#Интернет

#Только на сайте

Компромат из Зазеркалья

15.06.2014 | Дмитрий Окрест | № 20 от 16 июня 2014

Кто стоит за Shaltay Boltay — интернет-проектом, который публикует секреты внутренней кухни Кремля

38_01.jpg
Шалтай-Болтай передает сообщение королевскому гонцу. Художник Джон Тенниел. 1912 г. /фото:Ken Welsh/Design Pics/East News 
Шалтай-Болтай — персонаж английской литературы, в основном известный широкой аудитории по книге Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье». Это человекоподобное яйцо, которое любит загадки, отличается особой близостью к Королю и регулярно получает от него подарки.

Нeудивительно, что за группой хакеров, которые называют себя «Анонимным интернационалом» и делают проект Shaltay Boltay, многие подозревают руку Кремля: ведь эти ребята не просто взламывают чью-то почту и вываливают в паблик ее содержимое, а достают документы, которые, по их же словам, доступны всего десяткам, а иногда и единицам в администрации президента РФ.

Корреспондент The New Times поговорил с Шалтаем и Болтаем (сколько человек на самом деле скрывается за этими псевдонимами, неизвестно) в так называемом крипточате, где сообщения зашифровываются, их нельзя копировать и сохранять.

Они много шутят, редко отвечают на вопросы конкретикой, с явным удовольствием нагоняют тумана и представляют себя эдакими романтиками. Иногда их ответы больше похожи на легкое издевательство.

«Нам нравится эта сказка («Алиса в Зазеркалье». — The New Times). В ней много смыслов: очевидные и те, что скрыты под ними», — так Шалтай и Болтай объясняют выбор названия для своего проекта. Утверждают, что не являются «хакерами в классическом смысле слова», поэтому не стоит сравнивать их с нашумевшими Anonymous: массированные DDoS-атаки на правительственные сайты, крупные корпорации Шалтая и Болтая пока не привлекают, им нравится доставать документы — так, как это делает WikiLeaks.

Сколько им лет, чем занимаются по жизни — не говорят. Но во время беседы признались, что слушают фоном телеканал MTV Dance и не любят галстуки.

Слово «слив» им тоже не нравится.

«Мы не «сливаем», мы рассказываем правду!» — написал Шалтай. Он говорит, что у «Анонимного интернационала» — «простые мотивы», и по сути, активисты этого сообщества всего лишь любят Родину.

Но в крипточате сложно понять — шутят они так или всерьез.

Русские Ассанжи

Проект Shaltay Boltay даже открылся почти шутливо: утром 31 декабря активисты «Анонимного интернационала» выложили в интернет первоначальный текст новогоднего обращения Владимира Путина, который президент потом перезаписал: во втором варианте появились слова о жертвах теракта. (29 и 30 декабря в Волгограде произошли взрывы, которые унесли жизни 33 человек.) В итоге жители Камчатки услышали по телевизору от президента ровно те же слова, что были опубликованы хакерами, а вот в других регионах, где часовая разница с Москвой была не такой существенной, показали обращение с иным текстом. Хакеры потом заявили, что обращение было срочно перезаписано именно из-за утечки. А пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал случившееся «технической ошибкой».

Второй раз Shaltay Boltay выстрелил 7 марта. За несколько часов до так называемого народного схода в поддержку жителей Крыма, который должен был состояться в Москве на Васильевском спуске, анонимы опубликовали план мероприятия. Изюминкой публикации стал перечень названий организаций, отправивших на сход своих сотрудников по разнарядке.

Но по-настоящему тревожные материалы появились на сайте 14 апреля, когда на Юго-Востоке Украины уже начались боевые действия. «Анонимный интернационал» выложил целый массив данных с перепиской пророссийских добровольцев, а также координаторов, политтехнологов и PR-специалистов из Москвы, которые обсуждали, что нужно сделать на Востоке Украины. Здесь же содержались детали подготовки крымского референдума, а также подробная информация о министре обороны «Донецкой народной республики» Игоре Стрелкове-Гиркине, который, как оказалось, тоже выходец из Москвы.

«Если эта игра закончится грустно для нас, то вы об этом узнаете из новостей, если закончится грустно для нынешнего режима, то оттуда же»

 
Вот тут-то о Shaltay Boltay и заговорили в прессе, как о русском WikiLeaks.

*Компания Евгения Пригожина «Конкорд» обслуживает кремлевские торжества и даже, как говорят, дни рождения Владимира Путина, а также является одним из главных поставщиков питания (по данным Forbes — 92 % всех контрактов) для частей Министерства обороны. Согласно данным, опубликованным «Анонимным интернационалом», Пригожин не только обслуживает гастрономические интересы Кремля и армии, но и контролирует Агентство интернет-исследований, которое нанимает прокремлевских сетевых троллей и засылает своих агентов в редакции нелояльных Кремлю СМИ.

**Согласно расследованию ФБК, а теперь и «Анонимного интернационала», среди тех, кто имеет дачи в «Соснах», — замглавы администрации президента Вячеслав Володин, секретарь генерального совета партии «Единая Россия» и зампредседателя Государственной думы Сергей Неверов и депутат «Единой России» Игорь Руденский.
Дальше компроматы следовали один за другим. 26 мая на сайте появились документы, касающиеся Евгения Пригожина, которого называют «личным поваром Путина»*, а 6 июня — о «кооперативе «Сосны»**, первое расследование которого в конце 2013 года опубликовал еще Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального.

В прессе и социальных сетях стали предполагать, что эти «утечки» — результат подковерной борьбы в Кремле. Но анонимы лишь отшучиваются, когда их спрашивают про «конфликты кремлевских башен».

В разговоре с The New Times Шалтай и Болтай характеризовали властные структуры в стране как зазеркалье. Сама же Россия, по их признанию, напоминает им мир планеты Саракш из романа «Обитаемый остров» братьев Стругацких, где после ядерного взрыва началась война всех против всех.

О своих политических взглядах говорят расплывчато. Нынешняя власть, по их словам, много врет и мало делает. Второй мотив их действий — «скука в медиапространстве, мало интриг и сплошное ПГМ». ПГМ — на сетевом жаргоне означает одновременно и «православие головного мозга», и «путин головного мозга». Что из этого имеют в виду Шалтай и Болтай — не ответили. Но на вопрос «Стоит ли нам ждать компромата на первое лицо страны?» — прямо написали, что Владимира Путина трогать не будут, потому что он им «неинтересен». Кто интересен? «Высшие сановники».

Кто источники «Анонимного интернационала» и как они их находят? Ответ был получен странный: «Мы сами находим свои источники. Мы не сотрудничаем с «инициативниками». Одна из немногих «правильных» традиций, что были на прошлой службе ВВП», то есть надо понимать — в КГБ. Работали ли Шалтай и Болтай в администрации президента или иных властных структурах? В ответ — шутки и прибаутки.

Однако на вопрос о проверке информации перед ее обнародованием Шалтай ответил однозначно: «Дублируем минимум из двух источников».

И наконец: чего же они хотят добиться?

«Облегчаем задачу органам следствия, — говорит Болтай. — Если для обыска и прослушки им нужны какие-то основания, а на многих наших героев такое получить трудно. Мы просто открываем им все тайны с документами».

Что ж, пока ни одного героя их публикаций правоохранительные органы не тронули.
38_02.jpg
Кооператив «Сосны». Снимок с дрона. Осень 2013 г. /фото: предоставлено Фондом борьбы с коррупцией Алексея Навального

Откуда ноги растут

Бывшие и нынешние сотрудники администрации президента, с которыми разговаривал The New Times, относятся к проекту Shaltay Boltay с нескрываемым презрением и пренебрежением.

Экс-начальник управления по внутренней политике администрации президента, а ныне глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин заявил, что не будет комментировать «пиратско-сливные бочки» и «способствовать популяризации черного компромата».

Источник The New Times на Старой площади сначала тоже сказал, что не будет обсуждать «сомнительные истории», но потом все же посоветовал обратить внимание на избирательность публикуемой ими информации: «Эти ребята в одном из интервью утверждали, что у них есть доступ к документам, которыми владеет очень узкий круг людей. Если их источники такого уровня, то мне странно, что они занялись Евгением Пригожиным, а не людьми более высокопоставленными». Он также добавил, что «Анонимный интернационал» по большей части «работает по персоналиям», то есть публикует компромат на конкретных людей. «А когда работают по персоналиям, первое, что приходит на ум, — это заказ. Видимо, просто кто-то с кем-то разбирается, возможно, что даже и в администрации», — говорит источник.

***На сайте была опубликована переписка Василия Якименко, тогдашнего руководителя Росмолодежи, и Кристины Потупчик, занимавшей пост пресс-секретаря «Наших».
Другие собеседники журнала тоже обратили внимание на то, что хакеры весьма избирательно подходят к своей работе, и это выглядит странно. К примеру, адвокат Дамир Гайнутдинов, который в ассоциации «Агора» руководит проектом по защите свободы интернета, напомнил, что WikiLeaks или SlivMail*** выкладывали терабайты информации без разбора, и журналистам приходилось самостоятельно «выкапывать», что из этого заслуживает внимания. «Анонимный интернационал» же публикует информацию очень дозированно — то есть либо их источники имеют ограниченный доступ, либо у этих источников свои конкретные интересы, считают эксперты.

«У авторов Shaltay Boltay нет озвученной идеологической позиции, и для меня это выгладит как подковерная война между кланами», — уверен Арсений Бобровский, сотрудничавший с Лигой безопасного интернета, больше известный как Перзидент Роисси, автор ироничного твиттера Kermlinrussia. Бобровский предполагает, что большая часть документов сливается хакерам в расчете на одного, вполне конкретного читателя: «К примеру, какой-нибудь бизнесмен хочет дать понять какому-нибудь чиновнику, условному Володину, что он нарушает правила игры: врубил властный рэкет и не отдает взятые деньги. В общем, обычные истории. Просто в рамках коррупционной игры такие люди не могут публично обвинять друг друга, все дела между собой они проводят вне правового поля, вот и дают друг другу такие сигналы».

Зато в Пиратской партии верят в бескорыстность мотивов Шалтая и Болтая, верит им и политолог Глеб Павловский, который сам долгое время работал на Кремль.

«Когда работают по персоналиям, первое, что приходит на ум, — это заказ»

 
Член Пиратской партии Станислав Шакиров рассказал The New Times, что в свое время у «пиратов» были свои источники в Роскомнадзоре — просто какие-то «добрые люди», которые по своей инициативе предупреждали партию о новых антипиратских инициативах ведомства. По словам Шакирова, такие люди, как правило, просто «недовольны руководством или общей политикой». Павловский же добавил, что вполне вероятно, что проект делают люди, движимые интересами общества, а информацию получают «из сумеречной периферии, которая формируется вокруг администрации, — все эти консультанты, политтехнологи. При таком количестве бумаг в этой серой зоне слив просто неизбежен. Ведь люди, которые там работают, мало уважают начальство, оно для них лишь источник ликвидности».

Информацией Шалтая и Болтая пользуются и вполне серьезные ресурсы — такие как суперпопулярный американский интернет-портал Buzzfeed и российский Forbes. The New Times связался и с тем и с другим, однако говорить об «Анонимном интернационале» они категорически отказались: «слишком стремная тема».

Ну и наконец, последний и вполне очевидный вопрос: если Шалтай и Болтай не работают на ФСБ или Кремль (что, в общем, почти одно и то же), то не боятся ли они за свою безопасность?

Ответ: о путях отступления они позаботились еще до начала проекта. Но признают, что «все следы замести невозможно», и говорят, что готовы сидеть в посольстве Эквадора в Лондоне, как координатор WikiLeaks Джулиан Ассанж (19 июня исполнится два года, как Ассанж безвылазно находится в гостях у эквадорского посла), пока не выгонят.

«Если эта игра закончится грустно для нас, то вы об этом узнаете из новостей, если закончится грустно для нынешнего режима, то оттуда же, — написал Болтай и добавил смайл. — Но мы думаем, что она (нынешняя власть. — The New Times) сменится внезапно. Сроки предсказать трудно, но раньше, чем многие сейчас думают». 



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.