#Деньги

#Только на сайте

Биткойн: «бабло» из чисел

20.01.2014 | Грозовский Борис | № 1 от 20 января 2014

Виртуальные валюты завоевывают мир

Мир переживает взрывной рост популярности виртуальных валют. Финансовые регуляторы разных стран почувствовали угрозу, но процесс, похоже, уже не остановить: государствам придется учиться сосуществовать с частными деньгами
42_01.jpg
Рекламные наклейки на первом в мире биткойн-автомате в Ванкувере (Канада). Он был установлен в октябре 2013 г.

13 января 2014 года в Лондоне, как бесхитростно сообщил «Интерфакс», открылось «первое в мире безопасное хранилище валюты биткойн». Проект осуществляется при поддержке страховщиков Lloyds of London, комиссия за «хранение» составляет порядка 2% в год в зависимости от курса биткойнов. Сервера хранятся в максимально охраняемом месте и «физически отключены от интернета».

Стоп! О чем вообще речь? Что это за валюта такая — биткойн? Чем она обеспечена? Как и на что ее можно потратить? Наконец, зачем она вообще появилась?

Почему Это появилось?

Обеспечение общества деньгами для обмена товарами и услугами — сыздавна одна из основных функций власти. В течение более 2000 лет разработка металлических руд, чеканка монеты — золотой, серебряной или медной — и последующий сбор таможенных пошлин были заманчивым источником барыша, важным орудием власти, а позже — и символом могущества, с помощью которого правитель утверждал свой суверенитет, напоминает экономист Фридрих А. Хайек в книге «Частные деньги». Посредством денежного обращения подданные узнавали и о том, кто правит ими в данный момент: монеты несли на себе изображение правителя. С течением времени во всех странах стоимость денег постепенно девальвировалась — инфляцию вызывало постепенное снижение количества металла в монетах.

Распространение бумажных денег внесло коррективы в историческую традицию. А 40 лет назад с отказом от их привязки к стоимости золота ситуация изменилась окончательно. Ценность бумажных денег не связана со стоимостью материалов, из которых они сделаны, является условной и определяется в первую очередь их количеством. Его увеличение неизбежно в условиях роста торговли и скорости денежного обращения. Отсюда — инфляция. У которой, правда, есть и другая важная причина: для казны покрытие бюджетного дефицита за счет денежной эмиссии — самый простой способ свести концы с концами.

Биткойн почти полностью отвечает представлениям либеральных экономистов об идеальной валюте

*Местные валюты действуют в британском Бристоле и еще 100 городах и районах Европы — подробнее см. The New Times № 26 от 27.08.2012 г. и от 09.04.2012 г.
Государства, как показывает практика, — дурные хранители денежного обращения. Тем не менее долгое время конкурирующие проекты не имели ни шансов, ни достаточных амбиций для серьезного успеха. Максимум, на что они могли рассчитывать, — это обслуживание интересов локальных предпринимателей*. Основная функция таких денег — интенсифицировать торговлю внутри муниципальных сообществ, повысить спрос на местные товары. Поэтому, например, в Греции в разгар кризиса выпуск местных валют стал очень популярным — он помогал поддержать падающий спрос и направить его на товары и услуги местных производителей.

Но потом наступила новая эпоха. Постепенное вытеснение бумажных (государственных) денег безналичным оборотом — по сути, их окончательная виртуализация — создало условия для новых проектов частных денег. Как ни парадоксально, руку к этому приложили сами государства, старающиеся повсеместно ограничить оборот наличных денег. Так, в 2009 году появился биткойн.

Что Это?

Биткойн почти полностью отвечает представлениям либеральных экономистов об идеальной валюте. По сути, это весьма разумно спланированная электронная платежная система («криптовалюта»): наличный оборот биткойнов невозможен, их оборот и эмиссия полностью децентрализованы, обменный курс ни к чему не привязан и определяется только соотношением спроса и предложения.

Каждая транзакция в биткойнах для своего подтверждения должна получить не меньше 120 подтверждений (чтобы исключить вероятность двойного использования), для этого нужны значительные распределенные вычислительные мощности. В целом ближайшая аналогия такой системы — торренты, или точнее, пиринговые сети, в которых нет центра, а каждый участник играет одновременно роль пользователя и сервера. Эта технология используется для обмена файлами между пользователями и организации «распределенных вычислений». Другими словами: задача, решение которой потребовало бы сотен лет работы суперкомпьютеров, разбивается на мелкие блоки и решается совместно большим количеством пользователей.

Динамика увеличения общего количества биткойнов известна на 25 лет вперед — это должно препятствовать инфляции. Записи обо всех транзакциях с биткойнами хранятся в открытом доступе, но без информации о личности владельцев.
42_02.jpg
Американец Джордан Келли (в очках), глава Robocoins, возле биткойн-банкомата в Ванкувере (Канада). Октябрь, 2013 г.

Как Этим пользоваться?

Первоначальными обладателями биткойнов были компьютерщики: монеты получал в качестве вознаграждения тот, кто выделил вычислительную мощность своего «агрегата» для поддержания работы системы. (Причем обладатели маломощных компьютеров на награду изначально могли не рассчитывать.) По аналогии с добычей металла для чеканки монет выделение мощности для «чеканки» биткойнов называют «майнингом» (англ. mining — добыча полезных ископаемых). Проблема в том, что если в будущем биткойны станут еще более популярными и количество транзакций серьезно вырастет, использовать обычные домашние компьютеры для работы в системе станет невозможно.

Взломать систему, чтобы похитить виртуальные монеты у других участников или эмитировать собственные, до сих пор никому не удалось. Зато появились вирусы, цель которых — скрытый майнинг на чужих компьютерах. Были и случаи взлома бирж биткойнов — сервисов по проведению транзакций. Правда, они не приводили к большим потерям.

Постепенно вознаграждение за предоставление вычислительных мощностей под работу системы уменьшается, а с 2031 года эмиссия биткойнов будет остановлена. Зато система будет взимать с участников комиссию за совершение сделок — это позволит поддерживать ее функционирование.

Сейчас комиссионный сбор имеет добровольный характер, придется ли платить его реальному пользователю — зависит от того, какую программу он использует для оперирования биткойнами. Первоначальное преимущество в системе имеют те, кто занялся майнингом биткойнов раньше — в 2010 году вознаграждение за майнинг было вдвое больше нынешнего. Но главным вознаграждением для энтузиастов новой валюты стал рост ее стоимости.

Сколько Это стоит?

В апреле 2010-го на разных площадках по курсу $0,003 за штуку была продана первая тысяча биткойнов. Спустя 9 месяцев курс биткойнов к доллару достиг паритета, а в июне 2011-го — $29,6. Первоначальная стоимость биткойнов выросла в 9857 раз!

Но годом взрывного роста популярности биткойна стал 2013-й. Запрос о том, что это такое, стал в англоязычном интернете десятым в категории запросов «что это», несколько отстав от вопросов о том, что такое глютен и секвестр. Способствовало этому и расширение числа площадок, на которых можно расплачиваться виртуальной валютой. За ростом популярности последовал и рост курса биткойна: в ноябре-начале декабря 2013 года на разных площадках за биткойн давали $1230–1240. Это эквивалентно росту стоимости биткойна с начала котировок в 413 333 раза.

Впрочем, уже к середине декабря биткойн подешевел к доллару более чем вдвое (ниже $500), затем снова подорожал, а 17 декабря биткойн можно было купить за $890–925 (централизованного, единого обменного курса у биткойна нет, а реальные сделки заключаются на разных биржах по разным обменным курсам). Таким образом, биткойн оказался крайне волатильной валютой — возможно, подходящей для спекуляций, но едва ли пригодной для непрофессиональных инвесторов.

Так или иначе, именно фантастический рост стоимости биткойна привлек к нему всеобщее внимание. Во второй половине 2013 года казалось, что каждый новый день приносит как минимум по десятку статей о биткойнах в деловых и общественно-политических изданиях.

В ноябре-начале декабря 2013 года на разных площадках за биткойн давали $1230–1240. Это эквивалентно росту стоимости биткойна с начала котировок в 413 333 раза

Предсказать дальнейшую стоимость биткойнов едва ли возможно. Разумеется, если популярность виртуальной валюты продолжит свой рост и через 5–7 лет каждая домохозяйка будет считать себя обязанной держать сотню-другую биткойнов «на черный день», их стоимость может возрасти еще на несколько порядков. Ничто этому не мешает: количество биткойнов ограничено, заранее известно и не будет расти параллельно росту спроса. Поэтому при взрывном росте потребностей в биткойнах их курс может быть сколь угодно высоким. Точно так же он может упасть до нуля, если в системе будет найдена уязвимость или у биткойнов появится популярная альтернатива.

Кто сейчас помнит о первых поисковиках или, например, о сайтах, бывших на заре развития Рунета самыми популярными? Почти никто. Биткойн тоже может оказаться лишь провозвестником новой эры. Уже сейчас у него есть несколько альтернатив — Litecoin, Peercoin, Primecoin, Novacoin, Dogecoin, Feathercoin, Namecoin, Yacoin, их число будет множиться. Тем более что от биткойнов они отличаются малосущественными для рядовых пользователей техническими подробностями.

Несомненно одно: число транзакций с помощью виртуальных валют будет только расти. Хотя сколько будет таких валют и какие именно из них будут популярны через 10–20 лет — сейчас угадать невозможно. Возможно, это будут новые виртуальные валюты, созданные крупными финансовыми игроками из реального мира — интерес к этой теме уже проявили JPMorgan, Сбербанк России (возможно, в кооперации с «Яндекс.Деньги»), несколько инвестфондов. Рост стоимости биткойнов в сотни тысяч раз — приманка, не проглотить которую бизнес просто не может.

Что с Этим будет?

Очевидно, что частный мир воспринимает биткойны с энтузиазмом. Число товаров и услуг, которые можно приобрести за биткойны, постоянно растет. Неделю назад криптовалюту поддержала компания Zynga, создающая интернет-игры. Криптовалюты вообще очень удобны для быстрых транзакций в интернете — в частности, для гейминга, покупки разнообразных приложений для смартфонов и т.п. Принимает биткойны множество благотворительных организаций. В декабре 2013-го биткойны согласился принимать крупный онлайн-магазин Overstock (торгует реальными товарами).

А вот государствам многое не нравится в криптовалютах — в первую очередь их анонимность. Не видно, кто за что заплатил, кто отмывает преступно нажитые доходы. Был закрыт сайт Silk Road, известный электронной торговлей наркотиками и оружием. Затем о биткойнах негативно высказалось Европейское банковское управление и другие нацбанки. А Нацбанк Китая просто запретил банкам страны обслуживать сделки с онлайн-биржами по торговле биткойнами. Правда, частным лицам запрещать сделки биткойнами в Китае не стали.

Виртуальные валюты слишком волатильны, неквалифицированным инвесторам лучше обходить такие инструменты стороной

Экс-глава ФРС Алан Гринспен новой валюты не признал, зато его сменщица на этом важнейшем для мировой экономики посту Джанет Йеллен высказалась о биткойнах весьма одобрительно. В целом же подход США состоит в том, что любые провайдеры операций с биткойнами, как и с другой валютой, должны регистрироваться в качестве поставщиков финансовых услуг (биржи, обменные пункты и т.д). На них распространяются правила, регулирующие операции с обычной валютой, — например, обязанность сообщать о подозрительных сделках. Пойдут ли по такому же пути власти других стран — неизвестно. Возможно, наряду с «анонимными» валютами будут созданы виртуальные валюты, не допускающие анонимных операций. Тогда все претензии государств к виртуальным валютам отпадут.

Так или иначе, идеально подходя для транзакций в интернете, виртуальные валюты — по крайней мере, сейчас — категорически не подходят на роль средства для сбережений и инвестирования. Они слишком волатильны. И хотя в будущем, когда люди определятся с тем, какими именно валютами и для чего они пользуются, курсы виртуальных валют станут немногим более волатильны, чем курсы обычных валют, неквалифицированным инвесторам все же следует обходить такие инструменты стороной.


фотографии: Andy Clark/Reuters


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.