#Деньги

#Только на сайте

Рубль тронулся. Куда плыть инвестору?

03.03.2014 | Грозовский Борис | № 7 от 3 марта 2014

Как сохранить сбережения в условиях падения национальной валюты

С начала года рубль похудел уже на 8%, и, судя по всему, это не предел. Как сохранить свои сбережения — варианты анализировал The New Times

38_01.jpg
Пункт приема валюты в Санкт-Петербурге, февраль 2014 г.

Прочь от рубля!

Снижение курса рубля резко повышает для россиян актуальность темы заграничных инвестиций. Судите сами. Ставки по рублевым депозитам для граждан сроком на год составляют сейчас в среднем, по данным Центробанка, 5–7% годовых. Потребительские цены за 12 месяцев по январь 2014-го включительно выросли на 6,1%. Все проценты по депозиту «съела» инфляция. А если вы планируете потратить средства за границей или приобрести импортный товар, который дорожает вместе с ростом курса иностранной валюты, то выходит, что в реальном выражении отложенные на депозите средства уменьшились. Примерно настолько, насколько подешевел рубль. В такой ситуации продолжать держать средства на рублевых депозитах имеет смысл лишь тем, кто полагает, что девальвация рубля закончится на достигнутых уровнях или у кого потери от снятия средств превышают потери от обесценения рубля. Еще один вариант, при котором рублевые депозиты лучше не трогать — если находящиеся на них средства планируется потратить на товары, дорожающие медленнее инфляции.

Впрочем, ослабление рубля может ускорить рост цен. Падающий рубль уже подстегнул рост цен на бензин: оптовые цены на него стали расти с середины января, вскоре за ними потянулись и розничные (в среднем рост с начала года — на 0,3%).

Падение рубля делает привлекательными валютные депозиты. Если, скажем, за год рубль подешевеет против доллара на 15%, то годовой долларовый депозит даже с двухпроцентной доходностью поможет обыграть инфляцию как минимум вдвое (в реальном выражении средства вырастут на 6–7%).

Разумеется, на фоне ослабления рубля вырос отток капитала. Это не обязательно вывод денег из страны: инвесторы просто пытаются обменять дешевеющие рубли на дорожающую валюту других стран. По оценке Минэкономразвития, чистый отток капитала в январе достиг $17 млрд, он более чем втрое превышает среднемесячный отток за прошлый год (всего — $62,7 млрд). От рубля бегут не только домохозяйки, но и профессиональные инвесторы. Отток средств из фондов, инвестирующих в российские акции, продолжается, по данным EPFR Global, уже десять недель. Сейчас объем средств в этих фондах на самом низком уровне за последние четыре года — $9,5 млрд. Впрочем, инвесторы выводят средства и с других развивающихся рынков, особенно китайского.

Снижение рубля на 5% приводит к росту на 10-15% прибыли «Северстали» 

Выигравшие и проигравшие

Главный экономический агент, которому сейчас выгодно ослабление рубля, — это государство. В 2013 году 50,2% доходов федерального бюджета пришлось на нефтегазовые. Ослабление рубля увеличивает платежи от экспортных и импортных пошлин, уплачиваемый экспортерами налог на прибыль и другие налоги. В то же время автоматической индексации бюджетных расходов не происходит. Не меньше выгодно ослабление рубля экспортерам, которым оно поможет нарастить прибыль. Замедление российской экономики в 2012–2013 годах сопровождалось резким падением прибыли, получаемой предприятиями и банками. В январе-ноябре 2013-го совокупная прибыль была на 15,6% ниже уровня предыдущего года. Сильно снизилась рентабельность экспортных отраслей, включая металлургию, химические производства и др. Теперь они отыграются: по оценке Fitch, для «Северстали» или ММК снижение рубля на 5% приводит к росту на 10–15% прибыли (до выплаты налогов, процентов и амортизации). Вырастут темпы роста и у отраслей, производящих товары для конечного потребителя, включая пищепром: падение рубля приведет к снижению потребительского импорта.
 
Кто проигрывает? Во-первых, банки. Ослабление рубля, делая невозможным сбережения в национальной валюте, подталкивает население и компании тратить все сейчас либо использовать для сбережений иностранную валюту. Банки будут вынуждены либо существенно замедлить темпы прироста кредитов и депозитов, либо принять на себя существенные валютные риски. Поэтому банки «уговаривают» Центробанк смириться с ростом инфляции, но более активно удерживать от падения курс рубля.

ЦБ такой вариант, разумеется, не слишком нравится. Ведь ослабление рубля — не «рукотворный», а объективный тренд: профицит текущего счета стремительно тает из-за роста импорта услуг и доходов, выплачиваемых иностранным инвесторам. Добавьте сюда возобновившийся в 2008 году и не прекращавшийся с тех пор интенсивный отток капитала — и станет очевидно: ослаблению рубля может помешать только повышение цены на нефть. Если она останется на нынешнем уровне, годовые темпы ослабления рубля на уровне не ниже 10% нам, скорее всего, гарантированы. Если же нефть начнет дешеветь, ослабление рубля ускорится.

Grafik-1.jpg

Куда податься?

Страх и торопливость — не лучшие советчики, а обвальное, резкое падение (как в 1998-м или в 2008–2009 годы) рублю не угрожает. Никаких срочных причин выводить средства из рублевых активов нет. Но задуматься об этом стоит: в среднесрочной перспективе рубль будет плавно дешеветь даже при стабильной цене нефти.

Эти раздумья не обещают быть легкими. Сейчас экономика США понемногу набирает обороты, а развивающиеся экономики замедляются. Инвесторам, по выражению экономиста «Ренессанс Капитала» Олега Кузьмина, очень сложно объяснить, почему они должны инвестировать в российскую экономику, если она растет примерно теми же темпами, что и экономика США.

Развивающиеся рынки

Ослабление рубля — не только российская история: примерно теми же темпами падают индийская рупия и бразильский реал. Еще быстрее падают курсы турецкой лиры и южноафриканского рэнда. Поэтому вкладываться в валюты и акции развивающихся стран сейчас весьма рискованно. Для развивающихся рынков старт года оказался очень неудачным, худшим с 2010 года. Рынки акций 21 развивающейся страны, входящие в индекс MSCI, находятся сейчас недалеко от пятимесячного минимума, снизившись с начала года на 4,6%. Да, активы развивающихся стран стали относительно дешевыми, но у каждого из этих рынков есть проблемы, которые могут помешать дальнейшему росту, говорит Билл Гросс из Pimco, крупнейшего управляющего облигационными фондами. Управляющий Templeton Марк Мобиус тоже не думает, что у развивающихся рынков все худшее позади. Аналитики рекомендуют инвесторам вкладываться в страны, где нет политической нестабильности, зависимости от сырьевых доходов, дефицитов текущего сальдо, а госдолг невысок. Но рядовому инвестору едва ли доступны и понятны вложения в экономику Кореи, Филиппин или Мексики. Разумеется, приток денег на развивающиеся рынки возобновится, но в целом год для них едва ли будет легким.

Европа

Экономический рост в Европе остается крайне неуверенным. В декабре в Германии, Великобритании и Испании промышленность выросла меньше, чем ожидалось. Европейские рынки стагнируют, как и европейская экономика. За последние десять лет акции европейских эмитентов подорожали менее чем на 4%. Процентные ставки в Европе остаются на близком к нулю уровне, так что там иностранным инвесторам много не заработать.

США

Более привлекательны американские активы. После январского падения и бурного роста в феврале рынок находится совсем рядом с максимальными значениями. Но продолжится ли рост? Не исключено, что рынок возьмет паузу. Поэтому многие инвесторы впервые с лета 2013 года начали перекладывать средства в облигации. В течение всего прошлого года движение было противоположным: рассчитывая на восстановление экономики и рост процентных ставок, инвесторы уходили из фондов, вкладывающих средства в облигации, и покупали акции американских компаний.
Grafik-2.jpg

Большие деньги

Для богатых инвесторов альтернативой ценным бумагам, чьи перспективы неясны, может стать понемногу восстанавливающийся рынок недвижимости. Согласно Morgan Stanley, больше половины опрошенных из тысячи инвесторов с активами от $100 тыс. планируют в этом году вложение денег в недвижимость или фонды, инвестирующие в нее. Их можно понять: процентные ставки по облигациям низки, рынок акций перегрет прошлогодним ростом, а рынок недвижимости в США оживает. Жилье в двадцати американских городах стоит на 24% дороже минимума, достигнутого в 2012 году, и рост цен, скорее всего, продолжится. Среди российских инвесторов популярной идеей является сейчас покупка недвижимости в Европе. Там цены не падали так сильно, как в США, но и восстанавливаются медленнее.

Но и в Европе некоторые рынки начинают напоминать пузыри. Так, в Лондоне, где средняя цена жилья сейчас составляет около 404 тыс. фунтов, к 2018 году цены, по прогнозу EY, вырастут в 1,5 раза — до £600 тыс., или почти $1 млн. Пока в Великобритании цены на жилье в целом намного ниже докризисных максимумов. Но Лондон, где любят селиться арабские шейхи и бизнесмены из России, — исключение. Спрос инвесторов из Китая и Сингапура подстегивается девальвацией фунта, а в результате на рынке недвижимости образуется пузырь.

Выбор среднего класса

Российским инвесторам, не предполагающим в ближайшее время инвестировать в заграничную недвижимость и имеющим свободные средства, придется все же в скором будущем решить, насколько велика степень их доверия рублю. Если невелика, стоит предпочесть валютные активы, даже с низкой доходностью. Процентные ставки по депозитам на уровне 5–6% не позволят даже обогнать инфляцию. А максимальные ставки на уровне 8–9% дадут прирост средств на 2–3% по сравнению с инфляцией, но проигрыш на 8–9% из-за девальвации рубля (при условии, что дальше курс будет оставаться стабильным). Впрочем, ради попытки обыграть девальвацию гнаться за процентными ставками не стоит. Если банк предлагает больше 9–10% по годовому рублевому депозиту и больше 5% по валютному — скорее всего, он нуждается в деньгах настолько, что одалживать ему средства опасно. Разумеется, если инвестор не ждет снижения курса рубля или это его не смущает (деньги будут тратиться внутри страны, а инфляцию ЦБ удержит под контролем), то и инвестировать лучше дома. Российский фондовый рынок за последние три года находится в том же состоянии вялотекущей стагнации, как и экономика, но можно подумать о фондах, инвестирующих в корпоративные облигации. Обезопасить себя от потерь из-за обесценения рубля таким образом не удастся, но переиграть инфляцию — вполне реально. 


фотография: Сергей Ермохин/Интерпресс/ИТАР-ТАСС




×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.