В ответ протестующие подожгли автомобильные покрышки - десятки, если не сотни, и таким образом установили огненно-дымовую завесу. С ветром протестующим повезло, весь дым - густая черная гарь - несет в сторону милиции. Дышать очень тяжело. По-моему, даже еще хуже, чем газ.
Из-за дыма молодежь закидывает войска зажигательной смесью и камнями, те в ответ стреляют пластиковыми пулями и гранатами.
Во время атаки "Беркут" разгромил пункт добровольной медицинской помощи - закидал его светошумовыми гранатами, которые в закрытом помещении очень эффективны, контузить может достаточно сильно, затем ворвался внутрь, избил медиков-волонтеров, перевернул и разломал мебель, избил раненных и частично увел их в неизвестном направлении.
Пострадавших несколько десятков. Волонтеры говорят как минимум о 28 раненных. В основном это контузии, осколочные ранения от разрыва гранат, пулевые и от избиения дубинками.
В этом же медпункте подтверждают и информацию об огнестрельном ранении как минимум одного из двух найденных сегодня утром убитыми протестующих. Две пули - в грудь и в голову. Одна калибра 7,62 мм. Ранение смертельное. Факт применения огнестрельного оружия признала также и прокуратура. Впрочем, МВД использование боевого оружия отрицает.
Все это выглядит довольно странно и нелогично. Среди самих протестующих также ходит версия о том, что эти смерти, возможно, провокация.
Но пластиковыми и резиновыми пулями стреляли сегодня очень активно. Причем если раньше стрелок старался не демаскировать себя, то сегодня стрельба велась в открытую. Стрелок появляется из-за щитов в шеренге полиции, делает несколько выстрелов и скрывается обратно.
Тем временем, под прикрытием дыма полицейские пригнали БТР и начали растаскивать баррикады. Точнее, остовы двух сгоревших автобусов, которые протестующие предыдущей ночью оттащили метров на двадцать назад, пытаясь сделать себе проход для возможного последующего штурма.
Со второго раза автобусы были оттащены. Выполнив эту задачу, полиция построилась и колоннами вернулась обратно на исходные позиции.
Сейчас ситуация вернулась к статусу-кво. Полиция вернулась за баррикады, правда, не подпуская уже к ним митингующих, те жгут покрышки и кидают бутылки с зажигательной смесью.
Ситуация становится серьезной. "Беркут" вызывает у людей уже откровенную ненависть. И если с погибшими до конца пока так ничего и не ясно, то разгром медпункта и избиение врачей прощать уже не хотят. Начинаются уже не политические, а личностные отношения.
Фото погибшего в ходе противостояния активиста Сергея Нигояна
Площадь уже действительно напоминает театр боевых действий. Остовы сожженных и перевернутых машин, гильзы, оболочки гранат, гарь, копоть, дым. Об интенсивности противостояния можно судить по цвету снега - он идет уже вторые сутки и вторые сутки он постоянно угольно-черный, так как все горит и взрывается не переставая.
Министерство обороны Украины заявило, что применения армии против протестующих не будет, но здесь в это верят уже слабо - потому что данные властью обещания нередко нарушались ей же через несколько часов - и ждут ввода войск и чрезвычайного положения. Масла в огонь подливает указ МВД о принятии положения о статусе подразделения специального назначения "Беркут", где, в частности, прописан и пункт о правомерности применения им огнестрельного оружия. Также Кабинет министров снял сегодня ограничения на использование водометов при морозе.
На Майдане сейчас муравейник. Народу - вагон. Намного больше десяти тысяч точно. Все улицы перегородили баррикадами - вот вообще все, даже те, что раньше всегда были свободны. Огромными, метров по пять высотой, по старой технологии - из мешков со снегом. Когда только успели?
Какая-то прямо предновогодняя суета. Все суетятся, чего-то делают, укрепляют, таскают, поливают водой. Такой духоподъемный коммунистический субботник. Все бодры, веселы. Общее состояние людей я охарактеризовал бы как "радостное ожидание надвигающегося звездеца".
Дым от горящих покрышек закрывает полнеба. В падающем снеге - красиво смотрится, черт побери!
Власти в ответ намекнули, что в случае введения режима ЧС интернет и телефон будут отрублены.
Сегодня было предписание закрыть все офисы и учреждения до 16.00. Поэтому почти все кафе, рестораны и магазины вокруг Майдана закрыты. Только Макдональдс послал всех на фиг и работает. Очереди. Поесть стало почти негде.
Кличко с Яценюком, вернувшись от Януковича, сказали, что ловить больше нечего, все теперь понятно и объявили ультиматум на 24 часа. Если через 24 часа он не будет выполнен, то они сделают что-то, но что - я так и не понял.
Поэтому народ ожидает превентивного штурма сегодня ночью. Вполне логично. Но только эта власть за два месяца противостояния еще ни разу в своих поступках логикой не руководствовалась.
Утро: площадь у стадиона "Динамо" все больше напоминает Грозный во время войны. Вот теперь уже очень похоже. Интересно наблюдать за трансформацией пространства. Если в первый день сгоревшие грузовики были еще зеленого цвета, то теперь ост овы - пепельно серые. Прокалили все насквозь. Пять дней здесь все жгли так, что из цветов вообще остался только серый цвет окалины. Серые остовы техники, серый снег, серый дым, серая перевернутая легковушка, серые стены, серые милиционеры. И если раньше представить здесь военные действия было сложно - танки в живом городе всегда смотрятся странно - то теперь площадка дозрела. Сюда они впишутся уже как родные.
Хожу по улицам и чувствую себя в кадрах кинохроники 1994 года, когда Грозный поначалу тоже был цветной, поначалу танки там тоже смотрелись странно, поначалу огонь и горящие машины на улицах тоже были событием и не к месту, а потом город превратился в марсианский пейзаж, от него остался только серый сгоревший обоженный остов, все к этому привыкли и прошлая - цветная - жизнь: странной казалась уже именно она.
Вот и я сейчас смотрю на фотографии улицы Грушевского пятидневной давности и они кажутся мне странными. Такой улицы больше не существует. Здесь теперь все по-другому. Совсем по-другому.
И люди в противогазах уже - естественны.
Фотографии: Аркадий Бабченко, REUTERS/Stringer, аккаунт vk.com Сергея Нигояна