Британская полиция дежурит в дни Олимпиады у входа на стадион в Ковентри. Июль 2012 г.
На подлете к Лондону самолет, вылетевший из одной из ближневосточных столиц, внезапно изменил курс и стал резко снижаться, направляясь в сторону олимпийской арены, до отказа заполненной зрителями. На запросы диспетчеров экипаж не отвечал. Наземные службы пришли к выводу, что самолет с сотней или более пассажиров на борту, в том числе кучей детей, захватили террористы.
Вокруг Лондона базировались истребители «Тайфун», в кабине каждого круглые сутки дежурил летчик. Их можно было поднять в воздух за считанные минуты. На «железном кольце» вокруг британской столицы расположились зенитно-ракетные комплексы Rapier, а также пусковые установки Starstreak. Все они также находились в состоянии полной боевой готовности. Первое, что можно было попытаться сделать, — это с помощью «Тайфунов» заставить подозрительный самолет сесть на близлежащем военном аэродроме. Но что если для этого уже не остается времени? Или самолет откажется пойти на посадку? Тогда его придется сбить. Ведь пассажиры, скорее всего, обречены на гибель в любом случае. Но если позволить пассажирскому лайнеру упасть на стадион, то погибнет еще великое множество ни в чем не повинных людей, да и праздник Олимпиады будет полностью перечеркнут. Но кто должен принять роковое решение? Генералы ВВС? Начальники спецслужб? Нет, только и лично премьер-министр.
Такой жуткий сценарий в числе многих других всерьез рассматривало британское правительство накануне летних Олимпийских игр 2012 года, считая его вполне реальным. Ведь при планировании операции по обеспечению безопасности Игр необходимо было предусмотреть любой поворот событий. Масштабы же самой операции были просто беспрецедентными: ничего подобного силовые структуры, полиция и армия Великобритании еще не знали. По сообщению британской Службы безопасности МИ-5, объем только одной информационной работы — отслеживания активности потенциальных источников террористической угрозы — в период Олимпийских игр увеличился в четыре раза по сравнению с «мирным» временем.
„
Объем информационно-аналитической работы спецслужб увеличился вo время Олимпиады в четыре раза
”
К великому счастью, никаких террористических актов во время Олимпиады не случилось, хотя желающих их совершить наверняка было множество. В докладе, подготовленном британской контрразведкой, говорилось, что следовало ожидать нападений, взрывов, обстрелов и так далее с нескольких сторон. Прежде всего «Аль-Каиды» или других радикальных исламистских организаций, во-вторых — североирландских раскольнических группировок, отвергающих идущий в Ольстере мирный процесс. В-третьих, бог знает еще от каких анархистских или супрематистских групп (у США был печальный опыт).
С первыми двумя британские спецслужбы давно и относительно успешно ведут планомерную борьбу, хотя устроенные исламистами взрывы в Лондоне в июле 2005 года привели к гибели 52 человек. Но с тех пор все попытки серьезных терактов удавалось предотвращать — а попыток было сотни! Тем не менее далеко не все были уверены, что праздник спорта в Лондоне пройдет без сучка и задоринки.
Безопасность лондонских Игр обеспечивали также снайперы. На снимке: во время военных учений накануне Олимпиады. Лондон, май 2012 г.
В ожидании худшего
Многие подданные Ее Величества, если не большинство, ничего хорошего от лондонских Игр не ждали — ни красивого зрелища, ни спортивных успехов своей команды. Перед Олимпиадой хорошим тоном считалось ворчать: эта бессмысленная затея всем нам причинит бесчисленные неудобства. А сколько денег уйдет, словно в черную дыру. Ну и, конечно же, ожидали самых разнообразных неприятностей. Газета «Таймс» отразила широко распространенное среди британцев мнение, когда писала: «Предстоящие Олимпийские игры станут каталогом катастроф».
За десять дней до открытия Игр крупнейшая и всемирно известная международная охранная компания G4S (более 650 тыс. сотрудников в 125 странах) призналась, что не сможет выполнить своих обязательств по обеспечению безопасности на стадионах и других спортивных объектах: вдруг выяснилось, что должного числа охранников (свыше 10 тыс.) она подготовить не в состоянии. Изначально правительство Кэмерона надеялось обойтись лишь 2 тыс. таких охранников (именно столько их обязалась предоставить G4S), однако в конце 2011 года, отчасти под давлением американских экспертов, эта цифра была радикально повышена — в пять с лишним раз. G4S пообещала справиться с увеличением заказа, но тут выяснилось, что дополнительных сотрудников просто негде взять. На рекламные объявления откликались в основном хронические безработные, давно отвыкшие от какой-либо созидательной деятельности, а также недавние иммигранты. Многих из них практически оказалось невозможным обучить. «Таким людям нельзя доверить и мусорного ведра», — писала об этих рекрутах «Дейли мейл». Другие газеты рисовали ужасающую картину: потенциальные сотрудники охраны, с трудом объясняющиеся по-английски, засыпающие на занятиях, неспособные различить оружие и взрывчатку на экране рентгеновского аппарата... На одном из учений «зритель» свободно протащил на стадион 9-миллиметровый пистолет, спрятанный в носке... В итоге около половины обучаемых пришлось с курсов отчислить.
Казалось, худшие опасения начинают сбываться и надвигается катастрофа. Но правительство, надо отдать ему должное, немедленно мобилизовало дополнительно несколько тысяч солдат и полицейских, и те прекрасно справились с охранными функциями. Правда, общие расходы на безопасность пришлось увеличить чуть ли не в два раза — с £282 млн до 553 млн. Благо по другим статьям образовался небольшой недорасход в утвержденном бюджете.
Корабль британских ВМС «Ocean» — на страже Игр-2012. Лондон, июль 2012 г.
И сенсор, и глаз
Спектакль открытия Олимпиады оказался столь замечательным, что сразу переломил общественное настроение. В итоге и со спортивными достижениями все оказалось в порядке, и погода выдалась на редкость отличной, и ничего сколько-нибудь страшного не произошло в сфере безопасности. Ее обеспечили 13 тыс. полицейских и 17 тыс. военнослужащих. Действия армии и полиции никого особенно сильно не раздражали, потому что было наглядно видно: они стараются делать свое дело максимально эффективно, но тактично, так, чтобы свести к минимуму причиняемые публике неудобства. Впрочем, не все были довольны.
С воздуха Олимпийскую деревню и спортивные объекты прикрывали средства противовоздушной обороны, причем некоторые ракетные установки пришлось разместить на крышах жилых многоквартирных домов. Что, естественно, не могло понравиться их обитателям — они пытались избавиться от непрошенных «гостей», подавали иски, но поддержки у судей не получили, пришлось потерпеть. В устье Темзы и в местах проведения морских соревнований дежурили военные корабли. Олимпийский парк был окружен высоким — почти пять метров — забором. Над ним было установлено электронно-сигнальное заграждение высотой еще метр с лишним. По всему периметру разместили камеры визуального контроля, позволявшие круглые сутки следить за происходящим. 200 тыс. человек, ежедневно посещавших парк, проходили через четыре пропускных пункта, прозванных «туннелями истины», оборудованных рамками металлоискателей и высокочувствительными сенсорами, изготовленными компанией Smiths Detection — они считаются одними из самых совершенных в мире и способны обнаружить оружие, взрывчатые вещества и опасные биологические материалы. Кроме того, сумки и портфели для надежности досматривались старым добрым способом — человеческим глазом.
„
Безопасность лондонских Игр обеспечили 13 тыс. полицейских и 17 тыс. военнослужащих
”
Наконец, свою лепту внесли и волонтеры. Обеспечение безопасности не входило в их основные обязанности, но бдительность, проявленная этими бескорыстными энтузиастами, во много раз упрощала задачу силовиков.
Борьба с хакерами
Невидимой, но реальной угрозой оказались кибератаки. За обеспечение электронной безопасности Игр отвечала компания British Telecom, действовавшая в тесной координации со специально созданной информационно-технологической службой. «На протяжении Олимпиады приходилось отражать как минимум одну массированную хакерскую атаку в день, — рассказывает один из руководителей BT Марк Хьюз. — Было предпринято 212 млн попыток входа в систему с подозрительными целями. Самым грозным оказался день «суперсубботы» 4 августа — тогда пришлось отразить 128 нападений». Казалось, с таким беспрецедентным объемом невозможно справиться. Но ведь справились же! На вопрос, в чем главный урок Олимпиады с точки зрения электронной безопасности, Марк Хьюз ответил так: «Правильный подбор людей и организация всех процессов не менее важны, чем правильные технологии и компьютерные системы».
По данным Джерри Пеннела, руководителя IT-службы Олимпиады, «по крайней мере, одна кибератака представляла действительно большую угрозу», но и ее удалось отразить благодаря «точному планированию и энергии сотрудников». Вообще, по словам Пеннела, в команду собрали «небывалое число талантливых людей, полных энтузиазма и энергии». «И что, среди них не было ни одного, кто попал бы к вам по протекции?» — «Это не тот случай, — смеется Пеннел. — Мы не могли так рисковать».
фотография: Ki Price/Reuters, Hussein Malla/Associated Press, Luke MacGregor/Reuters