Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Родное

#Политика

Церковь поддерживает государство

12.11.2007 | № 40 от 12 ноября 2007 года

Церковь поддерживает государство

Протоиерей
Александр Борисов

Государство должно вырабатывать законы о взаимоотношениях с Церковью. Задача органов представительной власти именно в этом. Без этого было бы много неясных вопросов — как передавать Церкви здания, землю, как проводить религиозное воспитание и так далее. Я сам был депутатом Моссовета, с 1990 по 1993 год. Первым предложил создать специальную комиссию по взаимоотношениям Церкви и государства. Это было время передачи храмов Церкви, и важно было, чтобы всё имело законодательную основу. Вскоре был создан и комитет при Верховном Совете.

По поводу религиозного воспитания сейчас много споров. Я думаю, было бы правильным, если бы энергия людей была направлена не на то, чтобы доказывать — нужно это или не нужно, а на то, чтобы выбрать оптимальное учебное пособие для этого предмета — ОПК (основы православной культуры). Люди, которые живут в обществе и никогда не открывали Евангелие, Библию и не знают, что это такое, — просто невежественные, и в культурном отношении тоже.

Когда религия превращается в идеологию — это плохо. Однако свобода выбора остается. Имеется несколько религий и множество конфессий. Но та конфессия, к которой относится 80% нашего населения, должна иметь преимущество, например в эфире телеканалов, — это нормально. Нравственная задача этой конфессии выше. Ответственность за то, что происходит в стране, за нравственное состояние народа несет прежде всего Православная церковь. Мы же не будем предъявлять претензии к синагоге — мол, в стране все плохо. А вот когда Патриарх дает оценку того, что происходит в стране — наркомания, алкоголизм, — он говорит с ответственностью Церкви за это. Это наша боль, наша задача.

Церковь всегда молится о властях и воинстве. Это было и при советской власти — это естественно. И то, что Церковь поддерживает государство, в котором она живет, — абсолютно нормально.

Каждой организации выгодно быть с властью в хороших отношениях, а не в конфронтационных. Однако и никаких требований государство к Церкви не предъявляет. Церковь живет своей жизнью, решает свои вопросы. Это государство идет на уступки — предоставляет здания, землю.

Лояльное отношение к своему собственному государству — вообще вещь нормальная. Мы выражаем свое отношение на выборах, в проповедях, в личных разговорах. Не думаю, что кто-то говорит, что война в Чечне — это хорошо, что теракт — это хорошо. Все мы это переживаем как общую беду.

Церковь — не политический оппонент государства, она несет проповедь христианской нравственности народу.

Вернусь к преподаванию основ православной культуры. Думаю, вести этот предмет должны не священники, а преподаватели-историки или культурологи. Самое важное — выработать подходящий учебник. Если человек окончил школу и не знает, кто такой Пушкин, это по меньшей мере странно. А ведь то же самое, если человек не читал Библию. Как общекультурный предмет ОПК должен присутствовать. Только необходима выработка пропорций. Это должен быть обязательный культурологический предмет. Посещать его нужно всем, даже если ребенок другого вероисповедания. Как жить в Турции и никогда не открывать Коран? Это плохо, человек не будет себя чувствовать адекватно в культуре этой страны. Как приезжему необходима интеграция, так и любой человек должен чувствовать себя комфортно в культуре той страны, в которой он живет.

Церковь не должна быть включенной в политическую борьбу. Надо только помнить о том, что есть разные люди, в том числе священники, и их поступки — это не позиция всей Церкви. Не надо забывать, что в Церкви были и еретики. У нас нет принципа святости даже главы Церкви, все-таки он первый среди равных, а не святой.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.