Международный валютный фонд (МВФ) не обманул: обещанную помощь Украине он выделил, как и обещало его руководство, в апреле, в последний день месяца. В рамках открытой кредитной линии Киев в течение двух лет получит порядка 17 млрд долларов. Причем первые 3 млрд должны быть перечислены уже в ближайшие дни, а в дальнейшем транши планируется выделять примерно каждые два месяца, а позднее — ежеквартально. Однако, как предупредили в фонде, делаться это будет только по итогам тщательных обзоров и проверок
Директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард в выпуске новостей по телевидению/ Фото: REUTERS/Susana Vera
Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард, представляя данную программу, отметила «беспрецедентную решимость» украинских властей, которые, по ее словам, разработали «четкую шаги по обеспечению финансовой стабильности и устойчивому росту». Она подчеркнула, что проект «концентрируется на поддержании гибкого курса национальной валюты, стабилизации финансовой системы, постепенном снижении бюджетного дефицита, устранении потерь в энергетическом секторе». Кроме того, речь идет о «решительной ликвидации существовавших в прошлом методов управления, которые были причинами многих проблем».
Касаясь особенно актуальной для России энергетической сферы, Лагард выделила план Киева по «устранению огромных бюджетных потерь, связанных с компанией «Нафтогаз Украины», к 2018 году и по укреплению прозрачности и управления концерном». В этой связи она подчеркнула «важность достижения первоначального соглашения по выплатам и вопросу о ценах на газ с «Газпромом» для предотвращения перебоев в поставках энергоресурсов из России».
Следует отметить, что близкие к фонду российские эксперты, мнение которых удалось выяснить, изначально очень рассчитывали на данный кредит. Они полагали, что часть полученных средств пойдет на выплату долгов, в том числе и Москве. Однако в этом плане «тревожный звонок» прозвучал еще в середине апреля, когда приехавший в Вашингтон на сессию Всемирного Банка (ВБ) и МВФ министр финансов Украины Александр Шлапак заявил, что первые полученные средства «будут целевыми, их предполагается распределить между резервами Национального банка и госбюджета, и ни о каком погашении долгов речи не идет». Собственно, решение руководства МВФ это только подтвердило: в нем четко сказано, что 2 млрд долларов пойдут «на поддержку бюджета», а остальные - действительно в Нацбанк.
„
Существует определенная зацепка, которая может помешать решению газового спора между Кремлем и Киевом. Дело в том, что с одной стороны МВФ действительно подчеркивает необходимость урегулирования данной проблемы. С другой же эксперты признают, что в данном случае речь идет о спорах между конкретными компаниями, а не государствами в целом
”
Впрочем, погашение госдолга, в том числе и перед Россией, является одним из обязательных условий предоставления кредита. Их насчитывалось более десятка, и они, по мнению руководства фонда, были достаточно жесткими. Судя по всему, стопроцентной уверенности в том, что все они окажутся выполненными, не было вплоть до последнего момента, тем более с учетом размеров программы, которая в 8 раз превышает украинскую квоту в МВФ.
Однако сейчас нельзя сказать, что Москва может потирать руки в ожидании денег с Украины. Как выяснилось, тут существует определенная зацепка, которая может помешать решению газового спора между Кремлем и Киевом. Дело в том, что с одной стороны МВФ действительно подчеркивает необходимость урегулирования данной проблемы. С другой же эксперты признают, что в данном случае речь идет о спорах между конкретными компаниями, а не государствами в целом, и потому параметры контрактов могут обсуждаться на переговорах и даже обжаловаться в судах.
Что касается цены, то и тут остаются вопросы. Дело в том, что МВФ составлял свою программу из расчета в 385 долларов за 1 тысячу кубометров. Делалось это
намеренно: Россия хочет получать намного больше, Украина рассчитывает платить гораздо меньше, и в итоге для определения перспектив был выбран усредненный показатель.
Программа МВФ призвана стать своеобразным «спусковым крючком», который должен дать старт широкомасштабному проекту по оказанию помощи Украине. Можно по-разному относиться к тому, что происходит в Киеве, Донецке или Луганске, но вряд ли можно отрицать, что в любом случае стране срочно нужна помощь. И первым, кто одобрил действия МВФ, стал министр финансов США Джейкоб Лью, назвавший данную программу «критически важной вехой», которая в совокупности с аналогичными действиям в данном направлении ряда стран позволит Киеву «восстановить финансовую стабильность и экономический рост». Заодно Лью упомянул и об «уменьшении региональной зависимости», имея в виду, конечно, Россию.
„
МВФ составлял свою программу из расчета в 385 долларов за 1 тысячу кубометров. Делалось это намеренно: Россия хочет получать намного больше, Украина рассчитывает платить гораздо меньше, и в итоге для определения перспектив был выбран усредненный показатель
”
Сами США уже больше недели назад подписали документы для предоставления Украине 1 млрд долларов. Но тут надо заметить, что конкретных сроков выделения средств они пока не обнародовали, а кроме того, это будут не живые деньги, а гарантии под кредиты, которые тоже еще надо получить. Между тем, даже источники, близкие к новым украинским властям в частном порядке выражали, мягко говоря, определенные сомнения в том, что подобная помощь когда-либо вообще поступит.
К счастью, с миллиардами из МВФ история совсем другая - получать их Киев будет строго по графику. И многие эксперты полагают, что это «гораздо больше, чем просто программа поддержки нуждающейся экономики». В частности, по мнению научного сотрудника вашингтонского Института международной экономики Петерсона Дугласа Редикера, «мы наблюдаем соглашение по созданию финансовой системы безопасности». Как считает специалист, в свое время представлявший интересы США в МВФ, «она позволит гарантировать Украине экономические перспективы вне зависимости от исхода политических баталий».
Многие наблюдатели, правда, задаются вопросом о том, согласится ли, да и будет ли в состоянии выполнять обязательства в рамках данной программы новый президент Украины, выборы которого намечены на 25 мая. В качестве предупреждающего примера они напоминают о Греции, где из-за жестких мер экономического регулирования в отставку пришлось уйти нескольким правительствам. Впрочем, «второй номер» в табели о рангах фонда американец Джон Липтон уверен, что параллели здесь неуместны. В частности, по его словам, у Киева было достаточно устойчивости для того, чтобы пойти на девальвацию валюты ради улучшения ситуации в дальнейшем. К тому же, считает он, украинский госдолг ощутимо ниже греческого.
„
России МВФ понизил прогнозы развития экономики всего за несколько часов до объявления своих планов поддержки Киева
”
С этим согласен специалист инвестиционного банка Brown Brothers Harriman Марк Чандлер, который считает, что кредит МВФ поможет Украине избежать дефолта. Однако, по его словам, «риски для осуществления программы остаются слишком высокими».
Понятно, что дело тут не только и не столько в Украине, сколько в России, которой МВФ понизил прогнозы развития экономики всего за несколько часов до объявления своих планов поддержки Киева. В этой связи экономисты высказывали опасения относительно перспектив как этих двух стран, так и всего региона СНГ. «Если насилие на Украине будет нарастать, а санкции в отношении России продолжат тенденцию к ужесточению, рынки, вероятнее всего окажутся более уязвимыми», - сказал инвестиционный эксперт компании BlackRock Расс Костерич.
Зато главный экономист концерна Capital Economic Джулиан Джессоп попытался найти ложку меда даже в бочке дегтя, коей вся нынешняя ситуация в принципе и представляется. «С течением времени кризис может сподвигнуть нас на развитие альтернативной источников поставок энергоресурсов в Европе, включая сланцевый газ и импорт из США», - считает он.
Впрочем, это, как ни крути, дела отнюдь не завтрашнего дня. Более злободневным пока выглядит вопрос о том, когда начнется новая «серия» выделения помощи Украине. Если США со своей очередью промедлят, то на авансцену выйдет Всемирный банк (ВБ). Его президент американец Джим Ён Ким не так давно сообщил о намерении выделить Украине 3 млрд долларов. Правда, потребовалось время для того, чтобы выяснить, какие именно это будут деньги. Все оказалось настолько запутанным, что даже российские сотрудники банка уверяли, что это средства под уже ранее одобренные проекты. На поверку все оказалось отнюдь нет так.
Ситуацию прояснил сам Ким, заявивший, что нынешний украинский портфель ВБ составляет 3,5 млрд долларов (на самом деле потом в ведомстве Кима уточнили, что речь идет о 3,7 млрд), и «мы обещали еще 3 млрд» до конца текущего года.
Осведомленный источник в ВБ уточнил: деньги действительно будут новыми, а проекты, под которые их планируется выделять - старыми. Их банк рассматривал довольно давно, а «вынесение на совет директоров - это вопрос нескольких месяцев».