Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Только на сайте

«Оскар» времен кризиса

03.03.2014 | Юрий Гладильщиков

Американская академия киноискусств подвела итоги 2013 года

2 марта в Лос-Анджелесе состоялась 86-я церемония вручения премии Американской киноакадемии. Фильм режиссера Стива Маккуина «12 лет рабства» получил «Оскар» как лучший фильм 2013 года
54_01.jpg
«Оскаровские» серебряные и золотые статуи готовятся к церемонии вручения премии. 2 марта они будут стоять на Голливудском бульваре Лос-Анджелеса

*Подробно об этапах «оскаровской» гонки The New Times писал в № 40 от 2 декабря 2013 г.
Нынешняя оскаровская гонка* в очередной раз убеждает в прозорливости Голливуда, и — возьмем больше — англоязычного кино в целом. Ведь «Оскар» — главная кинопремия не только Америки, но и всего англоязычного мира. «Оскар» — это выставка реальных достижений голливудского хозяйства, как никакая другая кинопремия в мире он любит и умеет улавливать общественные умонастроения. Проанализировав темы и интонацию главных оскаровских хитов «Оскара»-2014 (фильмов, номинированных на главную статуэтку за лучший фильм года, как и в прошлый раз, — девять), приходишь к выводу: их лейтмотив — неуверенность в завтрашнем дне.

Сквозная тема

Кризис вроде миновал, но, судя по Голливуду и «Оскару», люди теперь боятся нового. Из девяти оскаровских фильмов-фаворитов четыре — про обрушившиеся на человека смертоносные испытания: «12 лет рабства» (свободный человек продан в неволю), «Гравитация» (герой в одиночку пытается выжить после катастрофы на космической станции), «Далласский клуб покупателей» (герой узнает, что болен СПИДом и жить осталось месяц), «Капитан Филлипс» (герой взят в заложники сомалийскими пиратами). Еще четыре фильма — «Афера по-американски», «Волк с Уолл-стрит», «Филомена», «Небраска» — это разного рода попытки разобраться с недавним прошлым, понять, как мы докатились до жизни такой. (К фильмам про экзекуцию прошлым добавим еще два — «Жасмин» и «Август»: они не претендовали на титул лучшего фильма года, но между ними развернулась борьба в женских актерских номинациях.)

Единственное исключение в ряду главных фаворитов — футуристическая фантасмагория «Она» сатирика-сюрреалиста Спайка Джонса, создателя абсурдных комедий «Быть Джоном Малковичем» и «Адаптация». Это фильм о романе мужчины и компьютерной программы, ставшей его женщиной. Такие фильмы — из-за одной только своей жанровой несуразности — прежде не вошли бы в число оскаровских лидеров. Но стали входить с тех пор, как голливудская академия несколько лет назад расширила список лент, претендующих на звание абсолютно лучшего, «от пяти до десяти». Впрочем, фильм Джонса тоже не противоречит основной оскаровской теме этого года. Ведь он о совсем уже тотальном одиночестве, о том, к каким странностям в будущем могут привести уродства современности. А это как ни крути — тоже кризис.

Лучшая женская роль

Из года в год — за редким исключением — конкуренция в борьбе за женский «Оскар» менее интересна, чем в битве за мужской. В классических пьесах — от Шекспира до Чехова — на семь-восемь мужских ролей приходится всего две-три женских. Голливуд в последние годы пытается преодолеть эту тенденцию, хотя и там женщина зачастую лишь подруга главного героя. Фильмов, где женщина — во главе угла, становится больше, результатом чего стало появление плеяды молодых кинозвезд от Натали Портман, которой уже 32, до Дженнифер Лоуренс, которой всего 23.

Тем не менее выбор и на сей раз был невелик. «Оскар» достался Кейт Бланшетт за роль в драме Вуди Аллена «Жасмин». Ведь она получила приз за лучшую женскую роль года от американской Гильдии актеров (а награды гильдий, о чем у нас до сих пор не ведают, — это первый ориентир для голосующих оскаровских академиков). 

Бланшетт — великая актриса. Но ее роль похожа на работу другой великой претендентки — Мерил Стрип в драме «Август», этакой классической пьесе, где гости съезжаются на дачу (в данном случае — в уединенный родительский дом в Оклахоме), потом разъезжаются, и между этими двумя событиями разбиваются жизни. 

И Бланшетт, и Стрип играют монстров, которые портят жизни себе и близким, а на самом деле мечтают о счастье. Но вот беда: героиню Стрип при этом жаль в ее финальном одиночестве, а вот экранную Бланшетт, при всем мастерстве режиссера Вуди Аллена, не жаль ничуть. 

«Оскар» не достался бы Мерил Стрип, ведь есть и такая штука, как актерская зависть. Если бы Мерил завоевала статуэтку, то стала бы абсолютной рекордсменкой среди актрис и актеров за всю историю «Оскара». У нее сейчас три «Оскара». Больше — четыре — лишь у Кэтрин Хепберн. Но у Кэтрин было двенадцать номинаций. А у Мерил сейчас — уже восемнадцатая. 

Кстати, за лучшую женскую вспомогательную роль в том же «Августе» была номинирована легендарная «красотка» Джулия Робертс — она в фильме играет старшую дочь героини Стрип. Это ее первая серьезная возрастная роль, доказавшая, что она настоящая драматическая актриса.

Другие претендентки — Сандра Буллок за игру в компьютерной «Гравитации» и Джуди Денч за работу в «Филомене» — оказались в роли статисток. Тем более что по одному «Оскару» (как, впрочем, и у Бланшетт) у них уже есть.
54_02.jpg 

Лучшая мужская роль

Тут конкуренция была выше. По сути, все пятеро претендентов были достойны статуэтки, и любой выбор голливудской киноакадемии окажется, увы, несправедливым. Печальнее всего, что «Оскар» опять не достался истинно талантливому актеру Леонардо Ди Каприо, сыгравшему шулера-бабника-миллиардера в сатирическом «Волке с Уолл-стрит» Мартина Скорсезе. В каждой новой роли Ди Каприо прыгает выше головы. Но это его четвертая номинация на «Оскар». Вообще-то четыре номинации — это честь. Но для Ди Каприо — оскорбление. Он был бы достоин и десяти. И уж точно давно достоин статуэтки. Но ему не могут простить ранний суперуспех в «Титанике» (за который он, в отличие от других создателей «Титаника», не был даже номинирован). 

Не менее жаль, что мимо «Оскара» пролетел потрясающий афробританский актер Чиветель Эджиофор, сыгравший плененного интеллигента в трагедии «12 лет рабства», а также Кристиан Бейл и Брюс Дерн. Бейл, у которого уже, впрочем, есть «Оскар», из фильма к фильму меняет свой образ столь радикально, что его трудно узнать. Иногда ценой здоровья (для «Машиниста», снятого в 2004-м, он, и без того худой, сбросил 40 кг). 

Что до Брюса Дерна, отца актрисы Лоры Дерн, то у него «Оскара» нет. Но, сыграв в «Небраске» странного старикана, который то ли полубезумен, то ли пытается отчаянно доказать себе, своей семье, друзьям детства, что его провинциальная жизнь имела смысл, Дерн может утешиться призом за лучшую мужскую роль, присужденным ему в Канне 2013-го жюри во главе с самим Стивеном Спилбергом.

«Оскар» же достался Мэтью Макконахи за работу в драме «Далласский клуб покупателей». Именно Мэтью удостоился награды как лучший актер 2013-го от родной голливудской гильдии. Кстати, ради роли, где персонаж Макконахи не помирает от СПИДа в отведенный ему месяц, а продолжает активно жить, противодействуя мафии фармацевтических корпораций, актер, как в свое время Бейл, скинул невероятное количество килограммов, превратившись в обтянутый кожей скелет. «Оскар» обычно поощряет актерские подвиги.
54_03.jpg
 
Лучшая режиссерская работа

**Альфонс Куарон — создатель фильмов «И твою маму тоже», «Гарри Поттер и узник Азкабана» и «Дитя человеческое».
Тут все проще. Приз американской Гильдии режиссеров за лучшую, по ее мнению, кинопостановку года получила «Гравитация» (об отчаянии одинокого человека в космосе) — фильм, снятый работающим в Голливуде мексиканцем Альфонсо Куароном**.

За все время существования Гильдии режиссеров, начиная с 1948-го, известно всего шесть случаев, когда фильм, отмеченный этой гильдией как главный режиссерский успех года, не получал впоследствии «Оскар» за лучшую режиссуру. Так что остальные оскаровские номинанты — Дэвид О. Рассел за фильм «Афера по-американски», Александр Пейн за «Небраску», великий Мартин Скорсезе за «Волка с Уолл-стрит» и даже моднейший афробританец Стив Маккуин за «12 лет рабства» (в прошлом у него такие скандальные работы как «Голод» и «Стыд») остались в офсайде.
54_04.jpg 
Лучший фильм 2013 года

***«12 лет рабства» признан лучшим фильмом года, а «Гравитация» удостоилась звания лучшего британского фильма.
Ноздря в ноздрю шли два фильма: «Гравитация» и «12 лет рабства». Они поделили между собой «Золотой глобус», который не является ориентиром для «Оскара», но все же важен. Они, можно сказать, распилили призы британской телеакадемии BAFTA**. 

Самое главное: они взяли на пару главный приз за лучший фильм года американской Гильдии продюсеров. Обладатель этого приза и становится обычно главным оскаровским лауреатом.

Победил «12 лет рабства». Во-первых, здесь очень важная и по-прежнему во многом закрытая для Америки тема угнетения чернокожих рабов. Во-вторых, политкорректность (хотя фильм принципиально не политкорректен). В-третьих, Голливуд постоянно упрекают в расизме. А тут на сцену за главнейшей мировой кинонаградой года наконец-то может выйти афробританец! Это же для «Оскара» козырный туз! Впрочем, автору этих строк фильм «12 лет рабства» действительно очень-очень нравится. Не своими кошмарами, разумеется. Нравится именно как кино.

54_05.jpg 

×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.