11 марта глава РЖД Владимир Якунин выступил с инициативой нового глобального проекта для России — Трансевразийского пояса развития (ТЕПР). На его реализацию предложено потратить триллионы

Владимир Якунин рассказал президиуму Академии наук, как победить чуждые России ценности, навязываемые ей Западом. Что это за ценности, демократия? Нет уж, после Майдана Кремль менее всего склонен считаться с правом народа менять дискредитовавших себя политиков. Другое возмущает Якунина: Европа и США идут на все, чтобы навязать России ценность экономического развития — роста экономики «ради увеличения количественных показателей».

В росте ВВП и правда нет проку, если это не сопровождается улучшением качества жизни населения. Сам по себе рост экономики не обязательно влечет за собой такой результат. Поэтому множество экономистов и социологов уже полтора десятилетия ломают голову над тем, как лучше измерять «уровень счастья» и может ли этот индикатор стать целевым для правительств разных стран.

Но Якунин хочет противопоставить «чуждым ценностям» вовсе не удовлетворенность жизнью. Он жаждет больших, мощных проектов, «нового ГОЭЛРО»: «Россия должна стать интегратором на Евро-Азиатском континенте». Якунину так и видится строительство множества транспортных артерий на всей территории России, которое переориентирует страну с западных духовно-нравственных целей на родные. Академики проект поддержали, включая президента РАН Владимира Фортова.

Владимир Якунин рассказал президиуму Академии наук, как победить чуждые России ценности

 
Строительство дорожной инфраструктуры — нормальная вещь. При чем тут ценности и почвенничество? Очень просто. Якунин не знает, сколько стоит его идея и что даст его реализация: «Трудно говорить об оценках стоимости, очевидно, что это стоимость в триллионах — и не наших рублей. Но результат будет иметь порядковую кратность». И строить транспортную инфраструктуру, рискну предположить, Якунин собирается не там, где выше неудовлетворенный спрос, а там, где надо по соображениям стратегической значимости.

Так вот почему Якунину мешают западные ценности! Они диктуют необходимость при планировании и реализации проекта четко оценить необходимые издержки и ожидаемый эффект. В современном российском госуправлении так не принято. Фактические затраты на подготовку Олимпийских игр в Сочи выросли относительно плана примерно в пять раз. Многократно растет в ходе реализации и стоимость других крупных инфраструктурных проектов. Эффект? Олимпиада обеспечила рост рейтинга Владимира Путина. Другие эффекты менее очевидны.

Российские госкомпании в отличие от обыкновенного бизнеса заинтересованы в максимизации не прибыли, а инвестиций. Ведь часть прибыли пойдет в госбюджет. А на расходах, при низком уровне государственного и общественного контроля и сильной коррупции, можно очень хорошо зарабатывать.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.