокировка интернет-порталов, например Grani.ru, в марте 2014 года до сих пор не получила четкого законодательного обоснования. «Государство прикрывается борьбой с экстремизмом, но с точки зрения закона то, что сейчас говорят на государственных телеканалах о ситуации на Украине или призыв телеканала НТВ уничтожить кандидата в депутаты Мосгордумы Ольгу Романову — гораздо более серьезный экстремизм», — уверен юрист.
«Защититься от этого закона невозможно, «экстремизм» — понятие настолько расплывчатое, что если кому-то очень захочется, применить его можно всегда, — уверена юрист и эксперт по конституционному праву Елена Лукьянова. — То, что написано в законе, может защищаться в нормальной правовой системе, но наши полицейские, судьи, прокуратура, Следственный комитет, плохо знают интернет-законодательство». Лукьянова уверена, что новый закон «слабоконституционный»: «Соцсети — это не СМИ, законодатели забыли о свободе выражения мнений».
«Защититься от этого закона невозможно, «экстремизм» — понятие настолько расплывчатое, что если кому-то очень захочется, применить его можно всегда»
Еще в феврале 2014 года вступил в силу закон, позволяющий заблокировать любой интернет-ресурс, который прокуратура сочтет «экстремистским». При этом никакого суда для подтверждения своей правоты прокурорам не требуется. «Многие интернет-материалы запрещаются как экстремистские по причинам, о которых вообще невозможно догадаться, — уверен Александр Верховский, глава центра «СОВА», который ведет мониторинг «неправомерного антиэкстремизма». — Потому что эти вопросы решаются на уровне районных прокуратур, а там царит полная безграмотность». Ранее, летом 2012 года Госдума узаконила черные списки сайтов с вредной для детей информацией. Через год взялась за нарушителей авторских прав, разрешив блокировать сайты с пиратской кинопродукцией.
Доцент МГУ Вячеслав Дмитриев и его аккаунт «Вконтакте» заинтересовали правоохранительные органы еще в января 2014 года
Впрочем, правоохранительные органы уже в январе 2014 года взялись за контроль экстремизма в социальных сетях. Тогда сотрудники ФСБ задержали в здании МГУ доцента философского факультета Вячеслава Дмитриева. По словам Дмитриева, сотрудники ФСБ спрашивали его о содержании публикации в соцсети «Вконтакте», которую он перепостил из сообщества «Движения прямой демократии». В заметке говорилось о возможном сценарии смены власти в России. Сейчас публикация удалена из общего доступа, а участники группы после бурного обсуждения произошедшего больше не ставят «лайки» на статьи в сообществе.
„
«В СССР не было лайков и перепостов, но были только кухонные или телефонные разговоры с какими-то установленными паролями и иносказаниями — кажется, нас пытаются заставить к ним вернуться»
”
«В СССР не было лайков и перепостов, но были только кухонные или телефонные разговоры с какими-то установленными паролями и иносказаниями — кажется, нас пытаются заставить к ним вернуться», — сказал в разговоре с The New Times публицист и поэт Лев Рубинштейн. Он уверен, что закон будет «точечным»: «Выберут человека и будут стараться его подловить».
Также 1 июля Владимир Путин ужесточил наказание за финансирование экстремистской деятельности и за организацию экстремистских общественных или религиозных объединений: в Уголовный кодекс введена новая статья «Финансирование экстремистской деятельности» (282.3). Нарушения наказываются штрафом в размере от 300 тыс. до 500 тыс. руб., лишением свободы на срок от двух до восьми лет или принудительными работами до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.