Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Медиа

#Только на сайте

No PasaRain

16.06.2014 | Екатерина Селиванова | № 20 от 16 июня 2014

20 июня у телеканала «Дождь» заканчивается срок аренды помещения на «Красном Октябре». Куда переедет опальное СМИ и что с ним будет дальше
12_01.jpg
Вскоре «Дождь» начнет работать по новой финансовой модели — чтобы не зависеть от телеоператоров /фото: Евгений Фельдман

Бизнес-центр в 1-м Магистральном проезде — это полчаса пешком от метро «Полежаевская». Вокруг — индустриальные пейзажи, видны небоскребы Москва-Сити и серые гаражи, в которых ютятся многочисленные автомастерские с облупившимися табличками: «Мойка кузова, днища, двигателя». Само же здание похоже на большую коробку, облицованную кухонной плиткой. Именно сюда, в бывшую студию разорившегося «Эксперт-ТВ», по информации источников The New Times, скорее всего, переедет «Дождь», если не сможет урегулировать вопрос аренды на «Красном Октябре».

Сотрудников «Дождя» такая перспектива не радует: ведь территория бывшей кондитерской фабрики, где канал был прописан до сих пор, — место почти культовое: тут и Кремль в двух шагах, и знаменитый Дом на набережной, и вид на Москву-реку и храм Христа Спасителя, и модные тусовочные места столицы. Центр города как-никак.

И после этого — гаражи, автомастерские…

Впрочем, инвестор «Дождя» Александр Винокуров дает понять, что еще ничего не решено. На вопрос The New Times о планах на переезд он отвечает так: «Некуда нам сейчас переезжать. Мы ни с кем еще не заключили договор».

По словам бизнесмена, все потенциальные арендодатели, с которыми «Дождь» вел переговоры о переезде, «пошли спрашивать разрешение в администрацию президента». Компания «Мясницкая, 35», арендодатель помещения телеканала на «Красном Октябре», отказалась комментировать возможность продления «Дождю» аренды. В любом случае, переезд (если он состоится) — это огромные затраты.

«Чтобы построить такую же студию, которая есть сейчас у нас на «Красном Октябре», нужно 8–12 месяцев и несколько миллионов долларов», — поясняет Винокуров.

Сейчас у канала таких денег нет.

«Комментариев не даем»

«Дождь» стал вновь доступен абонентам спутникового телевидения. Сигнал телеканала уже доступен на спутнике «Астра А4», а значит, если вы является абонентом «НТВ-плюс» или «Триколора», достаточно чуть-чуть перенастроить оборудование — и «Дождь» снова появится на телеэкране. 

О том, как операторы кабельного телевидения отключили «Дождь» после скандального опроса телеканала о блокаде Ленинграда, The New Times подробно рассказывал в материале «Бизнес на цензуре». Самой крупной потерей стал оператор «Триколор ТВ»: после того как эта компания в феврале исключила «Дождь» из своей сетки вещания, канал потерял 80% своего дохода и 30% суточной аудитории. Тогда же, в феврале, генеральный директор «Дождя» Наталья Синдеева сказала: если ситуация не улучшится, она готова обратиться к президенту Владимиру Путину. По информации The New Times, инвесторы действительно искали выход на высокопоставленных лиц государства. И вот 17 апреля Владимир Путин, казалось, сжалился: в ходе общения с прессой после Прямой линии он пообещал избавить телеканал «от избыточного внимания контролирующих органов».

«После этого обещания нас многие спрашивали: «Ну что, скоро на федеральную кнопку переходите?» — рассказывает экс-ведущий телеканала Никита Белоголовцев (в этом номере The New Times — очередная его статья о ЧМ по футболу в Бразилии). — Это, конечно, была такая шутка, но у многих сложилось ощущение: что-то изменится». Однако ни один из операторов, отключивших «Дождь», так и не вернул его в сетку вещания.
  

«Некуда нам сейчас переезжать. Мы ни с кем еще не заключили договор»  

 
Вторично Путин упомянул канал 6 июня на пресс-брифинге в Нормандии. Глава государства заявил, что не давал кабельщикам команду прекращать работу с телеканалом, добавив: «Я не считаю себя вправе давать им указания. Вы сами с ними работайте». Как тут же подметили пользователи социальной сети Facebook, президент использовал свой классический прием — «отстраненность»: «Он так и про Ходорковского и ЮКОС говорил, что не давал команды и вообще ни при чем, суд разберется».

После ремарок Путина в Нормандии The New Times вновь обратился к ключевым операторам с вопросом: «На каких условиях вы готовы вернуть «Дождь»?» Ответы были такие — «комментариев не даем».

Стратегия выживания

Тем временем финансовая петля затягивалась все туже; чтобы канал продолжал работать, руководство пересмотрело расходы: сократили штат сотрудников (почти наполовину), объем вещания и оригинального контента, снизили на 30% зарплаты. По словам Александра Винокурова, телеканал вскоре перейдет на новую финансовую модель, при которой основную статью доходов будет составлять не реклама, а подписка: «Мы планируем больше зарабатывать на подписке, которая соответственно подорожает (сейчас годовая подписка на «Дождь» стоит 1000 рублей. — The New Times). И в этой модели операторы нам не нужны».

Средства для перехода на новую модель Винокуров планирует получить в ходе IPO, на которое выйдет новый холдинг, создающийся на базе принадлежащих бизнесмену медиаактивов — помимо «Дождя» это интернет-издание Slon.ru и журнал «Большой город». Впрочем, дата размещения акций холдинга на Московской бирже пока неизвестна. Смогут ли новые акционеры холдинга влиять на политику телеканала? Отвечая на этот вопрос журнала, Винокуров намекнул, что контрольный пакет останется в руках нынешних владельцев. Правда, тут же добавил: «У нас нет никаких барьеров для акционеров, но мне не кажется, что кто-то будет покупать акции, чтобы как-то влиять на телеканал».

50 на 50

Штат телеканала сегодня — это порядка 50 человек. Примерно столько же ушли — из-за финансовых проблем.

Экс-ведущая спортивных программ «Дождя» Мария Командная покинула канал в конце мая, после того как ее передачи закрыли из-за сокращения расходов. Мария призналась The New Times, что вспоминает работу на «Дожде» как лучшее время в своей жизни, но добавила, что в последнее время атмосфера на телеканале была тяжелой: «Раньше было ощущение, что мы творили историю. После того как операторы выключили «Дождь» и начались проблемы, оно исчезло. Иногда было чувство: всем станет легче, если канал закроется». Впрочем, Мария не перестает надеяться, что у «Дождя» все будет хорошо.

По словам Командной, ей предлагали остаться ведущей новостей, но не хотелось заниматься политикой. Сейчас она получила предложение от одного крупного телеканала. «Но там не те убеждения, что я разделяю», — замечает Мария. Правда, она надеется, что «ситуация на Украине скоро успокоится, — тогда приличному человеку на телевидении снова будет место».

Никита Белоголовцев рассказал The New Times, что «вопреки расхожему мнению, на «Дожде» вообще никогда не было высоких зарплат. Они были среднерыночными, если сравнивать с интернет и печатными СМИ, то есть намного меньше зарплат в «большом телевизоре».

Сам Белоголовцев уволился по собственному желанию: «Сократили зарплаты, а это очень ощутимо, если у вас есть семья, дети, кредиты и желание ездить куда-то на майские праздники. Я не в оправдание себе это говорю, просто так сложилось». По словам журналиста, после начала кампании против телеканала у сотрудников был драйв, выброс адреналина, но потом он сменился «всем понятным набором чувств»: обидой, разочарованием, неуверенностью, сомнением. Сейчас экс-ведущий «Дождя» ведет программы на радио. И планирует работать на «большом» телевидении.

Судебная блокада

Финансовые проблемы — не единственное последствие истории с опросом про блокадный Ленинград. 13 апреля в Замоскворецком суде Москвы начато рассмотрение иска председателя правления Санкт-Петербургского отделения Союза пенсионеров России Бориса Ивченко, обвинившего «Дождь» в нанесении морального вреда. Сумма иска — 50 млн (!) рублей. Правда, статуса блокадника у Ивченко нет, но он утверждает, что «себе в карман» деньги не положит, а распределит их между оставшимися в живых блокадниками.


*Рассмотрение объединенного дела начнется в Замоскворецком суде 30 июня.
А 4 июня суд решил объединить иск Ивченко с еще одним — от главы Петроградского отделения «Жителей блокадного Ленинграда» Юрия Антонова.* Тот оценивает свои моральные страдания значительно скромнее: всего в 1 млн рублей. Но в сумме «Дождю» грозит выплата в 51 млн рублей. И это — пока.

«Объединением двух исков суд открыл ящик Пандоры, — уверен представляющий интересы «Дождя» адвокат Генри Резник. — Дело может принять бесконечный характер, потому что новые истцы могут появляться и появляться, а значит, его снова будут переносить». По мнению Резника, суд сейчас в щекотливой ситуации: с одной стороны, иски нелепые и оснований удовлетворять их нет, с другой — суд находится под давлением власти.

Всего было подано более 20 исков в суды Санкт-Петербурга, но дело рассматривается по месту регистрации телеканала — в Москве.

Корреспондент The New Times побывал на слушаниях по иску Ивченко. Тот выглядел вполне искренне, правда, быстро запутался, чью честь он все-таки защищает — свою, блокадников или, как неоднократно заявлял в ходе заседаний, пенсионеров. Адвокат Ивченко и вовсе заявила, что хотя иск был подан от частного лица, в нем отражены интересы «всего населения России».

Правда, ни истец, ни его адвокат не смогли верно ответить на вопрос Генри Резника, когда началась блокада Ленинграда. 



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.