13 февраля глава Следственного комитета РФ по Москве Вадим Яковенко заявил, что присяжные заседатели не должны рассматривать дела о педофилии — они якобы «подвержены давлению извне».

Вообще-то на присяжных действительно давят. Вопрос только — кто? У меня на этот счет есть интересный опыт.

В прошлом году я была присяжной в Мосгорсуде. Слушалось дело об убийстве предпринимательницы, которую якобы заказала ее бывшая подруга. На скамье подсудимых — Л.К. В нашей коллегии были самые обычные люди, с виду такая случайная выборка. Слушал дело судья П. В первый день процесса он зашел к нам в совещательную комнату, как бы познакомиться: «Ничего, не переживайте. Это банальный убой». Я запомнила: это ведь такое необычное слово.

По закону судья не имеет права общаться с присяжными помимо судебных заседаний. А он заходил к нам ежедневно. Обычно разговоры сводились к одной фразе: «Вы же взрослые люди, все сами понимаете».

Перед самыми прениями я подала судье список из десяти вопросов — присяжные могут писать судье вопросы, и он задает их сторонам, если сочтет нужным. После заседания судья снова заходит к нам в комнату и говорит: «Кто писал эти вопросы?» Мне аж прямо страшно стало, но остальные присяжные меня не выдали. А судья продолжал: «У нас есть сведения, что на присяжных вышли адвокаты. Мы будем проверять каждого из вас».

Между тем среди десяти моих вопросов судье был один принципиальный: соответствует ли то, что показывал подсудимый на следственном эксперименте — а он показывал, как наносил удары погибшей, — тем травмам, которые были реально ею получены? Для ответа надо было сравнить результаты двух экспертиз. И у меня на этот счет были сомнения.

Если ты попал в коллегию присяжных, то быстро начинаешь чувствовать себя идиотом

 
На следующий день я пошла в отдел по работе с присяжными — занести документы для бухгалтерии, чтобы мне оплатили мою работу в суде. Девушка в отделе неожиданно спросила: «А что у вас в коллегии происходит?» Я, будучи человеком неопытным, вместо того чтобы повернуться и уйти, сказала: «Судья решил нас проверять, заходит к нам, разговаривает с нами».

На следующий день судья сообщил сторонам: у него, мол, есть докладная записка, из нее следует, что я сообщила сотруднику отдела по работе с присяжными какие-то сведения. Поэтому-де судья вынужден заявить мне отвод и вывести из коллегии присяжных…

Теперь я понимаю: если ты попал в коллегию присяжных и остаешься при этом человеком думающим, то достаточно быстро начинаешь чувствовать себя идиотом. Потому что идиотом тебя считают все.

Подсудимые врут, откровенно, и это видно. Прокуроры тоже врут и все время манипулируют присяжными. От всего этого создается ощущение, что ты сидишь в театре.

Возвращаясь к нашему случаю. Верховный суд в ближайшее время рассмотрит жалобу адвокатов подсудимых на вердикт присяжных. Так вот, один из аргументов защиты, почему надо отменить приговор: судья оказывал давление на присяжных заседателей и незаконно вывел меня из процесса.



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.