Активисты Майдана Сергей Нигоян и Михаил Жизневский были, скорее всего, прицельно расстреляны бойцами спецподразделения МВД Украины «Беркут». Спецкор The New Times провел собственное расследование
По утверждению украинского МВД, у милиционеров и солдат в Киеве нет летального оружия. Боец «Беркута», Киев, 22 января 2014 г.
Тела Нигояна и Жизневского с огнестрельными ранениями были найдены на баррикадах в центре Киева 22 января после атаки «Беркута». А позже появилась информация: в госпиталь в тяжелейшем состоянии с кровопотерей около трех литров доставлен еще один раненый — Роман Сеник: ему ампутировали руку, провели несколько операций, но спасти его жизнь врачам не удалось — спустя три дня он умер.
Во время вскрытия из тела Нигояна была извлечена свинцовая картечь, Жизневского пуля пробила навылет, поэтому найти ее не удалось, но остались входное и выходное отверстия диаметром более сантиметра. Пуля при этом однозначно не похожа на пулю от крупнокалиберной снайперской винтовки калибром 12,7 мм. Таким образом, какое-то время было непонятно, кто и как убил обоих активистов, свидетели инцидентов так и не нашлись. Это породило массу слухов — от снайперов спецвойск до провокации самих протестующих, якобы убивающих людей ради того, чтобы накалить обстановку.
Пуля, оставившая след на металлической стойке кафе на ул. Грушевского…
|
…совпадает с теми, что были представлены в 2009 г. на выставке вооружений на стенде МВД Украины
|
Пуля, которой был убит активист Майдана Роман Сеник, пробила ему плечо, раздробила руку и застряла в легком… |
…откуда ее извлекли в больнице и сфотографировали прямо на столике в операционной |
Еще деталь: после той атаки «Беркута» 22-го на металлической стойке кафе на улице Грушевского был обнаружен след от попадания некой пули. По конфигурации он был похож на резиновую пулю катушечного типа, которую используют спецподразделения, только меньшей длины, хотя и того же калибра. Пуля прилетела со стороны позиций, которые занимала милиция.
При сопоставлении этих фактов — результатов вскрытия погибших и следа от снаряда в кафе, — поначалу показалось, что «Беркут» стал использовать охотничьи боеприпасы. Ведь след на стойке идеально совпадал с подкалиберной латунной пулей катушечного типа 12-го калибра, предназначенной для охоты на крупных животных и наносящей тяжелейшие повреждения. Но выводы оказались скороспелыми.
С другого ракурса
*Защищает от выстрелов из автоматов АК-74 5,45 мм и АКМ 7,62 мм, сделанных с расстояния 10 м ± 0,1 м
|
Еще в 2009 году на выставке вооружений на стенде МВД Украины были продемонстрированы пули спецпредназначения, способные пробивать бронежилет 4-го класса защиты* или, чтобы легче было представить человеку неискушенному, пятимиллиметровый лист стали. Пуля — все того же катушечного типа, 12-го калибра. Притом — это важная отличительная деталь — с твердосплавным сердечником, темным острием, торчащим из тела пули. Разработаны пули были в НИИ спецтехники МВД Украины.
И если пулю, убившую Михаила Жизневского, найти не удалось, то из тела Романа Сеника она извлечена-таки была — все та же катушечная, все того же 12-го калибра. Из-за неудачного ракурса съемки сначала она была идентифицирована двояко: или это «пуля Блондо» (названа по имени создателя), или какая-либо из других охотничьих пуль катушечного типа: Рубейкина, Бублия и пр.
Однако затем появилось фото с другого ракурса, на котором отчетливо виден все тот же твердосплавный сердечник. То есть это не охотничья, а уже боевая пуля, более того, боеприпас специального назначения.
Корреспондент The New Times связался с человеком, опубликовавшим эти фотографии в Сети (источник просил не называть его имени, как и имени автора фотографий), и тот подтвердил: автор снимков — медик операционной бригады, пытавшейся спасти Романа и извлекшей из его тела пулю. Причем пуля была сфотографирована сразу после операции, прямо на манипуляционном столике медицинской сестры.
В Сети есть фотография аналогичной пули, подобранной 22 января на улице Грушевского после атаки «Беркута». Более того, есть все основания утверждать: след на стойке кафе оставлен этой пулей. Не «такой же» — а именно этой. Выдают повреждения как на самой пуле, так и на стойке кафе. Пуля ударила под углом сорок пять градусов ребром головной части — вот почему больше всего расплющена именно головная часть, по той же причине и след на стойке имеет трапециевидную форму, — а затем и всем корпусом и хвостовым оперением.
Как видим, речь идет о типе боеприпаса, продемонстрированном на выставке вооружений на стенде МВД почти пять лет назад. Прилетел он в кафе именно с той стороны, с которой шел — и стрелял — «Беркут». Одним словом, сомнений не остается: пуля, ударившая в стойку кафе, аналогична пуле, извлеченной из тела Романа Сеника.
Вопросы траектории
Вскоре после гибели Нигояна пошли слухи, что Сергей был убит в момент, когда он и еще несколько человек из числа майдановцев повалили на землю милиционера и стали его избивать. И, дескать, тогда-то сослуживец милиционера не растерялся, зарядил ружье (предположительно гладкоствольное помповое «Форт-500» украинского производства) патроном со свинцовой картечью и произвел выстрел.
Версия хоть и правдоподобная, но, пожалуй, несостоятельная. Дело в том, что в теле Сергея Нигояна четыре ранения: три — в грудную клетку спереди и одно — в голову. Человек, избивающий лежащего перед ним другого человека, должен стоять либо чуть нагнувшись (если бьет его руками или палкой), либо чуть наклонив голову (если бьет его ногами). И в любом случае голова его должна быть обращена к избиваемому — это ясно как дважды два. Но ранение в голове Нигояна указывает на то, что он либо избивал человека, почти полностью отвернувшись от него (все-таки это маловероятно), либо не избивал вовсе, а просто стоял (или шел), сильно повернув голову влево, почти обернувшись назад. Скорее всего, выстрел был сделан в тот момент, когда Нигоян находился в состоянии покоя, причем стреляли в него спереди и чуть справа.
Второй погибший, Михаил Жизневский, был прострелен в грудь, почти спереди, — но пуля вышла из спины ниже линии входа. Наконец, пуля, извлеченная из тела Романа Сеника, также вошла ему в плечо под углом — сверху справа и чуть спереди, раздробила руку и застряла в легком.
Получается, что как минимум в двух случаях из трех стреляли сверху.
Улица Грушевского располагается на подъеме. Внизу стоят протестующие, наверху — милиция. Более того, на возвышенности слева находится Мариинский парк, в котором и дислоцируется «Беркут», — оттуда они выходят на позиции и чаще всего ведут стрельбу.
Тело Нигояна было обнаружено в низине, ближе к стадиону «Динамо», то есть «Беркут» был по отношению к нему наверху и чуть правее — оттуда-то и прилетела картечь. Иначе ранение в голову образоваться никак не могло.
„
Не понять, что ты стреляешь боевыми патронами вместо резиновых и что ты не просто причиняешь боль, а убиваешь человека, можно только один раз. Ну два
”
Письмо от «бывшего»
Глава украинского МВД Виталий Захарченко по поводу характера ранений Нигояна заявил, что те, мол, причинены охотничьими боеприпасами, а они на вооружении сил милиции не состоят. Лукавит министр.
Боеприпасы, спецсредства и вообще любая амуниция могут быть приобретены силовыми структурами только в том случае, если укладываются в так называемые «нормы положенности», то есть, говоря обывательским языком, разрешены к применению. Их закупка жестко регламентирована: не состоящие в «нормах положенности» боеприпасы закуплены не могут быть в принципе.
Спецсредства для МВД Украины производят два предприятия. Первое — НПП «Эколог», выпускающий продукцию под маркой «Терен», тот самый слезоточивый газ «Терен-6», который благодаря событиям на Грушевского стал теперь известен всему миру, а также пластизолевые пули «Терен-12» и пр. Второе предприятие — уже упомянутый НИИ спецтехники МВД Украины.
В Киеве на корреспондента The New Times вышел человек с письмом от бывшего сотрудника этого НИИ спецтехники. Вот его содержание:
«Г-н Бабченко. Вот мой отчет о пулях (Сеник. — А.Б.) и картечи (Нигоян. — А.Б.). Я уточнял: МВД закупало патроны 12-го калибра для «Форт-500» со свинцовыми картечью и пулей (латунных не было, я уточнял). Но это информация по периоду несколько лет назад. Значит, в нормах положенности они есть. Производителя патронов не знаю. Это может быть и «Тахо», как, впрочем, и другой производитель. Для тендеров, проводимых в МВД, главное — минимальная цена.
Хотелось бы уточнить, в патроне, фото которого Вы мне выслали (в пуле. — А.Б.), сердечник твердосплавный, свинцовый или стальной?»
А вот оценка автором письма следа от пули в стене кафе на Грушевского: «Да, очень похоже».
Но самое интересное — о пулях с выставки спецсредств МВД 2009 года:
«Информация соответствует действительности. Спецтехника в 2006–2007 годах действительно проводила разработку патронов с такими пулями. Я не зря спросил о материале сердечника. Эти патроны предназначались для принудительной остановки автомобиля путем повреждения двигателя… Инициатор разработки — один из сотрудников института. Он уволился на пенсию в 2007 году. Это была даже не ОКР (опытно-конструкторская работа), которая должна заканчиваться опытной партией и, как правило, постановкой на вооружение, а НИР (научно-исследовательская работа), которая заканчивается отчетом. При этом возможно изготовление опытной партии. Какое-то количество было изготовлено и отстреляно на испытаниях. Работа, насколько я знаю, проводилась на кустарном уровне, фактически одним-двумя одиночками-рационализаторами. Участвовали ли в испытаниях в свое время беркутовцы — я не знаю. В руках эти патроны я не держал, поэтому не знаю, аналогичны эти патроны нынешним или нет. Но их на вооружение в любом случае не поставили… Те несколько опытных патронов были сделаны частным порядком и очень давно».
Делаем выводы: в нормах положенности сил МВД Украины как минимум есть свинцовая картечь и свинцовые пули 12-го калибра, а НИИ спецтехники производило разработку пуль с твердосплавным сердечником, опытная партия которых, вероятно, и попала в спецвойска МВД для отстрела и испытаний. Именно эту опытную партию и находят сейчас на киевских улицах и в телах митингующих.
Пять раз — не случайность
Отдавался ли кем-либо официальный приказ на применение боевых патронов по людям? Вряд ли. Это нелогично и нецелесообразно.
Возможно ли, что огонь этими боеприпасами велся случайно, по ошибке? Версия про попавшие по ошибке к сотрудникам спецназа охотничьи патроны поначалу не выдерживала критики, но теперь, выходит, — да, такое возможно. Во всяком случае, обстоятельства гибели Сергея Нигояна указывают на то, что боец спецподразделения, стрелявший по спокойно стоящему или медленно идущему человеку, возможно, и впрямь не знал, что его оружие заряжено боевыми.
Но для подтверждения этой версии необходимо, чтобы МВД Украины, во-первых, признало существование этих самых патронов, а также наличие в нормах положенности патронов со свинцовой картечью, а во-вторых — провело собственное расследование. Потому что не понять, что ты стреляешь боевыми патронами вместо резиновых и что ты не просто причиняешь боль (без потери сознания), а убиваешь человека, можно только один раз. Ну два. Но пятикратная случайность — уже не столь очевидная вещь. А именно столько подтвержденных случаев использования этих пуль наличествует на данный момент: трое погибших, одна пуля — в стойке и еще две извлечены из остовов сгоревших автобусов на баррикадах. Так что версию об эксцессе исполнителя из «Беркута» также не стоит списывать со счетов.
Применялись ли в Киеве летальные боеприпасы по халатности или умышленно — в любом случае ясно одно: Сергей Нигоян, Михаил Жизневский и Роман Сеник погибли от боевых пуль спецназначения, выпущенных бойцами «Беркута». Доказательств больше не требуется.
фотографии: Ефрем Лукацский/Associated Press, Аркадий Бабченко, Яндекс.Фотки пользователь minkin3