Инна Богословская, депутат Верховной рады:*
*Вышла из «Партии регионов» 30 ноября после разгона студенческой демонстрации на Майдане.
Янукович сейчас ведет себя неадекватно. Он всех боится и полагается только на абсолютно проверенных людей. Только этим можно объяснить назначение на пост главы администрации президента Андрея Клюева, за которым стоит вся пропутинская команда. Не должно быть никаких иллюзий: на Украине пытаются воплотить в жизнь путинский сценарий. Цель: создать в стране напряжение и договориться с международным сообществом, что в зону влияния России отойдет страна, где якобы началась гражданская война.
Я знакома с Виктором Януковичем лично и знаю, что он способен принимать адекватные решения — так бывало и в 2004-м, и в 2007-м. Он способен осознать, что события принимают слишком опасный оборот, и остановиться. Но это возможно, только если будет давление со стороны общества. А оно сейчас усиливается, причем не только на Майдане. В регионах люди берут власть в свои руки, в Раде мы наблюдаем процесс развала фракции Партии регионов — многие начинают выходить из нее, некоторые отказались принимать участие во внеочередной парламентской сессии, которая попытается ввести в стране ЧП. Если это будет продолжаться, Янукович потеряет поддержку в парламенте. Идеальный вариант в таком случае — формирование нового большинства в Раде, возврат к Конституции 2004 года и парламентско-президентской республике, избрание технического правительства, отставка всех силовиков с наказанием виновных, роспуск «Беркута», освобождение политических заключенных.
Понятно, что будет какой-то период двоевластия, Янукович может захотеть и в такой ситуации поиграть в силовой вариант. Но в этом случае его ждет либо судьба Чаушеску, либо Гаагский трибунал.
Глеб Павловский, политтехнолог, в 2004 году — консультант избирательного штаба Виктора Януковича
И Янукович, и лидеры оппозиции утратили контроль над общей ситуацией. Многие у нас исходят из предположения — чисто российского, — что ситуацию, мол, определяет президент. На самом деле это не так. Вообще в Киеве это всегда было не так, а сейчас и подавно. Президент может ухудшить ситуацию теми или иными своими действиями. Наверное, может немножко ее улучшить. Но он не может радикально ее изменить.
На Украине идет разрушение всех привычных институтов — общественных и политических, во всяком случае, в столице. Это колоссальной величины кризис. И непонятно, кто из него выйдет живым. Управление потеряно. Лидеры оппозиции живут в мире украинской романтики, выступают с лирическими обращениями, вместо того чтобы предлагать людям какие-то пути выхода (из кризиса). Более-менее правильно ведет себя Кличко, но сказывается отсутствие у него политического опыта.
Президент, с одной стороны, решил одну из задач — консолидировал вокруг себя свой прежний электорат, который частично был им утерян в прошлом году. Но — ценой того, что восстановил против себя Киев. Завоз в столицу отрядов гопников с востока, которые разбивают автомобили и, что еще хуже, нападают на людей, — невероятное для Украины поведение (власти), там к этому не привыкли. И тем более — похищения людей (хоть их потом и находят). Пытки, избиения, такая вот латиноамериканская ситуация — все это шокирует Киев. Мне неведомо, что из этого делалось по приказу, а что — эксцесс каких-то людей в команде президента, но ситуация взорвана. Янукович сейчас, судя по всему, тоже в растерянности. Посредников нет, непонятно, о чем договариваться, радикалы с обеих сторон становятся неуправляемыми.
Накал ненависти, который мы наблюдаем в Киеве, характерен скорее для гражданской войны. Как минимум это приведет к тому, что любое будущее правительство Украины окажется более авторитарным, чем сейчас.
Алексей Блюминов, политолог (Киев)
Янукович сейчас реально не знает, что делать дальше. Большинство украинцев, даже те, кто не выходил на площадь, пассивно поддерживают протест. Это видно невооруженным глазом. Даже на востоке страны большинство населения властью недовольно, правда, там не поддерживают и оппозицию. Дальше будет эскалация конфликта. Оппозиция теряет поддержку Майдана. По регионам идет захват местных администраций, происходят знаковые отставки чиновников. Подавить протест силовым путем сейчас вряд ли возможно: даже если зачистят Грушевского, люди отсюда побегут на Майдан, а там уже возведены укрепления, баррикады. Осажденные могут отбиваться там несколько дней кряду, возможны полномасштабные уличные бои. Ситуация патовая: Майдан никто не контролирует, но и подавить его сейчас невозможно.
С другой стороны, если оставить все как есть, через несколько дней повсеместно начнутся захваты административных зданий. На юго-востоке депутаты еще могут собраться и обратиться за помощью к Путину. Но это автоматически убирает Януковича из повестки. Он становится никем.
По сути, в стране есть две противоборствующие стороны: Майдан с поддерживающей его частью Украины и юго-восточная бюрократическая фронда. Януковича нет. Большой бизнес тоже ставит на «верняк», поэтому в перспективе Януковичу рассчитывать на его поддержку не стоит.
Силовые протесты без политического центра быстро скатятся к погромам, и так или иначе появится сила, которая возьмет на себя ответственность. У нас это могут быть какие-то отставные генералы СБУ, которые все еще имеют авторитет в силовых структурах. Ситуация безвыходная.
Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии
Предсказать что-то сейчас практически невозможно. К примеру, 19 января, когда начались беспорядки, позиция власти была очень сильная, а на следующий день, наоборот, ситуация ухудшилась, поскольку власть никак не реагировала. Все постоянно меняется.
Президент Янукович начал переговоры с оппозицией, что само по себе очень хорошо, но с этими ребятами — Кличко, Яценюком и Тягнибоком — очень сложно вести переговоры. Во-первых, у них нет единой воли, во-вторых, каждый из них хочет играть перед остальными роль решительного революционера. И если один проявляет хотя бы минимальную склонность к компромиссу, то сразу получается, что он занимает слабую позицию перед остальными. Эта троица контролирует лишь часть того народа, который собрался на Майдане. Люди, которые нападают на милицию, вообще никого не слушают, но их не так уж много. Сейчас их сила умножается за счет того, что они ощущают поддержку «большого Майдана». А ведь три лидера оппозиции могли бы поставить заслон этим агрессивным ребятам, предоставив им возможность воевать самостоятельно, — ясно, что тогда их можно было бы легко изолировать. Но поскольку Кличко, Яценюк и Тягнибок этого делать пока не хотят, то власть может выдвинуть им условие: приструните радикалов, иначе переговорный процесс не пойдет.
Сейчас говорят о возможной отставке правительства, но в нашей конституционной системе это не принципиально: если правительство уйдет, президент назначит новое, которое будет ему также предано. У Януковича есть парламентское большинство, которое проголосует за любой список, представленный президентом. Но мне кажется, он вряд ли пойдет на какие-то решительные изменения в составе правительства, потому что это не решит проблемы противостояния. Это станет такой маленькой победой оппозиции, после которой они будут просить новых уступок.