#Только на сайте

#Геополитика

«Мы сможем частично переориентироваться на страны Азии»

22.05.2014

Александр Лукин — о том, до какой черты Россия и Китай могут дойти в стратегическом партнерстве

46_002.jpgАлександр Лукин, проректор Дипломатический академии МИД России, доктор исторических наук:

В украинском вопросе Китай в целом поддерживает Россию. И в высказываниях официальных лиц, и в статьях в партийной печати, в частности в газете «Жэньминь жибао», и в сообщениях агентства «Синьхуа» все эти недели проводилась мысль о том, что кризис на Украине спровоцирован Западом, российский ответ вполне закономерен. Больше того, говорится, что Запад, и в особенности США, недооценили решимости России отстаивать свои интересы.

Единственное, что Китай не поддерживает официально, — это присоединение Крыма: Пекин всегда отстаивает принцип территориальной целостности всех государств, и от своей принципиальной позиции он не отходит. Ее он придерживался и во время российско-грузинского конфликта в 2008 году. Это объясняется собственными проблемами Китая, связанными с сепаратизмом.

*Китай воздержался при голосовании по резолюции в СБ ООН по Крыму.
С другой стороны, даже по крымскому вопросу Китай открыто не осудил Россию, заняв нейтральную позицию*. Россия выстраивает партнерские отношения с Китаем в течение 30 последних лет — «на основе партнерства и взаимодействия», согласно договору 2001 года. Европа и США технологически превосходят Китай, но если они в результате санкций перекроют России высокотехнологичный импорт, мы сможем частично переориентироваться на страны Азии, прежде всего — на Китай. Пусть не по всем позициям, но почти по всем. В Китае сейчас, по большому счету, производится все — от компьютеров и ширпотреба до трубопроката. Россия же нужна Китаю как поставщик не только энергоносителей, но и, например, вооружений, которые из-за санкций ЕС и США он не может закупать у других стран. Впрочем, Москва и не ставит вопрос о полном отказе от сотрудничества с Западом.

Россия и Китай — стратегические партнеры, но до уровня военно-политического союза это партнерство вряд ли дойдет. Этого не хотят ни в Москве, ни в Пекине — обе страны проводят самостоятельную внешнюю политику.

Большинство населения в России в ментальном, культурном и бытовом отношении тяготеет к европейской цивилизации. Речи о переориентации страны на азиатские конфуцианские ценности идти не может. А вот понимание международной ситуации, международных отношений и их дальнейшего развития у нас, на уровне элит во всяком случае, ближе к китайскому. Это вызвано реальными внешнеполитическими интересами наших стран. Россия и Китай — сторонники концепции многополярного мира, в котором есть несколько центров силы и влияния. Однополярный мир, в котором мощнейший центр отказывается прислушиваться к их голосу, им не подходит.

Запад должен понять: чем больше он будет отталкивать от себя Россию, тем активнее она будет двигаться в восточном направлении, в сторону Китая, других азиатских стран с быстрорастущими экономиками. У России просто не будет другого выбора. 



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.