Почему сегодня стоит читать переписку Вячеслава Иванова и Михаила Гершензона, впервые изданную в 1921 году


60_03.jpg60_02.jpg
Вячеслав Иванов (1866–1949) — поэт, символист, мистик
Михаил Гершензон (1869–1925) — литературный критик, философ и публицист, составитель сборника «Вехи»

*«Переписка из двух углов», издательство Алконост, Петербург, 1921 г.
Мы возвращаемся к временам, когда в лесах щебечут птицы, а в городах нам дует в лицо мусорный ветер. К этому нельзя привыкнуть, но в нашей отечественной культуре есть кое-какие учебники выживания, которые переключают мысль с постоянного социального негатива на вечные темы жизни и смерти. Одна малюсенькая книжка, написанная летом 1920 года, принадлежит к этой плеяде. Она называется «Переписка из двух углов»*.

Два человека живут в одной комнате в советском санатории в Москве (в Хамовниках, в 3-м Неопалимовском переулке). Там кормят плохо, но с голода не помрешь. В воздухе гарь Гражданской войны. Две могучие тени дореволюционной культуры пьют из одного графина кипяченую воду, но мыслят противоположными мыслями. Один — Вячеслав Иванов, поэт, символист, мистик, организатор модного литературного салона в Петербурге, тонкий (и не очень счастливый) экспериментатор в области семьи и брака. В отличие от поэта, который впоследствии эмигрирует и проживет еще почти полжизни в фашистской и послевоенной Италии, Михаил Гершензон — второй автор писем из угла в угол, из кровати в кровать — умрет уже через несколько лет в СССР. Кто мог подумать, что из этого бедного еврейского студента вырастет организатор и вдохновитель антимарксистского сборника «Вехи», который взорвет в 1909 году всю интеллектуальную Россию! Михаил Гершензон боялся революции и написал в «Вехах» скандальные для либерала слова о том, что он хочет защититься от революционного народа царскими штыками.

Не удалось!

Главным пораженцем выглядит революция, все ее кроваво-дурацкие лидеры, которые, ничего не зная о человеческой природе, взялись ее перекраивать 

 

**Полемика Иванова и Гершензона, зафиксированная в «Переписке», имеет свою предысторию. Писателей связывала давняя дружба, начало которой было положено еще в 1908 г., когда они вместе сотрудничали в журнале «Литературное обозрение». Лето 1911 г., проведенное вместе на взморье в местечке Силламяги, укрепило знакомство, а после переезда семьи Иванова из Петербурга в Москву (1913), где жил Гершензон, их общение приобрело регулярный характер.

***Руссоизм — система взглядов французского писателя и философа Жан-Жака Руссо.
В 1920 году Вячеслав Иванов и Михаил Гершензон** заговорили сложными фразами, обманывая революционную цензуру, заговорили о смысле культуры и смысле жизни. О их переписке (всего 12 писем) написано немало статей в разных странах. Это не случайно. Наши авторы выделили два основных направления русской мысли, одинаково контрреволюционных. Поэт отстаивал принадлежность человека к Богу, который познается в личном опыте и без которого жизнь невозможна. Историк литературы Гершензон выступал с позиций народившегося русского экзистенциализма в духе Льва Шестова, сомневался в собственной вере и в прошлой культуре, не любил историю, склонялся к руссоизму***. Ему хотелось сбросить с себя покровы культуры, которые в конечном счете уволокли Россию в революцию, почувствовать себя Новым Адамом.

Вячеслав Иванов, как истинный догматик, уверенный в своей вере мистик, был несколько высокомерен к своему оппоненту, к тому же власти ему разрешили уехать из страны (правда, поездка тогда сорвалась), а Гершензон, который поначалу отвечал на письма своего соседа по комнате несколько вяло, затем собрался и нанес несколько чувствительных, иронических ударов по самоуверенному противнику.

Следить за их борьбой тем более интересно, что невольно принимаешь сторону того или иного мыслителя. Строго говоря, правы оба, но такого не бывает в природе, а в неприродном мире такие споры либо не ведутся, либо они до нас не доходят. Однако в любом случае на фоне все более и более уходящего в корни культуры спора главным пораженцем выглядит революция, все ее кроваво-дурацкие лидеры, которые, ничего не зная о человеческой природе, взялись ее перекраивать и переделывать.

Понятно, что в те годы военного коммунизма Вячеслав Иванов и Михаил Гершензон были отчаянными маргиналами, которых презирали Ленин с Троцким и вся их большевистская рать. Но прошло почти сто лет, и Ленин с Троцким превратились в идейный пепел. А вот с нашими двумя санаторными мыслителями вышло совсем иначе. Их книжечка, впервые опубликованная в 1921 году, долгие годы в Советском Союзе не выходила. Напечатали ее в России уже после перестройки, и оказалось, что она отражает истинно контрреволюционный смысл нашей жизни, не сводящийся к социальному человеку и социальной действительности, к утопии силы, в которую нас снова втягивают наши политические идеологи, патриотические мудрецы.

Прочтите или перечитайте «Переписку» — она отвлекает от насильственных направлений жизни, она очеловечивает читателя. Это сейчас особенно полезно. 



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.