11 июня о своем закрытии сообщила редакция газеты «Первое сентября». «Мы не можем продолжать работу в нынешних условиях, когда требуется признать, что худшее в человеке взяло верх» — говорится в редакционной статье на сайте газеты. Последний, 1629-й номер выйдет 30 июня.

Эту газету создал мой учитель — Симон Львович Соловейчик. Так случилось, что мы пришли с ним в «Учительскую газету» в один день в 1986 году, и потом десять лет до самой его смерти он был самым главным в моей педагогической, научной и журналистской жизни. «Учительская газета» 1980-х была духовным лидером учителей. Главный редактор Владимир Матвеев и его друг Симон Соловейчик сделали из заштатной ведомственной газетенки издание с миллионным тиражом, каждого номера ждали все учителя страны. Ждали и чиновники, со страхом и паникой открывая газету с острыми и жесткими материалами. И в конце концов ее изящно закрыли в 1989 году — передали в ведение ЦК КПСС, сменили главного и выгнали всех наиболее активных авторов. Тогда-то и возникла идея своей, никому не подвластной газеты. Газеты, которая бы стала местом вольных споров и прибежищем талантливых писателей и журналистов. С огромными мучениями, через безденежье и скитание редакции по углам, но в 1992 году газета «Первое сентября» стала выходить регулярно. И это было невиданное приключение! Газета про школу, и не ведомственная — частная!

Симон Соловейчик ушел из жизни в 1996-м, но газета продолжала выходить и 18 (!) лет оставалась во многом его газетой — и по содержанию, и по стилю. И вот через 22 года существования «Первое сентября» закрывается.

Уверен: если Артем Соловейчик, глава издательского дома «Первое сентября», и главный редактор Елена Бирюкова приняли такое решение — значит, по-другому не смогли.

«Мы не имеем права менять суть газеты, превращать ее в действующую сторону конфронтации, которая сегодня незримо раскалывает семьи и дружбу»

 
Я думаю, здесь многое сплелось в один узел: финансовые проблемы, маленькая подписка, но главное — изменившийся климат вокруг школы. Наступили холода — время инноваций, поиска, творчества, поддержки учительских поисков и расцвета свободы в образовании закончилось.

Отчеты, проверки, циркуляры, справки, запросы, проценты, спецоперации, угрозы наказаний, страх заполонили все пространство школьной жизни. В образовательной политике — уничтожение многообразия, вариативности, выбора. Единые учебники, монополизм, бездумное приведение всего и вся к единому знаменателю и подчинение школы высоким политическим целям и задачам.

Если к этому прибавить, что издательство «Первое сентября» занимается предпринимательской деятельностью, а это значит — ищет партнеров, зависит от региональных и федеральных властей, то малейшее недовольство начальников газетой отразится и на доходах.

Я понимаю, что имеет в виду главред Елена Бирюкова, объясняя читателям свое решение: «Мы не можем молчать и должны писать о вещах и событиях, которые к педагогике и школе впрямую не относятся. Но мы и не имеем права менять суть газеты, превращать ее в действующую сторону конфронтации, которая сегодня незримо раскалывает семьи и дружбу, заставляет каждого на свой страх и риск решать, кто он и с кем…»

И все-таки принять ее решение о приостановке выпуска «Первого сентября» я не могу. Потому что в такие времена как раз и нужна газета Соловейчика. Ведь нужно на кого-то опираться…


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.