17 января президент Барак Обама объявил о запрете спецслужбам осуществлять слежку за лидерами дружественных США государств.
02_01.jpg
Барак Обама услышал и поддержал протесты американцев против незаконной слежки за гражданами. Вашингтон, 17 января, демонстрация против вседозволенности для Большого Брата

Запрет на электронную слежку и прослушку, по оценкам источников в Белом доме, может затронуть около десятка стран. Ясно, что среди них будет Германия, чей канцлер была глубоко уязвлена сообщениями о прослушке ее мобильного телефона Агентством национальной безопасности (АНБ) США. Прослушивали, правда, лидеров еще 35 государств. Но именно Ангелу Меркель Обама лично заверил, что не отдавал таких приказов АНБ. Американская и европейская пресса ставили эти заверения под сомнение. Меркель ждала более весомых, не только устных, доказательств приверженности США союзническому духу. «Американцы обманывают нас» — сделала на днях окончательный вывод одна из немецких газет.

И вот Обама ответил — выступая в Минюсте США с речью, фактически посвященной реформе того самого АНБ. Содержание, основные тезисы этой речи не предугадал никто. Наоборот, большинство комментариев сводилось к тому, что президент возьмет под крыло свои спецслужбы, оградит их от незаслуженных нападок а-ля Сноуден. Но Обама сказал нечто иное. Публично, в прямом эфире, а не где-нибудь «на коллегии АНБ», без лишних свидетелей, президент обязал спецслужбы получать судебное предписание на прослушку, прежде чем начинать какой-либо сбор информации в отношении рядовых граждан. Кроме того, спецслужбы больше не смогут своевольно, бесконтрольно и всегда негласно направлять запросы телекоммуникационным компаниям на предмет «а поделитесь-ка с нами вашей базой данных», как об этом стало известно на пике скандала вокруг Сноудена. Теперь та же ATT или интернет-провайдеры могут в целом ряде случаев сказать «нет» и даже предать запрос огласке. Да и контролировать телефонные звонки спецслужбы теперь смогут лишь с целым рядом оговорок.

Мораль этой истории не в том, что террористическая угроза в мире убавилась. Она в другом: президент дал понять спецслужбам, что не они управляют государством. Что они не вправе вторгаться в личное пространство граждан почем зря. И вообще на них есть управа, особенно если их деятельность наносит ущерб отношениям страны с союзниками, ее глобальному имиджу. И что противостоять угрозе терроризма спецслужбы должны с учетом всех этих аспектов. Сил и средств у них для этого достаточно. А вот если Берлин и впрямь перестанет доверять Вашингтону, последствия могут быть гораздо хуже.

Американский президент сказал то, чего ни при каких обстоятельствах не скажет его российский коллега. В России спецслужбам полномочий, напротив, все время не хватает, и судя по последним думским законопроектам, будет не хватать еще долго. И вообще они — неприкосновенны и вне подозрений.

фотография: Larry Downing/Reuters


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.