В течение 2013 года озабоченные падением нравственности чиновники и депутаты усиленно внедряли в массовое сознание знакомые с советских времен формулировки о «патриотичности» (почти партийности) искусства и неотъемлемом праве государства влиять на содержание культурной продукции. Слова «цензура» государство в лице министра культуры Мединского тщательно избегает, но настаивает: «Пусть расцветают все цветы, но государство будет поливать только те цветы, которые соответствует миссии государства, национальным и государственным интересам».
Что же «поливает» нынешнее государство? Ничего нового нынешние кремлевские «инженеры человеческих душ» не изобрели: ставка (и основная часть финансирования) делается на фольклорное и народное творчество, на региональные творческие коллективы, на патриотические акции, патриотические фильмы и патриотические фестивали. Перечень культурных мероприятий, приуроченных к Году культуры, опубликованный на сайте правительства РФ, впечатляет «размахом» – 125 масштабных событий аж на 6 млрд рублей (для сравнения – на подмосковный культурно-этнографический парк «Россия» правительство выделяет около 100 млрд рублей!).
Судя по этому списку, культура-2014 будет базироваться на региональных фестивалях народного творчества, а центральными событиями Года станут культурная программа Олимпиады, 100-летие Первой мировой войны и Всероссийский фестиваль традиционной народной культуры в День народного единства.
Культурная программа Олимпийских игр в Сочи – это наш парадный фасад, в котором беспорядочно намешаны народные хоры, симфонические оркестры и джазовые биг-бенды, за которые соответственно отвечают доверенные лица президента Гергиев, Башмет и Бутман. Любимец Кремля Лепс остался без сладкого – его песен иноземные гости не услышат. Зато в рамках олимпийского досуга пройдет мини-фестиваль лучшего мирового кино, программу которого составляют Никита Михалков, Милош Форман и Вонг Кар-Вай. Театральное искусство будет представлено проверенным хитом Театра Наций – «Рассказы Шукшина», качественным экспортным продуктом, соединяющим русские традиционные ценности с европейским стилем. И конечно, хор Александрова и ансамбль Моисеева – практически в ежевечернем режиме. Вообще увлечение хоровым пением становится одним из главных брендов года культуры: гордость культурной олимпийской программы – сводный детский хор под руководством Валерия Гергиева – уже растрогал президента Путина бессмертными «Солнечным кругом» и «Орлятами», которые «учатся летать». В течение года планируется провести несколько масштабных хоровых фестивалей, ввести уроки хорового пения в школы и начинать каждое утро с пения государственного гимна.
Крестовый поход
Среди главных юбилейных дат года, на которые брошены основные денежные и духовные силы, – 100-летие Первой мировой, 250-летие Эрмитажа и 200-летие Михаила Лермонтова (о котором сначала забыли, а потом в пожарном порядке срочно внесли в список главных дат с подачи Станислава Говорухина). Михаил Пиотровский центром юбилейных торжеств делает масштабный фестиваль современного искусства «Манифест», на который обещает привезти самых ярких и значимых современных художников мирового уровня. Пиотровский – один из немногих государственных культурных менеджеров, свободно и безбоязненно отстаивающих права современного актуального искусства.
Прошедший год стал годом крестовых походов государства и церкви против «либеральной оккупации», годом борьбы с акционизмом, с художественной актуализацией, с современными формами искусства. Сам министр культуры не раз демонстрировал публично свои художественные вкусы и вслед за Хрущевым, который называл картины авангардистов «мазней пидарасов», весьма откровенно выразился в адрес инсталляций на Московской биеннале в Манеже, дал понять, что на государственные деньги таких «инсталляций» больше не будет. Министр не раз высказывал свое отношение к «непонятному», призывал художников повернуться лицом к народу и настаивал, что современным искусством вряд ли можно назвать то, что непонятно большинству. Приблизительно такой же точки зрения придерживаются «православные активисты» с казаками, которые громят выставки, срывают спектакли, травят и оскорбляют художников и режиссеров. Установку на традиционные консервативные ценности многие восприняли как призыв к борьбе с инородцами и иноверцами в культуре, с тем, что для них олицетворяют «толерасты» и атеисты, вся эта «чуждая русскому человеку» либеральная мерзота.
Однако несмотря на эту идеологическую войну – простого со сложным, коллективного с личностным, ханжеского со свободным, несмотря на очевидные попытки с помощью идиотских законов водрузить «культурный железный занавес» – границы искусства остаются открытыми, а художники – стойкими. И в правительственном реестре Года культуры по-прежнему остаются и Московская международная биеннале молодого искусства, и Уральская биеннале современного искусства, и фестивали «Территория», «NET» («Новый европейский театр»), «Балтийский дом», «Сезон Станиславского» и, наконец, Всемирная театральная универсиада , которая пройдет в Москве и станет главным театральным событием Года культуры.
Призрак цензуры
Позитивной частью культурной концепции Минкульта можно назвать и возвращение внутрироссийской гастрольной деятельности крупнейших центральных театров и музыкальных коллективов. Провинциальную публику, развращенную пошлыми антрепризами и мошенниками-продюсерами, выдающими халтуру за высокое искусство, придется просвещать и приучать заново, это процесс невероятно трудный, но важный. Прекрасно, если государство возьмет на себя финансовую поддержку больших гастрольных туров и избежит искушения формировать гастрольный репертуар исходя из соображений «патриотизма» и «консерватизма».
То, что пока не удается в театре – в полной мере реализуется в кинематографе. Особая «гордость» министра культуры – введение исторической экспертизы художественных сценариев и фильмов. Следуя формуле «мы не позволим на государственные деньги оплевывать наше прошлое», мединские историки, скромно именуя себя «консультантами», де факто выполняют функции государственных цензоров. Атака на содержание творческих заявок в Год культуры неминуемо будет продолжена, и новые формы завуалированной цензуры обязательно будут предъявлены в качестве благородной борьбы за традиционные ценности, историческую преемственность и идеалы наших предков.
Государственная пропаганда в федеральных СМИ постепенно расползается и по другим идеологическим направлениям – в армию, в систему образования, и конечно, в культуру. «Монументальная пропаганда», начавшаяся с памятных досок в честь лидеров советского государства и помпезных торжеств в честь государственных и религиозных праздников – стремительно превращается в пропаганду «моментальную», основанную на чиновничьей трескотне, холуйстве, личной корысти и неконтролируемых бюджетных вливаниях. Моментальная пропаганда – не имеет никакой практической целесообразности, ее эффективность фиксируется лишь в липовых отчетах, она криклива, истерична, бессмысленна, бездарна и имеет минимальный срок годности.
Это пропагандой завалены культурные закрома родины – сколько дряни накоплено за десятилетия советской власти, дряни, которая когда-то кормила армию советских чиновников и от которой тошнило советский народ.
В сегодняшнем облике этот вид государственной культуры не столь эффективен ввиду открытости информационного пространства, но губителен для российского искусства, для российского художника, для общественной мысли, для понимания личности и творчества. Не хотелось бы, чтобы Год культуры стал годом торжества культурного тоталитаризма, торжества интеллектуальной посредственности и агрессивного мракобесия, торжества лакейского бесстыдства и чиновничьей глупости. «Пошли вон, дураки!»