#Сюжеты

#Театр

#Только на сайте

Границы дозволенного

2014.06.17 |

Ксения Ларина, «Эхо Москвы» — специально для The New Times

С 1 июля вступает в силу закон о запрете ненормативной лексики в произведениях искусства. Смирится ли с этой цензурой поколение «растабуированных» художников?
55_01.jpg
Сцена из спектакля «Игра в жмурики». В ролях: Олег Фомин и Сергей Чонишвили /фото с сайта volokhov.ru

*Постановка главного режиссера Театра кукол им. С.В. Образцова Бориса Константинова. 

**Постановка главного режиссера Театра кукол Республики Карелия Натальи Пахомовой.

***Пьеса написана в 1987 г. и поставлена в Москве в 1993 г. режиссером Андреем Житинкиным на сцене Театра имени Моссовета. 
Не дожидаясь вступления в силу закона о запрете мата, Министерство культуры потребовало исключить из программы Международного открытого книжного фестиваля показ двух спектаклей — по пьесам «Душа подушки» Олжаса Жанайдарова* и «Травоядные» Максима Курочкина**.

«Содержание обеих пьес противоречит принятым в российской культуре традиционным нравственным ценностям» — написал организаторам фестиваля первый замминистра культуры Владимир Аристархов. Спектакли из программы сняли — Минкультуры официальный патрон фестиваля.

Как будто бы время покатилось вспять...

Первые матерные слова, прозвучавшие на российской сцене, произвели эффект разорвавшейся бомбы. На спектакль Андрея Житинкина «Игра в жмурики»*** по пьесе полуподпольного автора Михаила Волохова (русский драматург, живущий во Франции) народ ходил специально «за этим». Пьеса Волохова не просто изобиловала ненормативной лексикой, она была вся написана ею, главные герои — санитары морга — вели себя как обычные советские люди: они не ругались матом — они на нем разговаривали. Андрей Житинкин был одним из первых, кто зафиксировал во времени эту точку отсчета — состояния общества, оказавшегося способным к началу девяностых самостоятельно раздвигать и устанавливать границы дозволенного. То, что считалось невозможным, стало доступным. «Игра в жмурики» породила яростную дискуссию о допустимости использования обсценной лексики в произведениях искусства.
  

Выросло целое поколение литераторов и драматургов, свободное от табу, навязанных ханжеской советской моралью  

 
Амораль

За прошедшие два десятилетия мат в искусстве стал обыденностью, одним из инструментов художественной выразительности, запретные слова перестали быть средством эпатажа и вербальной сенсацией, подтверждая простую истину — в искусстве можно все, если это талантливо и художественно оправданно. За это время выросло целое поколение литераторов и драматургов, свободное от табу, навязанных ханжеской советской моралью. И связано это не с разнузданностью и разложением общества, и не с исполнением коварного «плана Даллеса», а с утратой тоталитарного мышления, с иным — противоположным советскому — пониманием сути искусства. Соцреализм с его лицемерием, двоемыслием, художественным и идеологическим враньем навязал советскому обществу идеологему, согласно которой имело право на существование только одно искусство — понятное народу, которое должно было нести в массы свет, оптимизм, гуманизм и бессмертие марксистско-ленинских идей. Под эти лекала переписывались история и география, подгонялись русская классическая литература, музыка, поэзия, живопись и прочая музыка сфер, способная обессмертить и ввести в царствие коммунизма все осчастливленное человечество. В конечном итоге создавалась мифическая реальность, которая имела весьма малое отношение к реальной жизни вокруг. В этом мифе не было места ни страхам, ни боли, ни сомнениям, ни нищете, ни духовным терзаниям. Вся эта декадентская дребедень вместе с выброшенными на свалку истории рефлексиями была рассована по подвалам бытия и сознания, периодически подавая слабые сигналы в виде подпольных выставок, музыкальных квартирников, тайных просмотров и читок.
55_02.jpg
Иван Охлобыстин. Кадр из фильма «Нога»

Духовной жаждою

Объявивший перестройку Горбачев вытащил Сахарова из Горького, армию из Афганистана и культуру из подполья. Место соцреализма занял постмодернизм, который подверг осмеянию все то, чему вчера еще поклонялись граждане великой державы. Следуя марксистам, мы расставались с прошлым смеясь, изредка цепенея от ужаса перед открывшейся бездной государственных преступлений и человеческих пороков. Культура девяностых — это первая попытка исследовать размагниченное сознание нации, понять и простить эту предрасположенность к доносительству, к духовному бесстыдству, к рабскому поклонению и смирению, к гражданской апатии, к равнодушию к чужой боли.
  

Нынешние культпроповедники с помощью указов, цензуры и пропаганды пытаются вновь загнать художников в стойло, как баранье стадо  

 
Знаменитый спектакль Валерия Фокина «Говори!», поставленный в конце 1980-х, апеллировал не только и не столько к социальному гражданственному чувству общества, сколько к духовному, к сердечному, изуродованному рабской привычкой к немоте. Знаменитый фильм 1990-х «Нога» Никиты Тягунова и Надежды Кожушаной (юный Иван Охлобыстин блистательно и страшно сыграл героя, вернувшегося с афганской войны калекой) — обращался к нашему разорванному сознанию, безжалостно тыкал раскаленным нервом в разъятые раны, заставляя испытывать фантомные боли, как солдат, потерявший на войне ногу. Именно там герой Петра Мамонова бился головой в свое отражение в тамбуре поезда и кричал одно-единственное слово: «…! …!!» Мат стал гимном боли, отчаяния и освобождения.

Так через постепенное разблокирование табуированных зон — от мата и секса до истории и политики — отечественное искусство прорывалось к своему истинному предназначению: пробуждать душу от летаргического сна, раскачивать лодку апатии и равнодушия, кричать о боли, а не заглушать ее пустозвонством и пафосом.

Драма современности

За двадцать лет в нашей культуре выросло целое поколение «растабуированных» художников, способных отрефлексировать и осмыслить все то, что происходило с обществом вчера и происходит сегодня. Авторы «новой драмы» пишут человеческую драму языком абсолютной обнаженной правды, в которой ненормативная лексика — лишь один из хирургических инструментов среди прочих других. Поскольку вся драматургия реальности сплошь ненормативна — будь то слова, отношения, смыслы или тайные мечты. Искусство исследует пограничные состояния души, исследует путь греха, падения, безумия.

Нынешние культпроповедники с помощью указов, цензуры и пропаганды пытаются вновь загнать художников в стойло, как баранье стадо. Они по привычке трактуют произведения искусства как аналог лоботомии, результатом которой станет образование новой общности — счастливых патриотов-оптимистов со слюной, стекающей по подбородку. Этого не получилось тогда, в советскую эпоху, когда за спиной художника маячили подвалы Лубянки, боксы психушки и рота автоматчиков. Это не получится и сегодня, в эпоху политической нечистоплотности и абсурда, когда социальные и гражданские аномалии навязываются обществу в качестве государственной идеологии. Когда государственная кампания по воспитанию нравственности проходит на фоне чудовищной бесстыдной коррупции, тотального вранья и лицемерия, судебного беспредела, политических расправ с инакомыслием и милитаристской пропаганды. Когда на смену идеологии совка пришла идеология быдла. Которое, конечно же, не ругается матом и даже не разговаривает им по телевизору. Оно на нем думает. 


Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share