#Только на сайте

Каннский кинофестиваль подвел итоги

24.05.2014 | Юрий Гладильщиков

24 мая состоялась церемония закрытия 67-го Каннского кинофестиваля. Главный приз конкурса, «Золотую пальмовую ветвь», получила драма «Зимняя спячка» турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана

RTR3QO9O.jpg
Режиссер Нури Бильге Джейлан с главным призом Каннского кинофестиваля 24 мая 2014 года/ Фото: REUTERS/Yves Herman



Гран-при жюри присудило фильму «Чудеса» Аличе Рорвакер.

Лучшим режиссером стал Бенетт Миллер за работу «Охотник на лис».

«Левиафан» Андрея Звягинцева получил приз за лучший сценарий.

Лучшей актрисой названа Джулиана Мур за роль в фильме Дэвида Кроненберга «Звездная карта», лучшим актером — британец Тимоти Сполла за работу в кинопроекте «Мистер Тернер». 


Нури Бильге Джейлан — один из лучших режиссеров современности, обретший славу «турецкого Тарковского и Антониони». По темам, строению, психологическим тонкостям, даже темпам и колориту картин он отчасти близок Звягинцеву. У Джейлана уже есть два каннских Гран-при (за «Отчуждение» и «Однажды в Анатолии») — тут это второй по значению приз.

Фильм из России — «Левиафан» Андрея Звягинцева — заранее считался одним из фаворитов. Картины из СССР, из России на Festival de Cannes побеждали там лишь однажды, более полувека назад — «Летят журавли» в 1958 году. 

Не каннский генерал

Каннский фестиваль — единственный в мире, у которого есть свой сформировавшийся круг приближенных режиссеров. Многих из них именно Канн и открыл. Собственно, это самые авторитетные режиссеры в мире, поэтому Канн и является фестивалем № 1. Злопыхатели именуют этих режиссеров каннскими генералами и даже каннской номенклатурой. Их вообще-то немало — человек, наверное, семьдесят—восемьдесят. Поскольку снимают они не ежегодно, то в основном из их картин и формируется каннская конкурсная программа, в которой обычно фильмов двадцать (плюс-минус два-три). Какому-то из фильмов генералов, как правило, и достается главная каннская награда — «Золотая пальмовая ветвь».

Андрей Звягинцев изначально не каннский генерал. Он обрел славу на фестивале в Венеции, по престижности чуть уступающему Каннскому, где его полнометражный дебют «Возвращение» триумфально победил в 2003-м. В Канне поняли, что нужно срочно делать его своим. Оба следующих фильма Звягинцева были отобраны в Канне и получили там призы: «Изгнание» удостоилось награды за лучшую мужскую роль Константина Лавроненко, а «Елена» получила приз жюри программы «Особый взгляд».

В «Возвращении» и «Изгнании» Звягинцев, отталкиваясь от семейных психологических проблем, выходил на вечные темы. В «Елене», отталкиваясь от тех же семейных проблем, — на социальные, демонстрируя, что он не чужд жесткому и даже саркастическому взгляду на ситуацию в современной России. До «Елены» казалось, будто Звягинцев из тех режиссеров, кто всегда предельно серьезен. После «Елены» стало понятно, что ему доступна тонкая и даже едкая ирония.

Чем может оказаться «Левиафан»?

Проблемы г-на Мединского

Действительно, крайне интересно, что такое «Левиафан», который пока не видел никто, кроме его создателей и каннских отборщиков. В «Левиафане» заняты лучшие отечественные актеры: Алексей Серебряков, Елена Лядова, Владимир Вдовиченков, Роман Мадянов. Действие фильма разворачивается на краю света, в городке на Кольском полуострове, расположенном в бухте, куда заплывают киты. И фильм снова поднимает вечные проблемы. Не только человек-Бог-космос (чего ожидаешь от Звягинцева, начиная с «Возвращения»), но и любовь, преступление, предательство, месть, смерть, смысл жизни — об этих темах знаешь из редких прорывающихся комментариев к фильму. Собственно, все эти темы для Звягинцева тоже родные с первых режиссерских опытов.

Однако, судя по всему, «Левиафан», как и «Елена», погружен в современные российские социальные и — что еще интереснее — политические реалии. На прошедшем представлении конкурсной программы-2014 главный отборщик и идеолог Каннского фестиваля Тьерри Фремо заявил, что «Левиафан» ставит вопрос о власти в современной России. О власти в широком смысле слова: от власти государства и Церкви до власти полиции. Говорят, что в фильме звучит ненормативная лексика. 

Что интересно станет делать министр культуры г-н Мединский? Ведь он только что пообещал не выпустить на российские экраны ни один фильм с матом. Больше того: Мединский уже после попадания фильма Звягинцева в каннский конкурс (что само по себе успех для любой национальной кинематографии — немцев в каннском конкурсе нет целых четверть века, и это немцев, чей кинематограф — один из ведущих в мире), должен по идее со всех трибун рапортовать об успехе российской кинематографии — русского оружия. А тут такой облом — с матом и, будьте уверены, абсолютной несервильностью режиссера по отношению к отечественной власти.
64_02.jpg
Герой Николай — Алексей Серебряков и его партнерша актриса Елена Лядова

Россия как поставщик актуального

Самое неожиданное: российская политика вообще, похоже, стала самой актуальной темой фестиваля. Что удивительно, поскольку Каннский фестиваль всегда сторонился чистой политики и любил кино как искусство. В отличие, например, от фестиваля Берлинского, который ценит в фильмах именно социальную прогрессивность и политический либерализм — в итоге берлинских победителей не помнит никто, а каннские навсегда остаются в киноистории. По крайней мере, для знатоков.

Но в последние годы, после экономического кризиса, событий в Африке, а теперь и в Восточной Европе, Каннский фестиваль не может игнорировать политику. Иначе интерес к нему со стороны ведущих СМИ может снизиться. В конкурсе — фильм Мишеля Хазанавичуса «Поиск» — The Search. Хазанавичус сейчас — очень модная (особенно в родной Франции) режиссерская персона. Хотя еще три года назад его мало кто знал, а кто знал — то исключительно как режиссера постбондовской комедийной дребедени типа «Агента 117» и мужа роскошной жены Беренис Бежо. Но фильм «Артист» с той же Бежо вернул всему миру увлечение голливудским черно-белым кино дозвуковой эры, растрогал, насмешил и в итоге взял каннский приз за лучшую мужскую роль (актеру Жану Дюжардену), а затем и пять «Оскаров», включая самые главные.

Однако, войдя в число режиссеров-генералов, Хазанавичус резко сменил маневр и сделал картину про разорванную войной Чечню, в которой женщина из неправительственной некоммерческой организации знакомится с юношей. Женщину играет голливудка Аннетт Бенинг, вместе с ней снялись прославившаяся в «Артисте» супруга Хазанавичуса Беренис Бежо и ряд грузинских актеров — съемки проходили в Грузии и были засекречены как проект термоядерной бомбы.

Фильмы, актуальные для нас, были и среди внеконкурсных. Их два. Во-первых, «Майдан» знаменитого, живущего в Германии, но считающегося у нас своим (хотя он родом из Белоруссии) документалиста Сергея Лозницы. Лозница наряду со Звягинцевым тоже входит в число новых любимцев Каннского фестиваля (оба его игровых фильма «Счастье мое» и «В тумане» участвовали в 2010-м и 2012-м в борьбе за «Золотую пальмовую ветвь»).

Лозница зафиксировал то, что происходило на Майдане в феврале и марте этого года. Его фильмы обычно раскалывают российскую прессу: одни восхищаются его честностью и независимостью, другие обвиняют чуть ли не в русофобии. 

Во-вторых, совсем уже неожиданный в Канне — тоже документальный — фильм про главные триумфы советского хоккея Red Army режиссера Гэбриэла Польски. Сопродюсером фильма стал классик европейского кино немец Вернер Херцог, а одним из главных источников информации — Вячеслав Фетисов. Red Army — это хоккейный клуб ЦСКА, его название в Америке и Канаде 1970-х переводили именно так. Но фильм не только о хоккее. Он прежде всего о том, что во время предыдущей Холодной войны хоккей стал для партии и правительства пропагандой советского образа жизни. В результате противостояние на льду СССР и Канады превратилось в битву противоположных политических систем.
64_03.jpg
В Канне на этот раз было много политики. Пример тому — «Майдан» режиссера Сергея Лозницы


фото: архивы пресс-служб


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.