#Только на сайте

Станцевала протест

30.01.2014 | Екатерина Селиванова

Балерина выступила против российских законов

30 января в Москве в сквере Яузские Ворота при минус 25°С профессиональная балерина Александра Портянникова станцевала «одиночный протест» против репрессивных законов в России. Акция была организована при участии правозащитной организации Amnesty International. Девять директоров европейской секции организации сразу после выступления передали петицию в приёмную Президента РФ в Москве: они призвали президента Путина к отмене законов, которые «ограничивают право россиян на свободу выражения мнений, собраний и объединений». О том, как готовилась акция и как принятые законы касаются балерин The New Times поговорил с Александрой Портянниковой

0_e91f6_1841622b_XXL.jpg
Перфоманс Александры Портянниковой в сквере Яузские ворота 30 января 2014 года

Расскажите о сути акции. Против чего вы танцевали?

Эта акция была против законов, которые принимаются у нас в стране и ущемляют права человека, в частности право на выражение собственного мнения. Это и закон об НКО-иностранных агентах, и закон о запрете пропаганды гомосексуализма, и так далее.

Ситуация с телеканалом «Дождь» имеет к этому отношение, или просто так совпало? 

Так совпало, потому что эту акцию мы планировали сильно заранее. Но и я, и организаторы – мы все в курсе того, что происходит с «Дождем», и это нас очень сильно беспокоит.

MV0A9349.jpg

Балерина готовится к выступлению на морозе 30 января 2014 года

Сразу после вашего выступления европейские представители Amnesty International подали петиции против репрессивных законов в России. Так было запланировано?

Да. Мне рассказали, что будет проводится акция, посвященная вручению петиций директоров европейских секций Amnesty International против репрессивных законов, я решила выступить. Уличные акции для меня - мощный способ воздействия. Это то, что может по-настоящему тронуть зрителей. То представление, которое мы устроили сегодня – моя первая акция, посвященная конкретно гражданской активности. До этого мы проводили только художественные акции, но у нас был потенциал и интерес к проестным перформансам. Дело в том, что сейчас очень многое обсуждают в сети, но все сидят на стульях - в этом меньше правды, чем даже в тех 
«белых кругах», которые делали люди два года назад. Какое-то реальное действие, связанное с собственным физическим вовлечением и с некомфортными условиями, в которые ты себя ставишь, для меня более значимо, чем обсуждение на словах. Зная, что Amnesty International будут подавать петицию, мы сделали этот акт более перфомативным: не просто «все вместе собрались». Мы хотели, чтобы в этом было больше жизни и экстрима. А в нашей жизни его довольно много.

Прохожие как-нибудь на вас реагировали?

К сожалению, в нашей стране можно санкционировать акцию только в том месте, где никто, кроме прессы, ее увидеть не сможет. Прохожих там не было. Я должна была выступить в сквере у памятника героям Плевны на Китай-городе, но там нам не разрешили. Нас отправили туда, где никаких случайных людей нет - в сквер Яузские Ворота. Это тоже показатель ситуации в нашей стране.

0_e91f4_ccd726b8_XXL.jpg

Перфоманс Александры Портянниковой в сквере Яузские ворота 30 января 2014 года

Вы профессиональная балерина?

Я профессиональная танцовщица современного танца, но у меня есть классический бэкграунд: я закончила Академию русского балета им. Вагановой по направлению современного танца. По образованию я хореограф-педагог. Работаю в танцевальном коллективе, мы ставим спектакли, перфомансы, а также я преподаю современный танец.

И состоите в Amnesty International?

Я не единственная танцовщица, которая с ними сотрудничает. Но мы не являемся членами организации, мы их соратники.

Как законы, против которых вы выступили, касаются лично вас? 

Они глубоко касаются творческих людей. Есть, например, закон, который запрещает пропаганду ЛГБТ. Он очень сильно влияет. Я знаю много представителей гей-меньшинств, которые ведут обширную деятельность по развитию современного искусства в России. Я была очень обеспокоена, когда этот закон принимался. Современное искусство не должно замалчивать тему ЛГБТ. А когда у нас запретили деятельность НКО, все художественные проекты, особенно связанные с современным искусством, были приостановлены. Ведь они финансируются исключительно некоммерческими организациями. Сейчас современному искусству приходится выживать какими-то нечеловеческими усилиями. Ударили по больному.


Фотографии: Amnesty International, styazshkin.livejournal.com



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.