Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Конфликт

#Только на сайте

#Крым

Крым: закрытое небо

06.04.2014 | Екатерина Селиванова | № 11 от 7 апреля 2014

Как российские авиакомпании реагируют на запрет полетов над полуостровом

Европейская организация безопасности аэронавигации (Евроконтроль) объявила полеты на полуостров «небезопасными»
12_01.jpg
Аэропорт Симферополя. Теперь сюда летают только российские авиакомпании

«Вы не волнуйтесь, у нас никаких жалоб от пассажиров, которые летают в Крым, нет. Все безопасно, только лететь придется дольше на 35 минут, чтобы не нарушать воздушное пространство Украины», — так операторы горячей линии «Аэрофлота» отвечают в последние дни на вопросы обеспокоенных клиентов: можно ли спокойно лететь в Крым после украино-российской размолвки, обернувшейся присоединением полуострова к России? Все ли споры урегулированы?

Лукавят операторы: спокойно долететь никто не помешает. Да только урегулировано не все.

Факт непризнания

31 марта Европейская организация по безопасности аэронавигации (Евроконтроль) выпустила заявление с отказом признать переход воздушного пространства Крыма в российскую юрисдикцию до урегулирования международно-правового статуса полуострова. Одновременно Евроконтроль отказался признавать правомочность предприятия «Крымаэронавигация», куда после референдума о независимости 16 марта перешли работать местные диспетчеры из предприятия «Укравиадвижение». Для авиакомпаний стран — членов Евроконтроля (а это 40 стран Старого Света) это равноценно запрету на прямые или транзитные рейсы в Крым. Во избежание захода в закрытые зоны Евроконтроль предложил им «согласовывать маршруты навигации с центрами организации воздушного движения на Украине, в Румынии, Болгарии и Турции».

«Евроконтроль, действуя в соответствии с конвенцией ICAO (ИКАО — Международная организация гражданской авиации. — The New Times) по международной гражданской авиации, не признает односторонних заявлений касательно осуществления аэронавигационного обслуживания в каком-либо секторе воздушного пространства Украины, кроме как заявлений украинских властей», — говорится в заявлении Евроконтроля, текст которого опубликован на отраслевом сайте Flightworx Aviation.

Кстати, власти Украины закрыли Крым для полетов гражданских судов еще 27 марта, выпустив в тот день NOTAM (Notice to Airmen) — извещение об изменениях в правилах проведения и обеспечения полетов и аэронавигационной информации. Аэропорт Симферополя объявлен в извещении «закрытым по техническим причинам до последующих уведомлений».

Однако после демарша Киева, по информации ИТАР–ТАСС, по ряду российских авиакомпаний разошлось внутреннее распоряжение: если во время полета в Крым от диспетчерских служб Днепропетровска (Украина), обслуживающих маршрут, поступает информация о закрытии аэродрома в Симферополе, запрашивать возможность приема следует непосредственно у крымских диспетчеров. К тому моменту в Росавиации, если верить ИТАР–ТАСС, уже была подготовлена документация, уведомляющая ИКАО об изменении государственной принадлежности аэропорта Симферополь и воздушного пространства Крыма.
  

«Все безопасно, только лететь придется дольше на 35 минут, чтобы не нарушать воздушное пространство Украины»  

 
4 апреля управление воздушным движением в небе над Крымом формально, то есть по документам, перешло к Симферопольскому центру управления полетами (СЦУП), о чем тут же отчиталась российская Госкорпорация по организации воздушного движения (ОрВД). (Понятно, что в реальности Симферопольский ЦУП ни на один день не прекращал работу по всей территории Крыма и части акватории Черного моря.)

ОрВД настаивает на том, что никакие предписания ИКАО в ходе переподчинения не нарушены. Но и Евроконтроль обосновывает свой запрет на полеты над Крымом директивами ИКАО, а именно — Конвенцией ИКАО о международной гражданской авиации, согласно которой контроль над функциями аэронавигационного обслуживания на части территории страны — прерогатива легитимной власти этой страны. А такой властью в представлении европейских чиновников является киевская.

В в сферу полномочий ИКАО входит присуждение аэропорту международного статуса или его отзыв. Организация, к примеру, не признает аэропорт Сухума в Абхазии международным — исходя из принципа территориальной целостности Грузии. Сухумский аэропорт — формально и фактически — до сих пор находится в международной блокаде и почти не используется для нужд гражданской авиации.

Похожая история — с непризнанной Турецкой республикой Северный Кипр. Прямые рейсы сюда осуществляют небольшие частные турецкие авиакомпании, эксплуатирующие только данный маршрут. Максимум, на что могут рассчитывать остальные перевозчики, — кратковременная техническая промежуточная посадка без выхода пассажиров из салона лайнера.

В самой ИКАО о планах по Крыму пока не распространяются. В коротком комментарии для The New Times замдиректора аэронавигационного управления ИКАО Энтони Филбин лишь заверил, что организация «в скором времени выпустит заявление».
12_02.jpg
Российские авиакомпании не попадут под санкции, приземляясь в Крыму

Не указ

Что же в таком случае делать авиаперевозчикам? «У Евроконтроля нет полномочий, чтобы отменять запланированные рейсы авиакомпаний, — пояснили The New Times в брюссельской штаб-квартире организации. — Мы выпустили это заявление, чтобы предупредить о небезопасности полетов в Симферополь». А вот запрет на полеты авиакомпаниям может объявить только «компетентная властная структура», уточнили в Евроконтроле. И дали понять, что санкций в отношении российских авиакомпаний из-за полетов в Крым не последует.

То, что санкции «Аэрофлоту» и другим российским авиакомпаниям, увеличившим в последние дни число рейсов в Крым («Аэрофлот» довел их до четырех в сутки), не грозят, подтверждают и опрошенные журналом эксперты в области транспортного права.

Член Российской ассоциации международного права Александр Травников в разговоре с журналом подчеркнул: санкции в отношении России за перевозки пассажиров в Крым «юридически ничтожны и могут быть обусловлены только политическими решениями».

В свою очередь, ректор Московского государственного технического университета гражданской авиации, эксперт ИКАО Борис Елисеев также отметил, что директива Евроконтроля «носит сугубо рекомендательный характер».

В России все решения авиакомпаний регламентируются Росавиацией совместно с Министерством транспорта. «Российская Федерация — член ИКАО и обязана соответствовать правилам ассоциации, но пока мы не получали никаких директив от ИКАО в связи с заявлением Евроконтроля», — сообщил The New Times начальник отдела общественных связей Министерства транспорта Тимур Хикматов. Он же напомнил, что Россия — член ИКАО, но в отличие от той же Украины не член Евроконтроля.
  

Хотя у Евроконтроля нет запретительных полномочий, авиакомпании обязаны учитывать ее рекомендации на практике  

 
Впрочем, не все так однозначно просто. Хотя у Евроконтроля нет запретительных полномочий, авиакомпании стран — членов организации обязаны учитывать ее рекомендации на практике — таково негласное правило. Тем более что инициативы организации зачастую находят отражение в национальных законодательствах этих стран. Так что сегодня в Симферополь можно «легально» прилететь только рейсом из российского города и только российской авиакомпанией.

А ведь до сих пор все было иначе. «Раньше через аэропорт Симферополя проходило примерно 700 международных рейсов в день», — уточнили в Евроконтроле. Кстати, в весенне-летнем расписании на 2014 год у турецких авиаперевозчиков Turkish Airlines и Atlas Jet, а также у латвийской Air Baltic и австрийской Austrian Airlines впервые планировались рейсы в Крым.

Между тем Turkish Airlines на собственном примере доказала, что прямых запретов ждать необязательно, если дорожишь репутацией: авиакомпания отказалась от рейсов в Крым еще до заявления Евроконтроля — из-за общей неурегулированности ситуации вокруг полуострова. (На что, правда, постоянно обращает внимание и официальная Анкара.) Для турок оказались важны репутационные издержки.

Но отечественных перевозчиков подобные материи, похоже, не волнуют: летали и будем летать. И в Крым, и в Европу.

Больше рейсов!

В представительствах российских авиакомпаний заявление Евроконтроля о небезопасности полетов на полуостров комментировать почему-то отказываются. «Мы не комментируем заявления таких структур из соображений нашей внутренней информационной политики», — заявила журналу руководитель пресс-службы S7 Group Ирина Колесникова. Сейчас ее авиакомпания выполняет один ежедневный рейс Москва — Симферополь. С июня 2014 года их будет уже два, кроме того, появится еще и прямой рейс Новосибирск — Симферополь. Впрочем, «увеличение частот» было запланировано в летнем расписании еще давно, подчеркнули в авиакомпании.

Об увеличении числа рейсов в Крым сообщила и авиакомпания «ЮТэйр», которая раньше вообще не летала на полуостров в осенне-зимнем сезоне. «Рейсы Москва — Симферополь стартуют с 26 апреля, а билеты уже продаются», — бодро сообщила журналу пресс-секретарь компании Елена Галанова. Также, по ее словам, с конца мая начнутся полеты Санкт-Петербург — Симферополь.
  

Отказ летать в Крым гипотетически чреват для авиаперевозчиков попаданием в ответный черный список   

 
Определенные трудности в связи с ситуацией вокруг Крыма признали только в авиакомпании «ВИМ-АВИА». Но они «благодаря принимаемым мерам не оказывают негативного влияния на уровень безопасности полетов», заверила журнал начальник департамента «ВИМ-АВИА» по связям с общественностью Елена Федорова. Она уточнила, что «ВИМ-АВИА», как и другие российские авиакомпании, будет летать в Крым в летний период.

Ряд опрошенных журналом экспертов все же предположили, что Россия может в ответ на демарш Евроконтроля ввести ответные, «куда более болезненные» санкции против европейских авиаперевозчиков. «Из Англии в Японию или из Канады в Индию можно летать напрямую через территорию России, по так называемой дуге большого круга, а не вокруг экватора, — поясняет ветеран воздушного флота и бывший главнокомандующий ВВС Петр Дейнекин. — Такой маршрут дает большие выгоды авиакомпаниям, пользующимся российским воздушным пространством». Отказ летать в Крым гипотетически чреват для них попаданием в ответный черный список, считает Дейнекин.

А вот летчик 1-го класса «Аэрофлота» Андрей Литвинов и вовсе видит в заявлении Евроконтроля «неудачную попытку делать политику»: «Авиация выполняет рейсы на основании двусторонних договоренностей. Чтобы осуществлять авиаперевозки, нужно признать Крым либо российским, либо украинским и уже после этого вступать в двусторонние отношения. Евроконтроль своим заявлением не сделал ни того, ни другого». Для стран — членов организации это служит поводом не принимать вообще никаких решений и оставить ситуацию в подвешенном состоянии, считает летчик. В итоге пострадают только пассажиры. 


фото: Геннадий Гуляев/Коммерсант, пресс-служба аэропорта Симферополя


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.