#Только на сайте

#Санкции

«Если Запад захочет — устроит нам Армагеддон»

06.03.2014 | Бешлей Ольга

США озвучили первые санкции в отношении России — пока это только визовые ограничения для чиновников. Что будет дальше и какие санкции могут ударить по населению — The New Times спрашивал банкиров и аналитиков

RTR3AQJD.jpg

Газораспределяющая станция «Газпрома»

6 марта Белый дом США объявил, что по поручению президента Барака Обамы Госдепартамент США вводит визовые санкции для российских и крымских чиновников. Конкретные фамилии названы не были. Но это не все: Обама поручил проработать и другие санкции, которые, как сказано в официальном заявлении, будут применены «в отношении физических и юридических лиц, ответственных за действия, подрывающие демократические процессы или институты на Украине», а также против тех, кто «угрожает миру, безопасности, стабильности, суверенитету или территориальной целостности Украины», «содействует хищению государственных активов Украины» или «утверждает правительственную власть над любой частью Украины без разрешения правительства Украины в Киеве».

Министр иностранных дел России Сергей Лавров в тот же день встретился с госсекретарем США Джоном Керри. После встречи он заявил журналистам: «Я привлек внимание госсекретаря к тому, что продолжается безостановочное нагнетание атмосферы, объявлено о некоторых закрытых списках российских граждан, которым будет запрещен въезд в США. Он заверил, что этих списков пока нет. Есть лишь поручение, но это дела не меняет, это все равно угроза».


Дальнейшие варианты

Помимо уже озвученных мер, у США остается еще масса возможностей ударить по России санкциями.

«После заседания Совета безопасности ООН 3 марта в Вашингтоне был составлен список мер, которые США может принять в отношении России. Это некий драфт, предварительный перечень санкций, по которым они будут или не будут работать, - рассказал The New TimesВладимир Рожанковский, директор аналитического департамента инвестиционной группы «Норд-Капитал».

«Возможно сворачивание деловых операций с российскими госбанками, а также замораживание активов не только российских госучреждений, но и частных инвесторов»


В этот список входила заморозка совместного антитеррористического военного сотрудничества, торгового сотрудничества, а также банковских счетов предприятий российского ВПК в США. Кроме того, предлагались: запрет на выдачу виз российским чиновникам Министерства Обороны, отказ США от участия в саммите G8, возможность принудительного делистинга российских акций с американских бирж. «У нас на американских биржах полно эмитентов торгуется - тот же Яндекс, Билайн, Сбербанк. Делистинг — это принудительное исключение ценных бумаг компаний из биржевого списка. Акции такой компании больше не будут торговаться на бирже», - поясняет Рожанковский.

Председатель подкомитета сената конгресса США по европейским делам Крис Мерфи 3 марта добавил, что возможно сворачивание деловых операций с российскими государственными банками, а также заморозка активов не только российских государственных учреждений, но и частных инвесторов.

Сергей Алексашенко, директор по макроэкономическим исследованиям НИУ ВШЭ и приглашенный исследователь Georgetown University, назвал еще несколько мер, которые США и Европа могли бы применить к России в случае, если конфликт не будет урегулирован: запрет американским компаниям на любое сотрудничество с российскими госкомпаниями, включая Роснефть и Газпром; запрет американским компаниям покупать российскую нефть и экспортировать в Россию технологическое оборудование и т. д.

Кроме того, американцы, вероятно, будут добиваться введения аналогичных санкций со стороны Евросоюза. МИД Чехии уже пригрозил визовыми ограничениями не только для чиновников, но и для всех россиян. Свои санкции на ближайшем саммите ЕС обещала представить и Великобритания.

Как бы там ни было, стороны пока лишь декларируют свои намерения. «Ни одна страна, насколько я помню, пока даже не заявила, что не будет участвовать в саммите G8, - говорит Алексашенко. - Были лишь заявления о приостановке участия в подготовке проведения саммита».


Последствия

Если стороны не найдут компромисс, а конфликт России и Украины углубится, то в отношениях с Западом возможен сценарий, близкий к ситуации Холодной войны, уверен Сергей Дубинин, председатель Наблюдательного совета ВТБ. И дело, конечно, не обойдется ограничением визового режима для чиновников. Российские компании могут быть отрезаны от финансовых и технологических ресурсов Запада: любой кредит в западных банках, любая покупка высокотехнологического оборудования для модернизации российских заводов, - все это нужно будет проводить через политические процедуры. «Кроме того, есть тема замещения российских углеводородов, сырья, нефти, газа, поставками из других источников, либо добычей на территории США и Европы сланцевых нефти и газа, - говорит Дубинин. - Если это все было никому не нужно и дорого год назад, то сегодня под лозунгом защиты национальной безопасности такая тема пройдет на ура. И те зеленые технологии, которые очень дороги, окажутся в русле борьбы за отделение от российских поставок». Так как половина федерального бюджета — это сборы с доходов от продажи на экспорт энергоносителей, правительству России придется сократить расходы на выплату пенсий, самооборону, образование, социальную политику и т. д.

«Я думаю, США осознанно упомянули частных инвесторов, чтобы все бизнесмены, которые могут достучаться до Путина, это сделали»


Что будет, если удар нанесут по банкам и частным компаниям? Сергей Алексашенко говорит, что это одна из самых болезненных тем для России. «Я думаю, США осознанно упомянули частных инвесторов, чтобы все бизнесмены, которые могут достучаться до Путина это сделали».

Для того, чтобы рассчитаться в долларах российский банк использует корреспондентский счет в американском банке. Теоретически американцы могут наложить на свои банки определенные ограничения на использование этих счетов. Крайняя мера — вообще их заморозить. «Это нанесет экономический ущерб всем — и банкам, и частным компаниям, которые работают на международном рынке, - говорит Олег Вьюгин, председатель совета директоров МДМ-Банка. - Ущерб от таких мер будет выражаться в потерях ВВП. Негативный пример для населения: положим, у крупной российской компании замораживают счет, она теряет доход, людям, которые в ней работают, будет нечем платить зарплату».

Максим Осадчий, начальник аналитического управления Банка Корпоративного Финансирования, добавляет, что если пострадают банки, то это будет удар по сотням миллиардов долларов, которые Россия хранит на счетах в иностранных банках.

«Даже если нам дадут вывести эти деньги, то куда? В Китай? Но юань не является свободно конвертируемой валютой, - говорит Осадчий. - Аналогичная судьба будет ждать и наши евровые резервы, потому что Европа, скорее всего, поддержит санкции США».

«Если Запад захочет нам Армагеддон устроить — устроит»


А простые граждане России могут столкнуться еще и с такой проблемой: «У многих из нас в кармане кредитные карточки, та же Visa.Штабквартира и процессинг этой платежной системы завязана на Америке. И вот эти карточки волшебные станут бесполезны, нам придется толкаться в очередях в госбанк, в лучшем случае — к банкомату, - рисует мрачную картину Осадчий. - В общем, если Запад захочет нам Армагеддон устроить — устроит».

Что касается, визовый санкций, то Сергей Алексашенко говорит, что тут все зависит от масштаба: «Если это только генералы и только америка, то это не очень страшно. Если это еще члены Совфеда, члены правительства, члены администрации и т. д. - это уже очень неприятно».

Контрмеры

«Я думаю, что в современном мире, когда все взаимосвязано и все друг от друга зависят так или иначе, конечно, можно нанести какой-то ущерб друг другу. Но это будет взаимный ущерб. И об этом тоже должны подумать», - так Владимир Путин 4 марта на пресс-конференции в Ново-Огарево прокомментировал вопрос о санкциях.

«Скоро лето наступает — много газа Европе будет не нужно. Так что плакать они не будут, а потом заместят газ из других источников»


Может ли Россия выдвинуть ответные меры? Эксперты говорят, вариантов не так уж много. Например, Россия может ограничить выдачу виз американским чиновникам. По сути же серьезный ответ всего один — это ограничение экспорта нефти и газа. Но об этом говорят со скепсисом.

«Во-первых, скоро лето наступает — много газа Европе будет не нужно. Так что плакать они не будут, а потом заместят газ из других источников, и после этого нам уже будет холодно всю оставшуюся жизнь», - шутит Максим Осадчий.

Сергей Алексашенко напоминает, что консервация газовых скважин стоит очень дорого, еще дороже потом будет стоить их активация. А больших газовых хранилищ у Газпрома нет. С нефтью же есть варианты, тем более что почти 5 млнл баррелей, которые Россия экспортирует ежедневно, заменить пока невозможно. Но такая история будет невыгодна и бюджету самой России.

Владимир Рожанковский из «Норд-Капитал» добавляет, что России вовсе необязательно что-то специально придумывать, потому что многие меры, которые может принять Америка, и так нанесут ущерб обеим сторонам: «К примеру, оборвав корреспондентские отношения с российскими банками, США лишатся возможности экспортировать бумажные доллары в Россию. Для России это будет, конечно, шоковая ситуация. Но это станет болезненным моментом и для Федеральной резервной системы США: порядка 70% наличной валюты американских долларов обращается в развивающихся странах, и на Россию там приходится почти 30%. Это может ослабить американскую валюту».



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.