#Только на сайте

#Крым

Промежуточное волеизъявление

17.03.2014 | Камышев Дмитрий

Что еще должна сделать Россия, чтобы присоединить Крым

По данным крымского Центризбиркома, на прошедшем 16 марта референдуме 96,6% избирателей высказались за присоединение полуострова к России. Как полагают местные власти, неотъемлемой частью РФ Крым должен стать в ускоренном порядке – чуть ли не за две недели. Однако на самом деле эта процедура может растянуться на многие недели или даже месяцы – если, конечно, российские власти захотят действовать в рамках собственного законодательства

RTR3HAG8.jpg

Член комиссии по проведению референдума в Крыму несет урну для голосования на дому. 16 марта 2014 г.

Прежде всего, следует пояснить, что сам по себе референдум никаких изменений в статус Крыма не внес – это лишь декларация о намерениях, за которой должны последовать определенные юридические шаги. А, например, по мнению официального Киева, с которым солидарно и большинство стран Запада, этот плебисцит вообще незаконен и не может иметь никаких юридических последствий.

Но и с точки зрения России – по крайней мере, если исходить из ее действующего законодательства – присоединение Крыма еще не состоялось. Ведь для этого необходимо соблюсти процедуру, предусмотренную федеральным конституционным законом (ФКЗ) «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ».

Первый шаг в этой процедуре – официальное обращение властей иностранного государства о включении всего этого государства или его части в состав России. Как пообещало руководство Крыма, такое обращение будет направлено Владимиру Путину уже утром 17 марта. Правда, если считать полуостров частью Украины, то и просить о его вхождении в РФ, согласно упомянутому ФКЗ, должен официальный Киев, который, как известно, с отделением полуострова категорически не согласен. Но Москва вполне может сослаться на декларацию о независимости, принятую Верховным советом Крыма 11 марта, и посчитать обращение властей «независимой Республики Крым» достаточным основанием для запуска процесса «воссоединения» - невзирая на мнение нового «послереволюционного» украинского руководства.

В таком случае, согласно ст.6 упомянутого ФКЗ, президент РФ должен уведомить о полученном обращении Совет федерации, Госдуму и правительство, после чего провести по этому поводу необходимые консультации. Затем Москва и Симферополь подготовят международный договор о вступлении Крыма в состав РФ, который после подписания руководителями двух стран будет направлен в Конституционный суд РФ для его проверки на предмет соответствия Конституции России. А в случае положительного решения КС договор отправят на ратификацию в российский парламент – одновременно с проектом федерального конституционного закона о принятии в состав РФ нового субъекта.

Оба документа должны быть одобрены Госдумой и Советом федерации: договор – простым большинством голосов (50% + один голос), а конституционный закон – квалифицированным большинством (две трети голосов в Госдуме и три четверти – в Совете федерации). После чего в ст. 65 Конституции РФ, уже без дополнительного голосования, будут внесены «технические» изменения, закрепляющие появление в составе России 84-го субъекта Федерации.

Конкретные сроки рассмотрения всех этих документов в действующем законодательстве не указаны. Но если исходить из обычной парламентской процедуры, то с учетом сбора отзывов из регионов от момента внесения законопроекта в Думу до его одобрения Советом федерации должно пройти не менее полутора-двух месяцев. Хотя, конечно, при наличии ярко выраженного желания Кремля требования думского регламента вполне могут быть проигнорированы – как это было, скажем, весной 2012 года при рассмотрении скандальных поправок в закон о митингах.

Впрочем, в договоре и ФКЗ о принятии нового субъекта РФ необходимо предусмотреть еще и переходный период, в течение которого эта территория должна быть полностью интегрирована в состав России. И если судить по сложившейся правоприменительной практике (зарубежных земель Россия пока не присоединяла, но с 2003 года прошли пять референдумов об укрупнении существующих субъектов РФ), этот период может быть достаточно длительным. Например, между референдумом об объединении Пермской области с Коми-Пермяцким автономным округом и официальным появлением на карте России в декабре 2005 года объединенного Пермского края прошло почти два года. А Забайкальский край образовался в марте 2008-го – почти через год после референдума об объединении Читинской области с Агинским Бурятским автономным округом.

По идее, при включении в состав РФ нового субъекта переходный период должен быть еще длиннее – ведь в этом случае предстоит «поставить на довольствие» целый регион с сотнями тысяч бюджетников (включая силовиков) и пенсионеров. Втиснуть все эти незапланированные расходы в рамки федерального бюджета-2014 будет крайне сложно – особенно с учетом уже свершившегося падения рубля и наметившегося снижения цен на нефть. Поэтому стать полноценным субъектом Федерации уже в нынешнем году Крыму вряд ли удастся – даже если этого очень сильно захотят и крымские власти, и их кремлевские кураторы.

Следовательно, в течение многих недель, а то и месяцев Крым, невзирая на триумфальные итоги референдума 16 марта, скорее всего, будет оставаться в подвешенном состоянии «непризнанного независимого государства» - каковым до сих пор являются, например, Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье. Кстати, югоосетинские и приднестровские избиратели в свое время тоже почти единодушно (97 и 98% голосов соответственно) проголосовали за присоединение к России – но Москва никаких практических выводов из этих плебисцитов до сих пор не сделала. Так что говорить вслед за российскими федеральными гостелеканалами о том, что 16 марта Крым «наконец-то воссоединился с Россией», тоже было бы крайне преждевременно.



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.