#Дипломатия

#Только на сайте

Женевский мираж

20.04.2014 | Швейц Максим, Киев , Юнанов Борис , Сергей Хазов-Кассиа | № 13 от 21 апреля 2014

О том, как стороны готовились к переговорам и чем это все закончилось
25_01.jpg
Перед началом переговоров. Женева, отель «Интерконтиненталь», 17 апреля 2014 г. /фото: Eric Bridiers/EPA/ИТАР-ТАСС

Вечером 17 апреля (в Москве было около 9 вчера) глава МИД РФ Сергей Лавров вышел к журналистам после 7 часов переговоров за закрытыми дверями в отеле люкс «Интерконтиненталь» на берегу Женевского озера (том самом отеле, где пять лет назад Хиллари Клинтон преподнесла ему в подарок символическую красную кнопку «перезагрузка» с ошибкой в написании). Министр был в приподнятом настроении, много улыбался. Все ждали сенсации. Как минимум слова «соглашение». Но прозвучало другое слово — «декларация», про которое любой дипломат скажет, что оно подразумевает наименьший уровень обязательств. «Мы приняли декларацию с условиями деэскалации обстановки на Украине», — объявил Лавров, после чего стало понятно, что это даже не план. И все же…

Лавров, госсекретарь США Джон Керри, глава европейской дипломатии Кэтрин Эштон и и. о. главы МИД Украины Андрей Дещица договорились о разоружении всевозможных вооруженных формирований (в том числе «Правого сектора»), возвращении владельцам захваченных административных зданий, освобождении всех незаконно занятых публичных мест в украинских населенных пунктах, амнистии протестующим, за исключением тех, кто совершил тяжкие преступления, и отправке на Украину мониторинговой миссии ОБСЕ. Вот, пожалуй, и все. Ни слова об аннексии Крыма, о будущем устройстве Украины, о присутствии (или отсутствии) Вооруженных сил РФ на украинской территории и о президентских выборах 25 мая.

18 апреля, на следующий день после Женевы, пророссийские активисты на Востоке отказались разоружаться и оставлять занятые ими административные здания, Киев предупредил, что не будет выводить с Востока войска. Москва же и вовсе заявила, что женевская декларация — это, прежде всего, про разоружение Майдана. Дескать, в Киеве не так все поняли…

Все вернулось на круги своя

25_02.jpg
Швейцарская полиция «стережет» место проведения переговоров. Женева,  17 апреля 2014 г. /фото: Martial Trezzini/AP/East News
Киев прежде всего настаивал на прекращении поддержки Кремлем вооруженных группировок в Восточной Украине: Андрей Дещица обещал представить в Женеве доказательства вовлеченности Москвы в события. Киев также требовал отвести российские войска от украинско-российской границы, отозвать решение Совета Федерации о возможности введения контингента на территорию Украины. И последнее требование, казавшееся совсем уж фантастическим, — вывод войск из Крыма и возвращение полуострова под юрисдикцию Украины. Впрочем, оптимизма Киеву добавляла маленькая уступка Москвы, которая больше не настаивала на участии в переговорах представителей украинского Юго-Востока.

16 апреля, накануне встречи, Андрей Дещица встретился в Женеве с Кэтрин Эштон: «Мы приехали не с пустыми руками, у нас есть план, и мы рассчитываем на вашу помощь». — «Конечно! Отлично!» Однако на вопрос Дещицы — а точно ли приедет Лавров, Эштон, как сказывают, однозначного «да» не ответила: накануне встречи в прессе все еще муссировалась вероятность трехстороннего формата встречи, без участия Москвы.

Но Дещица не раз заявлял, что Киев готов и к трехстороннему формату. При этом он подчеркивал: хоть отношения с Россией Украина уже не считает партнерскими, диалог развивать надо. «Я бы назвал наши отношения тяжелыми. Но необходимо общение, необходим диалог, необходимы контакты, так как без этого невозможно дальнейшее развитие отношений», — заявил и. о. министра в интервью русской службе Би-би-си 13 апреля.

Со стороны Дещица производит впечатление новичка в дипломатических делах и немного неуклюжего. Но это впечатление обманчиво. 48-летний уроженец Львовской области, окончивший Львовский государственный университет имени Ивана Франко, а затем магистратуру в Канаде (гуманитарные и политические науки), бегло говорящий по-английски и по-польски, в последние два года, вплоть до назначения 27 февраля на своей нынешний пост, работал послом по особым поручениям и спецпредставителем действующего председателя ОБСЕ по урегулированию конфликтов. «Андрей — жесткий переговорщик, который крайне неохотно идет на компромиссы», — рассказал The New Times источник в МИД Украины. На переговорах в Женеве, по словам собеседника журнала, Дещица должен был требовать немедленного прекращения «российской спецоперации» на Востоке страны, а также обещания Москвы не препятствовать проведению президентских выборов на Украине 25 мая. В обмен на это Киев был будто бы готов дать обязательство не предпринимать активных действий по возвращению Крыма.

«Сергей Лавров приехал в Женеву, чтобы выиграть время, российская дипломатия пытается отсрочить введение санкций»

Те же источники рассказали журналу и об ожиданиях Киева относительно ответных требований Москвы по федерализации Украины. Дещица на это соглашаться не собирался ни под каким видом. Но в обмен готов был предложить реформы, существенно расширяющие права и возможности местных органов самоуправления. В частности, речь шла о выборности губернаторов и о новой схеме перераспределения собранных налогов, по которой большая часть средств оставалась бы в региональных бюджетах.

Здравствуй, оружие?


25_04.jpg
Джон Керри летит в Женеву: пресс-брифинг на борту самолета. 16 апреля 2014 г. /фото:  U.S. Mission/Poo/Anadolu Agency/Getty Images/Fotobank,
25_03.jpg
Джон Керри и Андрей Дещица. Женева, 17 апреля 2014 г. /фото:  U.S. Mission/Poo/Anadolu Agency/Getty Images/Fotobank
25_05.jpg
Сергей Лавров констируется с одним из коллег. Женева, 17 апреля 2014 г. /фото: Jim Bourg/Reuters

Прообраз будущей декларации начал вырисовываться уже через пару часов после начала работы в Женеве.

К выполнению взятых на себя обязательств по разоружению различных формирований, включая «Правый сектор» и «Самооборону Майдана», Киев должен был приступить немедленно, сроки украинским властям Россия, США и ЕС обозначили жесткие: «Пара дней, самое большее — конец следующей недели». За успешное выполнение «домашнего задания» Украину ожидал приз: «дополнительная финансовая поддержка», причем было оговорено, что деньги от МВФ Киев может получить только в случае усмирения всех несогласных граждан с автоматами.

Украинские власти тут же сказали ОК. Из Киева премьер Арсений Яценюк послал в Женеву специальный сигнал, заявив о готовности пойти на децентрализацию власти, и попросил сложить оружие и сторонников Майдана, и сепаратистов Юго-Востока. Взамен Яценюк пообещал амнистию всем задержанным.

Сергей Лавров, по словам очевидцев, в Женеве излучал миролюбие, со стороны даже могло показаться, что Москва вообще больше не собирается настаивать на чем-либо, кроме конституционной реформы на Украине, за выполнением которой, как считает Москва, должны проследить американцы.

«Россию заставили подписать документ без единого пункта повестки, на которой она настаивала. Там, в декларации, нет мифических слов о «защите русскоязычного населения», тем более «федерализации», — говорит политический обозреватель портала Liga.net Сергей Высоцкий — итоги Женевы он считает успехом для Украины. — Что теряет Киев? Ничего. Потребовали разоружить граждан — МВД и так этим занимается изо всех сил».

Но сразу после Женевы стало очевидно: выполнить взятые на себя обязательства Киеву будет очень непросто. «В первую очередь оружие должны сложить террористы в Донбассе и фээсбэшники. У нас незаконного нет, только зарегистрированные пистолеты и ружья. Почему мы должны их кому-то сдавать?» — недоумевал пресс-секретарь «Правого сектора» Артем Скоропадский. Такой же подход и на другой стороне баррикад. Член руководства Донецкой народной республики Денис Пушилин заявил, что начать процесс разоружения должен в первую очередь противник: «У них оружия больше. И вооружаться они начали первыми».

Не собирается расставаться с оружием и «Самооборона Майдана». «По нашим данным, в Киев едут боевики с Востока, чтобы устраивать провокации. Как мы можем сейчас сложить оружие?» — удивился в ответ на вопрос The New Times один из сотников организации, представившийся Александром.

С сомнением относятся к выполнимости взятых в Женеве обещаний и опрошенные The New Times эксперты. «Группы самообороны на Востоке Украины играют там роль власти. С ними надо вести переговоры, — сказал The New Times украинский политолог Александр Палий. — А чтобы они освободили захваченные здания, нужно, как они требуют, провести референдум и поменять Конституцию. За неделю это не решается».

С Палием согласен и руководитель киевского центра «Стратагема» Юрий Романенко: «Тактика Москвы — показать, что Яценюк и Турчинов не способны выполнять соглашения. Потому-то Лавров и улыбался там, в Женеве». Эксперт также обращает внимание на разговор Керри и Лаврова за закрытыми дверями ближе к вечеру 17 апреля, куда Дещицу вообще не пригласили: «В Женеве Украину никто и не спрашивал, что ей выгодно, а что — нет. Как сказал как-то глава польского МИДа Радослав Сикорский, в политике все, как за обеденным столом: или ешь ты, или едят тебя».

Так или иначе, госсекретарь Керри уже дал понять: если Вашингтон не увидит незамедлительного выполнения достигнутых договоренностей протестующими на Востоке, против России тут же будет введен уже подготовленный пакет дополнительных санкций. «Сергей Лавров приехал в Женеву, чтобы выиграть время, российская дипломатия пытается отсрочить введение санкций, и, выходит, это у нее получилось», — саркастически заметил в разговоре с The New Times исполнительный директор организации Freedom House, в прошлом советник госсекретаря США Дэвид Крэймер. Эксперт, по его словам, «был бы очень удивлен, если бы вооруженные люди на Востоке и впрямь освободили захваченные здания и все вернулось бы к нулевому варианту». Крэймер уверен: события зашли слишком далеко, одна встреча в Женеве дальнейшую эскалацию остановить уже не сможет. 



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.