26 февраля министр обороны Сергей Шойгу объявил о намерении России расширить сеть военных баз — «за счет таких стран, как Венесуэла, Никарагуа, Сейшельские острова, Сингапур»
02_02.jpg
Российский авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» после прибытия в сирийский порт Тартус. 8 января 2012 г.

Министр при этом уточнил, что одновременно будут активированы старые объекты на Кубе и во Вьетнаме. «Переговоры с этими странами ведутся, и Россия близка к подписанию соответствующих документов», — пояснил Шойгу.

Сейчас у России, как известно, есть только одна военная база в дальнем зарубежье — в сирийском порту Тартус. Впрочем, назвать ее базой можно лишь условно. Созданная когда-то для обеспечения кораблей Средиземноморской эскадры, она, по сути, прекратила свое существование в 1991-м вместе с «гибелью» самой эскадры. С тех пор в Тартус лишь изредка заходят корабли ВМФ РФ — там есть пункт материально-технического обеспечения, состоящий из плавучих причалов, плавмастерской, казармы и различных хозяйственных объектов, которые обслуживают 50 человек.

До 2002 года Россия использовала военную базу в Камрани (Вьетнам) и Центр электронного слежения в Лурдесе (Куба), но они были закрыты по решению Владимира Путина. После нападения «Аль-Каиды» на Америку у российского лидера быстро налаживались отношения с тогдашним президентом США Джорджем Бушем, но, вероятно, главную роль сыграли деньги: например, кубинцы запросили за аренду центра в Лурдесе $200 млн в год, что для Москвы было весьма накладно.

В середине нулевых из Кремля вновь начали поступать сигналы: Россия в ответ на развертывание американских ПРО в Восточной Европе разместит базы для дозаправки своих стратегических бомбардировщиков в Венесуэле и на Кубе. Однако эти задачи так и не материализовались. Братья Кастро, так до конца и не простившие Москве «перестройку» и прекращение массированных субсидий острову, весьма холодно отнеслись к этой идее. А венесуэльский лидер Уго Чавес был заинтересован прежде всего в покупке российских танков и самолетов, причем покупке в кредит, который он так и не отдал.

Что же касается базы в «бананово-лимонном» Сингапуре или на Сейшелах, то это вообще напоминает грезы. Может, у России настолько мощный флот, что ему понадобилась база в Индийском океане? Или есть ресурсы для поддержки военных баз на экваторе? Тогда почему Россия уже который год не может построить один-единственный современный порт в Новороссийске, куда рано или поздно должен переместиться Черноморский флот?

Министр Шойгу, похоже, просто попытался произвести впечатление на США после геополитического провала Путина на Украине. Но вызвал лишь смех. Ну как тут не вспомнить Александра Вертинского:

«В опаловом и лунном Сингапуре, в бури,
Когда под ветром ломится банан,
Вы грезите всю ночь на желтой шкуре
Под вопли обезьян»


фотография: EPA/ИТАР-ТАСС


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.