#Только на сайте

#Интервью

#Крым

#Армия

#Интервью

«Нашим военным не оставили выбора»

06.03.2014 | Швейц Максим, Киев

Киевский эксперт о боеспособности украинской армии

Вопреки сообщениям официозных российских СМИ о том, как украинские военные якобы сдаются и присягают на верность «народу Крыма», ни одна воинская часть этого пока не сделала. Почему этого не произошло и как поведут себя украинские военные в случае масштабного российского вторжения, The New Times рассказал руководитель киевского Центра военно-политических исследований Дмитрий Тымчук

RTR3FZJ8.jpg

Украинские военнослужащие возле ворот военной части в селе Любимовка, Крым. 3 марта 2014

Что сейчас представляет из себя украинская армия и почему многие эксперты считают, что она не готова к открытому вооруженному конфликту с Россией?

Украинская армия сейчас находится далеко не в лучшем состоянии. В 2005 году команда Ющенко начала ее реформирование, армия и флот Украины готовились переходить на стандарты НАТО. А для страны — члена НАТО нет необходимости в содержании огромной армии, готовой охранять территорию страны по всему периметру. В Украине начался переход на контрактную форму несения службы, от всеобщего призыва стали постепенно отказываться, сокращалось и количество военной техники. Солдат готовили к специализации: ценились наши инженерно-саперные части, транспортные войска. Предполагалось, что количество военнослужащих будет сокращаться, но повысится качество их подготовки.

В 2010 году новый президент Виктор Янукович объявил о внеблоковом статусе Украины, и началась новая реформа. На деле проходили какие-то показушные, пропагандистские учения, а в это время оборонный бюджет не увеличивался, а только сокращался. В итоге дореформировались до такого состояния, когда противостоять такому агрессору, как Россия, мы не в состоянии.


Вооруженные силы Украины насчитывают около 184 тыс. человек. На 1 января 2013 года на их вооружении, согласно официальным данным, предоставляемым властями страны в рамках Договора об обычных вооруженных силах в Европе, находились 2311 танков, 3782 боевых бронированных машин, 3101 артиллерийская система, 507 боевых самолетов и 121 ударный вертолет. Однако, по оценкам независимых военных экспертов, из всей этой техники реально боеспособна в лучшем случае половина. На балансе ПВО числится 36 зенитно-ракетных комплексов разных типов. Военно-морские силы Украины располагают 17 боевыми кораблями, 20 судами и катерами обеспечения и единственной дизель-электрической подводной лодкой «Запорожье».


Однако, как показали последние события, украинские военные в случае чего готовы дать отпор. Но насколько он будет эффективным, предугадать сейчас очень трудно.

Какие настроения сейчас царят в украинской армии? Сдаваться действительно никто не готов?

Нужно сказать, что Путин выбрал отличный момент для интервенции. Майдан и события в Киеве действительно раскололи Украину. Много людей на востоке Украины не считают Путина диктатором, и это ему на руку. Что касается самих вооруженных сил, то нужно понимать, что наша армия сейчас маргинализирована в глазах общества. У нее уже нет какой-то единой, общей «корпоративной идеи». И, разумеется, армия переживает во многом те же сомнения, что и украинский народ. Если на западе и в центре Украины боевой дух высок, то о его состоянии на юге и востоке страны говорить сложно. Это, кстати, было заметно и по правоохранительным органам: пока во Львове «беркутовцы» просили прощения у гражданских активистов, спецназовцы с юго-востока Украины сражались в Киеве до последнего. Аналогичная ситуация и с военнослужащими в Крыму. Они же не оторваны от общества.

Представителями нашей ПВО говорили, что когда в небо поднялись российские самолеты, они могли их сбивать. Возможности были. Не было приказа   

Ситуацию усложняет и тот факт, что в момент интервенции во власти происходил какой-то бред. Министр обороны неожиданно самоустранился, начальник Генштаба — человек из команды Януковича. В стране фактически безвластие. Кому в этой ситуации верить и кому подчиняться — не праздный вопрос. Мы недавно общались с представителями наших войск ПВО. Они говорили, что когда в небо поднялись российские самолеты и вертолеты, они могли их сбивать. Возможности были. Не было приказа. Так что ситуация все еще тревожная.

И тем не менее, массового дезертирства не случилось…

Для нас эта ситуация стала неожиданной. Очевидно, что многие офицеры имеют еще советскую закалку, а потому расценили происходящее в пользу Украины. Тут еще сыграл важную роль тот факт, что военным просто не оставили никакого выбора. Представьте ситуацию: вы — офицер, находитесь в части, а когда к вам приходит ваша жена, на нее прямо под частью набрасываются так называемые «пророссийские активисты». И все это происходит под дулами российских автоматов. Понятно, что вы как мужчина не можете сделать неправильный выбор.

Но даже несмотря на это, мы удивлены. Ситуация показывает, что уровень самосознания наших военных не упал, хотя за все 23 года независимости оно целенаправленно разрушалось. Солдаты не предают присягу даже в такой момент. И это дает повод для гордости.

Какие отношения складывались в предыдущие годы между украинскими и российскими военными в Крыму? Они же живут бок о бок довольно давно…

Российские и украинские военные в Севастополе регулярно видели друг друга на лестничных площадках одних и тех же домов. Очевидно, что никто из них воевать друг с другом не планировал. Дружили ли — вопрос спорный. Обычно общение сводилось к тому, что военные двух стран сравнивали денежное довольствие и соцпакеты друг друга. Как вы понимаете, сравнение это было явно не в пользу наших.

Когда тебя открыто унижают, а члены твоей семьи не находятся в безопасности из-за враждебной армии и «туристов Путина», то выбора не остается   

Поэтому еще пять дней назад наши военные, очевидно, не были готовы к войне с россиянами. Но то, что происходило потом, изменило их взгляды. Когда тебя открыто унижают, а члены твоей семьи не находятся в безопасности из-за враждебной армии и «туристов Путина», «российских титушек», то выбора не остается. Поэтому, думаю, большинство в случае начала открытых боевых действий будет защищать суверенитет своей страны, а не перейдет на другую сторону.


Согласно российско-украинскому соглашению о статусе и условиях пребывания Черноморского флота на территории Украины от 28 мая 1997 года, Россия вправе разместить в Крыму до 25 тыс. военнослужащих, группировку боевых кораблей и вспомогательных судов в количестве до 388 единиц (в том числе до 14 дизельных подлодок), до 24 артиллерийских систем крупного калибра, а также 132 единицы бронетехники и 22 боевых самолета. В настоящий момент российский контингент на полуострове насчитывает 16 тыс. военнослужащих (в том числе 2 тыс. морских пехотинцев), 38 боевых кораблей, две подводные лодки, 180 вспомогательных судов, 20 фронтовых бомбардировщиков Су-24 и 38 вертолетов.


Есть мнение, что Кремль нацелился на оккупацию не только Крыма, но, возможно, и всего юга, востока и центра Украины. Насколько украинская армия готова к такому повороту событий?

Тут предсказать что-то очень сложно, практически невозможно. Во-первых, мы уже увидели чудеса мужественности. Во-вторых, в случае попытки полной оккупации Украины относительно легко русским солдатам может быть только в некоторых областях юго-востока. В центре им дадут очень решительный бой. Причем я говорю не только о действующих военных, но и о кадровом резерве, о партизанском и подпольном движении, которое практически стопроцентно активизируется. И тут нам совсем неясно, насколько россияне готовы к реальной войне с украинцами, а не просто к «быкованию» в Крыму.

При Януковиче украинская армия вообще не имела никакого плана действий на случай нападения с востока. Плана обороны Крыма тоже не было   

С другой стороны, война в Грузии показала, что российские офицеры — настоящие профессионалы. И российское, и украинское командование представляет собой группу ленивых и неспособных на быстрые решения чиновников, а вот простые, низовые офицеры — на них все и держится.

Еще один важный момент: при Януковиче украинская армия вообще не имела никакого плана действий на случай нападения с востока. Плана обороны Крыма тоже не было — и это сейчас особенно очевидно.

Есть и другая проблема, характерная для всех воинских частей бывшего СССР: они совсем не умеют воевать на чужой территории. В Грузии доходило до того, что солдаты теряли связь между частями, а это самое страшное. Тогда ситуацию спасло то, что в Южной Осетии русских солдат было намного больше, чем грузинских. Получится ли это повторить с Украиной — большой вопрос.

Повторюсь, что спорных моментов и вопросов, на которые нет ответа, так много, что прогнозировать что-то здесь очень трудно.

Есть ли угроза потери юго-востока Украины?

Ситуация складывается для Украины крайне неблагополучно. «Туристы Путина», устраивающие провокации на востоке страны, работают активно, и многие люди на это «ведутся». Но мне кажется, что сейчас, несмотря ни на что, такой угрозы нет. Об этом говорит и тот факт, что российские войска, стоявшие на границах и якобы проводившие там учения, отошли.

Свою роль в этом сыграли и довольно жесткая позиция членов Совбеза ООН, и тот факт, что блицкрига не получилось, и назначение губернаторами восточных областей местных олигархов. Те пользуются огромным авторитетом в своих регионах, а потому, как оказалось, в состоянии подавить бунт. Ситуация нормализуется.

Российская сторона уже начала перебрасывать в Крым танки и ПВО. По всему видно, что российские солдаты готовы «окопаться» и встать в оборону.

Может ли Украина в случае начала боевых действий всерьез рассчитывать на военную поддержку НАТО?

Я не знаю, поскольку не общался ни с одним из видных политиков или военных США. Но есть четкое понимание: Третью Мировую войну из-за Украины никто начинать не будет. Думаю, в случае открытого вооруженного конфликта Запад окажет Украине помощь техникой и оборудованием. Хотя, опять же, возникает резонный вопрос, умеет ли кто-то из наших солдат обращаться с новейшим военным оборудованием. Я не начальник Генштаба, мне это не известно. Но думаю, что с этим могут возникнуть серьезные проблемы.

Фотография: Василий Федосенко, Reuteurs


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.