#Только на сайте

Проверки в Пулково

06.06.2014 | Гармажапова Александра

73-летнюю руководительницу петербургского НКО, летевшую читать лекции в США, силовики заподозрили в вывозе запрещенных документов

1501_original.jpg

Директора Института региональной прессы Анну Шароградскую задержали в петербургском аэропорту Пулково. Через 7 часов Шароградской сообщили, что она может быть свободна — перед этим, правда, у нее изъяли компьютерную технику.

Профессор заявила, что не намерена покидать аэропорт, пока ей не вернут изъятое. По информации некоторых СМИ, цель ФСБ – изъять ноутбук и все информационные носители.


Почти международный скандал

«К нам поступил сигнал о том, что Шароградская может вывезти за границу запрещенные документы, – рассказали на таможне Lifenews. – Оперативную ориентировку выслали из ФСБ. Нам сообщили, что при ней могут находиться документы, запрещенные к вывозу. Поэтому Шароградская Анна Аркадьевна была задержана нашей службой до выяснения обстоятельств, до приезда компьютерных специалистов службы.

The New Times в ФСБ, в свою очередь, заявили, что они не при делах - вопросы якобы возникли исключительно у федеральной таможенной службы.

Самолет, следующий рейсом из Петербурга в Хельсинки, вылетел без Шароградской в 12.55. Глава ИРП должна была улететь в Хельсинки, а затем в США – в университет штата Индиана, где она ежегодно на протяжении последних двадцати лет читает лекции студентам летней школы факультета славянских и восточно-европейских языков и литературы в качестве приглашенного профессора. «Заменить меня никто не может, я подвожу множество людей, специально приезжающих в Америку слушать мой курс. Ни с чем, кроме своей работы в ИРП, связать это задержание я не могу. Кроме института, я разве только щи варю», - сокрушается она.

Корреспондент The New Times дозвонился до Шароградской в момент, когда она «непредставившемуся мужчине со звездами» доказывала, что если бы у нее были какие-то секреты (а у нее их нет!), она бы их могла передать и из Петербурга.

«Сотрудники аэропорта остановили меня при досмотре вещей, – сообщила Шароградская. – Я еще подумала: наверное, взяла лишнюю бутылку водки, подумаешь, сейчас выложу и улечу спокойно....А у меня отобрали ноутбук, айпад, все мои флэшки. Я должна сейчас быть уже на полпути в США, но мои билеты пропали.

«Почему к вам не пускают адвоката?»

Шароградская решила переадресовать этот вопрос The New Times упомянутому мужчине со звездами. Мол, расскажите журналистам, почему не пускают юриста, почему меня задержали, зачем мне сорвали полет и почему изъяли электронные носители, в которых содержатся личные данные в то время, как вмешательство в частную жизнь запрещено.

Силовик оказался не готов комментировать что-либо: «Я ни с кем разговаривать не буду! И мы вас не задерживали, как вы не можете понять!».

«Хорошо, раз так я забираю свои вещи и ухожу», - завершила разговор Шарогородская..

И осталась биться за свои вещи в аэропорту. Адвоката, как позже выяснилось, не пустили, поскольку директор институту региональной прессы находилась в таможенной зоне, а защитник без соответствующих документов – билета и загранпаспорта – никак не мог туда попасть.

Анна Аркадьевна руководит Институтом региональной прессы с 1993 года. Как сообщается на официальном сайте НКО, Институт региональной прессы (ранее Российско-Американский Информационный Пресс-Центр, Национальный Институт Прессы, Институт развития прессы/Северо-Запад) работает с журналистами и сотрудниками СМИ, преподавателями и студентами факультетов журналистики.

В Институте выступают представители зарубежных и российских правозащитных организаций, таких как «Международная амнистия», «Human Rights Watch», «Международная Хельсинская группа», «Нидерландский Хельсинский комитет», «Московская Хельсинская группа», правозащитная организация «Беллона», «Фонд защиты гласности», «Гражданский контроль», НИЦ «Мемориал», «Солдатские матери Санкт-Петербурга», «Фонд памяти Галины Старовойтовой», другие». 


Месть прокуратуры?

Почти месяц назад, 7 мая 2014 года в Институт региональной прессы пришли с проверкой сотрудники прокуратуры и Минюста — они затребовали массу документов. Прокурорские сотрудники заподозрили ИРП в политической  деятельности В качестве таковой был предъявлен декабрьский семинар в Выборге, организованный институтом, на котором журналистам рассказывали о том, как грамотно освещать деятельность ЖКХ.

Неизвестно, сыграла ли роль близость Выборга к границе с Финляндией — не исключено, что, по мысли силовиков, низкий уровень ЖКХ может привести к желанию жителей городка создать свою народную республику и присоединиться к благополучной европейской стране.

«По закону прокуратура может производить такую спонтанную проверку, только если кто-то усмотрел в нашей работе нарушение законности», - заявила Анна Аркадьевна и 26 мая Институт подал заявление в Куйбышевский райсуд с требованием признать прокурорскую проверку незаконной.

Энергии Шароградской завидуют многие. . Как написала на своей странице в фейсбуке известный петербургский блогер Татьяна Мэй, ее первой мыслью после известия о пулковских мытарствах Шароградской было «даже не возмущение, а, простите, восхищение и легкая зависть. Хотела бы я, будучи в семидесятилетнем возрасте, вот так раздражать ФСБ».

У главного редактора «Новой газеты в Санкт-Петербурге» Дианы Качаловой Шароградская в университете преподавала английский язык. Разумеется, новость об электронных носителях, задержанной Анне Аркадьевне и гостайнах, вызвала у Качаловой, как минимум, недоумение. Но она не сомневается, что у силовиков выдался весьма непростой день, поскольку Шароградская не из тех, кого на раз-два можно поставить к стенке.

«У меня просто душа поет, когда я представляю, как интеллигентнейшая дама преклонного возраста, полная достоинства при любых обстоятельствах, надменно учила эту публику хорошим манерам», - иронизирует журналист, добавляя, что « все равно страшно и мерзко».

Судя по голосу силовика, которого Шароградская пыталась заставить поговорить с корреспондентом The New Times, этот день он действительно запомнит надолго.



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.