#Мир

#Только на сайте

«Боливар» уже не выдерживает...

24.02.2014 | Евгений Бай | № 6 от 24 февраля 2014

В Венесуэле - свой Майдан

Так уж все совпало в этом мире: Каракас сейчас чем-то напоминает Киев. Терпение людей лопнуло после ареста оппозиционного лидера Леопольдо Лопеса — на улицы вышли десятки тысяч
50_01.jpg
Арест Леопольдо Лопеса национальными гвардейцами . Каракас, 18 февраля

«Я сам отдаю себя в руки несправедливой системы… Может быть, мой арест разбудит людей», — Леопольдо Лопес выкрикнул эти слова, перед тем как сдаться солдатам Национальной гвардии, окружившим его плотным кольцом. На дворе было 18 февраля. Накануне полицейские и агенты службы безопасности вломились в дом к Лопесу, но не застали его там. А на следующий день вожак оппозиционно настроенной студенческой молодежи, чьи портреты теперь встретишь в любом венесуэльском вузе, сам появился на одной из площадей Каракаса… И люди услышали его призыв.

«Террорист» с эскортом

Начались демонстрации еще 12 февраля, когда в стране отмечался День молодежи: тысячи молодых людей, в большинстве своем университетских студентов, вышли на улицы Каракаса, чтобы выразить протест против грубейшего подавления политических свобод, тотальной коррупции, чудовищной преступности, безудержной инфляции и острейшего дефицита всех основных продуктов питания — и это в самой богатой нефтью стране мира, где канистра бензина стоит дешевле бутылки минеральной воды!

Венесуэльские власти еще в прошлом году взяли под полный контроль последние независимые электронные СМИ — и единственным телеканалом, который передавал все происходящее в Каракасе в прямом эфире, был колумбийский NTN24. Однако на третий день протестов по указанию президента Венесуэлы Николаса Мадуро и его отключили от эфира.

Мадуро выступил по национальному телевидению. Но люди не услышали от него призыва к согласию и примирению. Венесуэльское правительство, сообщил президент, выслало из страны трех сотрудников американского консульства в Каракасе — им вменили в вину «слишком частые посещения университета и подстрекательства студентов к волнениям».

Одновременно обвинения в терроризме и попытке организации переворота были предъявлены и Леопольдо Лопесу. После ареста в тюрьму его лично сопровождал председатель Национальной ассамблеи (парламента) Диосдадо Кабельо, второй человек в венесуэльской иерархии. Как объявил президент Мадуро, он послал Кабельо «сопровождать «террориста», чтобы с тем ничего не случилось».

Несистемный лидер

У 42-летнего Леопольда Лопеса Мендосы безупречная биография. Он и профессиональный экономист, и дипломированный социолог, и уже опытный политический деятель. Образование получил в США — учился в частном Kenyon-college в штате Огайо, где получил диплом по социологии, после чего еще и окончил Школу государственного управления при Гарвардском университете: в 1996 году получил там степень магистра по специальности «Общественная политика».

С двумя дипломами Лопес вернулся на родину, где работал консультантом вице-президента крупнейшей венесуэльской нефтяной компании Petroleos de Venezuela, одновременно преподавал экономику в столичном Католическом университете. В 2000-м он становится мэром одного из наиболее крупных районов Каракаса — Чакао — и занимает этот пост в течение восьми лет, несмотря на обструкцию со стороны поданных «народного кумира» Уго Чавеса. А еще и сумел основать партию Voluntad Popular («Народная воля»), главной целью которой была борьба с бедностью, противодействие концентрации политической власти в одних руках и попранию закона.

Когда перед венесуэльскими оппозиционерами встал вопрос, кому доверить право соперничать с Чавесом на президентских выборах-2012, первенство досталось губернатору штата Миранда Энрике Каприлесу. Однако он проиграл выборы Чавесу, а после смерти венесуэльского лидера в марте 2013 года — и его преемнику Николасу Мадуро (хотя в том, что нынешний президент победил в честной борьбе, есть серьезные сомнения).

Вообще в последние месяцы Каприлеса все чаще критикуют за слишком мягкий курс, за то, что он постепенно превращается в «системного игрока». Леопольдо Лопес по сравнению с ним более энергичен, делает ставку на «силу улицы». Внешне Лопес даже выигрывает у Каприлеса — тоже фотогеничный, но в отличие от губернатора — ярко выраженный мачо, что для венесуэльских избирателей весьма важно.

«Болезни эпохи Чавеса помножены на некомпетентность и непопулярность Мадуро — режим вступил в период агонии»

Агония «социализма XXI века»

«Чавесовский «боливарианский социализм», который его основатель провозгласил «социализмом XXI века», переживает классический шторм, — разъясняет ситуацию в разговоре с The New Times известный венесуэльский аналитик Диего Мойя Окампос из исследовательского центра IHS Country Risk. — Нынешние демонстрации — самые массовые за последнее десятилетие».

По словам Окампоса, речь идет не просто о спонтанном проявлении недовольства молодежи. Против правительства Мадуро восстает вся страна: «После того как унаследованные нами болезни эпохи правления Чавеса были помножены на некомпетентность и непопулярность Мадуро, режим вступил в период распада и агонии».

Об этой агонии кричат и прилавки венесуэльских магазинов: на них отсутствуют мука, растительное масло, куры, мясо, сахар. Уже около полугода страна борется с хроническим дефицитом туалетной бумаги, а теперь к этому прибавилось и полное отсутствие бумаги для печатания газет.

В 2013 году нехватка продовольствия составляла 22,2%, а инфляция достигла самой высокой отметки в мире — 56,2%. С начала 2014 года ситуация усугубилась.

Но самое абсурдное положение сложилось в сфере валютного обмена. Официально один американский доллар стоит 6,30 боливара. А на черном рынке во второй половине февраля за один «гринбакс» дают уже 75–80 боливаров. И несмотря на попытки властей самим регулировать цены в магазинах, торговцы вынуждены ориентироваться именно на черный рынок, по курсу которого фактически живет страна.

Время raspacupo

Такая чудовищная вилка в двух курсах порождает нигде больше в мире не виданные сюжеты. Один из них называется raspacupo. Означает это слово одну простую вещь: после того как власти запретили банкам выдавать своим клиентам наличные в долларах, многие венесуэльцы выезжают за рубеж и там снимают американскую валюту со своих кредитных карточек.

Самое необычное здесь — в изменении маршрута. Если раньше граждане «страны Боливара» ездили опустошать свои кредитные карточки в Майами, Коста-Рику или Перу, то теперь многие из них направляются… на Кубу. На острове из-за сохраняющегося экономического эмбарго США пластиковые карточки американских банков не принимаются. А дружественной Венесуэлы — пожалуйста. «Поехать на Кубу за долларами? Еще недавно это казалось полным абсурдом, — недоумевает один из руководителей Ассоциации туристических агентств Каракаса Хорхе Гомес. — А с начала этого года стало обычной практикой. На рейсы до Гаваны невозможно купить билет — они забиты на недели вперед».

Как пишет испаноязычная газета США El Nuevo Herald, raspacupo процветало в Венесуэле и раньше, но прежде граждане складывались и отправляли за рубеж одного «агента» с несколькими банковскими карточками. Однако по мере роста курса доллара на черном рынке стали популярными и индивидуальные поездки, которые полностью себя окупают и приносят немалую прибыль.

Правда, для желающих попутешествовать по программе «карточный бизнес» положение осложняется тем, что правительство Венесуэлы задолжало международным авиакомпаниям $3,5 млрд, в связи с чем некоторые из них прекратили полеты в Каракас: в январе свернули продажи билетов американская United Airlines, канадская Air Canada и панамская Copa.

Кстати, напряженные отношения складываются у Мадуро и с крупнейшими мировыми автопроизводителями. 10 февраля японская Toyota объявила о прекращении сборки своих автомобилей в Венесуэле. Причина — установленный венесуэльским правительством жесткий валютный контроль, из-за которого отделение компании не может импортировать необходимые для сборки запасные части. И Куба, увы, здесь венесуэльцам уже никак не поможет: в январе на острове началась свободная продажа автомобилей японских и европейских фирм, но по ценам, в десятки раз превосходящим цены в Германии или США.
50_02.jpg
Смертельно раненную бандитами «королеву красоты» Хенесис Кармона увезли в больницу на мотоцикле. Валенсия (Венесуэла), 18 февраля

Операция «Минога»

Что ждет дальше Венесуэлу? Пока протестное движение столичной молодежи не в состоянии «свалить» режим Мадуро, признает Диего Мойя Окампос. Но перед преемником Чавеса встает более серьезная угроза — в нем перестают видеть лидера многие сторонники правящей чавесовской партии.

«Положение в Венесуэле намного острее и серьезнее, чем об этом говорят информационные агентства, — разъясняет в разговоре с The New Times политолог Рафаэль Равилья. — Мадуро не может объяснить людям, почему за год после смерти Чавеса настолько ухудшилось экономическое положение, и отсюда его нервные заявления. Главные слова, которые он произносит на митингах, — «фашист» и «переворот». «Фашистами» он называет лидеров оппозиции, а «перевороты», конечно, готовят США и власти Колумбии».

Но попытки списать домашние неурядицы на внешнего врага большинство венесуэльцев не устраивают. В ходе протестов последних дней погибли пять человек — но как? Очевидцы свидетельствуют: все они были расстреляны вооруженными байкерами — членами паравоенных формирований, действующих на службе режима. Одной из жертв стала победительница конкурса красоты в штате Карабобо Хенесис Кармона. Инцидент произошел в городе Валенсия на севере страны. Неизвестные подъехали на мотоциклах к группе протестующих и открыли по ним огонь. 22-летнюю Хенесис доставили в больницу с ранением головы, где она скончалась.

Согласно последнему опросу общественного мнения, проведенному фирмой ORC Consultores, деятельность Мадуро положительно оценивает лишь 23% граждан страны. Похоже, он удерживается у власти в основном благодаря поддержке Кубы, которая уже много лет играет роль ментора, определяющего политику и идеологию венесуэльских властей. «Маленькая Куба — словно небольшая рыба-паразит минога, которая присасывается к телу большого лосося (Венесуэлы) и кормится за его счет, пока лосось не испустит дух», — образно поясняет ситуацию Рафаэль Равилья.

«Поехать на Кубу за долларами — еще недавно это казалось полным абсурдом. А теперь на рейсы до Гаваны невозможно купить билет — они забиты на недели вперед»

Кубинское присутствие особенно заметно в венесуэльских вооруженных силах, где, по данным отставного генерала Антонио Риверы, работают свыше 400 кубинских советников, отвечающих за военную стратегию, боевую подготовку, организацию частей и воспитание военнослужащих. Их работу курирует замначальника кубинского генштаба 61-летний генерал Андольо Вальдес.

Под его руководством для венесуэльских военных готовятся несколько тактических сценариев — от отражения внешней агрессии до нейтрализации социальных протестов в стране. Но есть и еще один сценарий — он называется Operacion Bastion, подразумевающий прямое участие воинских частей Кубы в защите нынешнего правительства в Каракасе.

Однако такой сценарий вряд ли придется по душе националистически настроенному командованию венесуэльских вооруженных сил. По словам генерала Антонио Риверы, «растущее влияние кубинских военных все больше беспокоит высшее армейское командование Венесуэлы». В прошлом году 45 бывших офицеров и генералов опубликовали заявление, в котором обвинили правительство Мадуро в «разрыве конституционной нити». «Нынешние власти Венесуэлы, — говорится в заявлении, — находятся под полным влиянием кубинского режима», они «позволили коммунистическому режиму Кастро захватить Венесуэлу, отдали в руки иностранной державе природные богатства страны».

Впрочем, у патриотически настроенных военных свой, опробованный историей путь решения проблем: военный переворот. Кстати, в их послании есть любопытный пассаж: «военная акция против режима, направленная на восстановление демократии, оправдана самой конституцией страны». Поэтому они вряд ли найдут общий язык с протестующей молодежью. «Венесуэльские власти с большой помпой отметили в начале февраля 22-ю годовщину неудавшегося военного путча против правительства Карлоса Андреса Переса — тот переворот возглавил Уго Чавес, — напоминает The New Times Паулина Гамес, экс-депутат парламента Венесуэлы. — Однако бывшие путчисты больше всего на свете боятся, что против них самих военные применят старые методы. На фоне восстающего народа и растущего экономического кошмара эта угроза реальна как никогда прежде».



Венесуэла: хронология путчей

За последние 200 лет Венесуэла пережила 12 государственных переворотов. Первый — в 1835 году, когда против президента взбунтовался Конгресс республики. Начиная с середины прошлого столетия перевороты, в первую очередь военные, становятся традицией. В 1945-м военные свергают правительство Исаисы Медины, в 1948-м — правительство Ромуло Гальегоса. В 1958-м к власти приходит Патриотическая хунта, которая свергает президента Ромуло Бетанкура. 4 февраля 1992-го неудачную попытку военного переворота предпринимает подполковник Уго Чавес. В ноябре того же года, когда Чавес уже сидит в тюрьме, — новая попытка переворота против правительства Карлоса Андреса Переса, также неудачная. В 2002-м в ходе военного переворота от власти отстранен избранный демократическим путем Чавес. Он был арестован и сослан на остров Маргарита, однако путчисты потерпели поражение: два дня спустя преданные подполковнику военные взяли штурмом президентский дворец Мирафлорес и вернули Чавесу все его полномочия. Огромную роль в этой операции сыграли агенты кубинских служб безопасности.



фотографии: Jorge Silva/Reuters, Mauricio Centeno Notitarge/Reuters


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.