Ситуация в Украине по-прежнему остается крайне неустойчивой. Куда в следующую минуту качнется маятник, предугадать невозможно. Власть может пойти на уступки, чтобы попытаться найти мирный выход из кризиса путем переговоров и компромиссов. А может распорядиться жестко подавить протестные выступления с последующими точечными репрессиями. Ну и никто не может гарантировать, что в стране не победит Майдан и его сторонники

RIAN_02340192.LR.ru.jpg

Участники акции сторонников "Партии Регионов" смотрят телетрансляцию пресс-конференции Виктора Януковича в Мариинском парке в Киеве

Хороший сценарий - только первый. Второй и третий таят в себе угрозу развала страны, и без того расколотой. На Западе Украины и - в несколько меньшей степени - в центральных регионах, а также в Киеве, где традиционно сильны оппозиционные настроения, люди едва ли безропотно примут попытку окончательно утвердить авторитарный режим à la Лукашенко. Вплоть до того, что попытаются создавать альтернативные органы власти, что уже происходит во Львове, Ровно, Житомире, Виннице, Черновцах и других областных центрах, где демонстранты захватывают областные администрации, вынуждая уйти в отставку назначенных  президентом губернаторов. Отсюда - шаг до появления самопровозглашенных автономных или квазинезависимых территорий со всеми вытекающими последствиями.

Президент в проигрыше

Кому-то может показаться, что страхи преувеличены и активно протестует лишь некое меньшинство; что все драматические события в Киеве происходят лишь на крошечном пятачке в центре города, где стреляют, швыряют коктейли «Молотова», горят покрышки, а на соседних улицах продолжается обычная жизнь: работают магазины, кафе, рестораны, снуют машины, люди ходят как ни в чем не бывало, как будто им дела нет до всего происходящего.

Но это впечатление обманчиво. По всем опросам, симпатии большинства киевлян на стороне протестующих. Достаточно вспомнить, что на последних парламентских выборах в октябре 2012 года, когда политическая ситуация была куда более спокойной, кандидаты от правящей Партии регионов не прошли ни в одном из киевских избирательных округов. Проиграли даже те, кто маскировались под «независимых» кандидатов. А в одном округе в отсутствие других сильных кандидатов от оппозиции киевляне даже поддержали представителя ультра-националистической «Свободы», что еще недавно казалось нонсенсом. Сегодня же популярность власти упала настолько, что опросы общественного мнения фиксируют: если бы завтра был второй тур президентских выборов, то действующий президент Янукович проиграл бы даже лидеру националистов Олегу Тягнибоку, что еще вчера тоже считалось ненаучной фантастикой. Кстати, в связи с последним обстоятельством в ближайшем окружении Януковича забросили прежний хитроумный план - помочь Тягнибоку выйти во второй тур, где избиратель предпочтет ему Януковича как меньшее из зол (примерно по такой схеме в 1999 году украинские политтехнологи помогли Леониду Кучме переизбраться на второй срок, выведя против него во второй тур лидера украинских коммунистов Петра Симоненко). Сегодня это уже не проходит: слишком велик риск проиграть любому оппозиционному кандидату.

Если же представить, что в Киеве побеждает уличный протест, правительство уходит в отставку, отменяются репрессивные принятые 16 января законы, Восток и Юго-Восток Украины (Донецк, Луганск, Харьков, Одесса, Крым) могут точно так же воспринять это в штыки. Сила антизападных, антилиберальных, пророссийских настроений в этой части Украины, возможно, преувеличивается, особенно среди молодежи. Но вот среди людей старших поколений, а также местных политиков, чиновников, бизнесменов, журналистов и прочих лидеров общественного мнения подобные настроения весьма сильны. Эти-то люди и составляют ядро электората Януковича, с которым он не может не считаться. Этот электорат поредел, это совсем не «креативный класс», эти избиратели являют собой, возможно, самую ретроградную часть украинского общества, но их все равно миллионы. Других по-настоящему верных сторонников у Януковича нет.

Это, между прочим, одно из важных объяснений, казалось бы, иррационального ноябрьского решения президента Украины отказаться от подписания соглашения об ассоциации с ЕС. Хорошо информированные источники утверждают, что в свете предстоящих в 2015 году выборов Янукович просчитал ситуацию так (помимо российских миллиардов): никакие достижения на пути евроинтеграции не добавят ему голосов ни на западе Украины, ни в центре; он там все равно чужой, за него там все равно не проголосуют. А вот пророссийский восток страны может не простить ему ухудшения отношений с Москвой, которое было неизбежным. И тогда он потеряет голоса самых преданных своих избирателей, которыми - этот политологический урок Янукович выучил давно и крепко - политик обязан дорожить более всего.

И если этот электорат вдруг почувствует, что и в нынешней ситуации его подвели, предали, бросили на произвол судьбы, оставили один на один с «майдаунами», «бандеровцами», «нациками», неизбежно начнет раскручиваться спираль того же самого сепаратизма. Причем все ведь помнят, что во время предыдущего масштабного политического кризиса в 2004 году – «Оранжевой революции» - сторонники Партии регионов даже предприняли попытку создания Северодонецкой республики. По Киеву уже ходят слухи, что некоторые горячие головы уговаривают Януковича перебраться из мятежного, отвергающего его Киева в относительно спокойный Харьков, который в начале XX века в течение 15 лет был столицей Советской Украины.

Синдром 2004

Беда в том, что обе стороны конфликта не демонстрируют энтузиазма по поводу мирных переговоров. Тому есть много причин. К примеру, партия власти страдает политическим недугом, который я называю «синдромом 2004 года». И сам Янукович, и многие влиятельные политики-«ястребы» в его ближайшем окружении свято верят, что в 2004-м «голуби» украли у них победу. Они убеждены: если бы  в разгар «Оранжевой революции» им позволили бы применить силу, разогнать собравшихся на майдане сторонников Ющенко, то им удалось бы отстоять первоначальный результат президентских выборов, когда победителем был провозглашен Янукович. Но им не дали этого сделать всякие доморощенные миротворцы и иностранные посредники, мягкотелые трусоватые либералы, так что в результате президентом стал Ющенко. Кстати, показательно, что новым главой президентской администрации  в минувший четверг назначен Андрей Клюев - политик, пользующийся репутацией сторонника жестких силовых методов решения проблемы Майдана и сближения с Москвой.

Что касается активистов Майдана, то они, по моим наблюдениям, иногда демонстрируют излишнюю самоуверенность, им, наверное, порой кажется, что противостоящая им власть - колосс на глиняных ногах, стоит еще чуть-чуть, еще разок всем поднавалиться - и она рухнет. Им хочется победы нокаутом. В четверг ночью Майдан попросту освистал вернувшихся после переговоров с Януковичем «трех богатырей», как с некоторых пор иронически называют трех лидеров оппозиции  - Кличко, Яценюка и Тягнибока, и потребовал прекратить бесплодные переговоры с властью. Хотя власть, похоже, обеспокоена и готова пойти и на переговоры, и на некоторые уступки. Особенно после настойчиво повторяющихся сообщений о том, что Россия может приостановить финансовую помощь Януковичу, если он не наведет порядок в стране.

Впрочем, рядовых участников протеста можно понять: существует колоссальный кризис доверия по отношению к власти, слишком многим кажется, что власть лишь имитирует переговоры и обещает пойти на уступки только ради того, чтобы выиграть время - а вдруг протест начнет спадать? Впрочем, спад намечался уже не раз и всякий раз в этот самый момент власть с удивительным постоянством и дальновидностью подбрасывала новые поленья в затухавший уже было костер общественного гнева.

У оппозиции, к тому же, есть две большие проблемы. Во-первых, дефицит лидерства. Образно говоря, нужен человек, который способен был бы повести себя как Ельцин на танке в августе 1991-го. Казалось бы, двух метровый великан Виталий Кличко мог бы стать таким лидером, но у него пока не совсем получается. Во-вторых, оппозиция зависит от своих финансовых доноров. Все они, почти без исключения, крупнейшие украинские олигархи, у которых давние и близкие отношения с президентом и партией власти, и которые никак не решатся начать в открытую поддерживать его политических противников и будущих соперников. Хотя все наблюдатели сходятся на том, что крупный украинский бизнес демонстрирует все меньше желания видеть Януковича президентом Украины еще на пять лет. Но от желания до действительности, как известно, иногда - дистанция непреодолимая.



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.