Ноябрь: США, Европа, Китай и Россия
Сергей Алексашенко, директор по макроэкономическим исследованиям НИУ-ВШЭ, приглашенный исследователь Georgetown University, Вашингтон, США
США

Уже сегодня Америка перестала наращивать импорт нефти из стран Персидского залива, в два раза сократился импорт из Венесуэлы, в четыре раза — из Нигерии; через пять лет импортная нефть будет приходить только из Мексики и Канады. Это позволяет держать цены на эталонную в США нефть WTI на заметно более низком уровне, чем на привычный европейцам Brent — примерно $95 за баррель против $110 за баррель Brent. Разрыв в ценах сохраняется главным образом благодаря существующему законодательному запрету на экспорт нефти и газа. Американское законодательство запрещает экспорт сырой нефти и природного газа; однако этот запрет не распространяется на экспорт продуктов нефте- и газопереработки. В результате сегодня США стали крупнейшим экспортером нефтепродуктов в мире, вывозя в переработанном виде примерно треть импортированной нефти.
И хотя некоторые компании уже получили разрешение на экспорт газа из США, американская администрация, скорее всего, будет всячески ограничивать этот процесс. Более низкие, чем в Европе, цены на нефть и газ (и, кстати, электроэнергию) создают мощные стимулы для инвестиций в США. Сегодня в стране реализуется 275 проектов с совокупным потреблением газа в объеме 52 млрд куб. м в год. А это новые рабочие места и налоги.

Европа

Китай
Прошедший третий Пленум ЦК КПК провозгласил новый этап экономических и социальных преобразований в стране. Новый руководитель Китая Си Цзиньпин заметно укрепил свои политические позиции. Он не только лично возглавлял всю работу по редактированию итогового документа Пленума, но и добился создания «центра управления реформами» под своим руководством.
Главный тезис: ключевую роль в развитии экономики будут играть не постановления партии, а рыночные силы. С этим связаны и решения о постепенной либерализации ставок по депозитам, и заявления о превращении китайского юаня в свободно конвертируемую валюту, и грозные окрики чиновникам — о недопустимости государственного вмешательства в ценообразование.
Но победа товарища Си не была безоговорочной: госпредприятия названы важнейшим элементом экономики, и их реформы пойдут медленно; не прозвучал и ожидавшийся тезис о выходе государства из нестратегических секторов (например, гостиничного бизнеса и недвижимости). Не принято решение и о переходе к частной собственности на землю в деревне: земля по-прежнему будет оставаться в коллективной собственности, хотя крестьяне получат право закладывать свои доли. Пожалуй, самая крупная неудача товарища Си — сохранение системы регистрации (хукоу), которая существенно жестче, чем советская прописка, поскольку запрещает выходцам из деревни покупать недвижимость, автомобили, получать услуги государственных систем образования и здравоохранения. Понятно, что таким образом китайские власти, с одной стороны, ограничивают нагрузку на бюджет, с другой — заставляют людей откладывать средства на депозиты и тем самым поддерживать банковскую систему. До недавнего времени государство определяло жесткие коридоры для кредитных и депозитных ставок китайских банков. Что давало банкам практически гарантированные заработки (ставка по депозитам в начале этого года не могла превышать 3,25%, а ставка кредита не могла быть ниже 6,25%), но одновременно тормозило развитие конкуренции в банковском секторе.
Конечно, решения Пленума ЦК КПК никак не скажутся на экономической динамике в ближайшие месяцы, но они четко обрисовывают стратегическую линию институциональных реформ в китайской экономике: поддержание высоких темпов ее роста и резкое повышение уровня жизни, а значит, и платежеспособного спроса населения.
„
Россия: на каждый 1% роста ВВП в 2014 г. нужен 2%-й рост в инвестициях в 2013 г.
”
Россия
Хороших экономических новостей в нашей стране, увы, не было. Темпы роста ВВП продолжили снижение, опустившись до 1,2% годовых в третьем квартале. Промышленность стагнирует, инвестиции продолжают снижаться. Конечно, необъяснимый скачок темпов роста в сельском хозяйстве в октябре (26% годовых) может арифметически поднять годовые темпы роста ВВП до 1,5%, но качественно экономическая картина от этого не изменится. Ключевая причина замедления экономики очевидна всем: неблагоприятный инвестиционный климат и отсутствие защиты прав собственности. Если на вопрос о будущем курса рубля можно смело отвечать — «смотрите на цены на нефть», то на вопрос о будущих темпах роста можно также смело отвечать — «смотрите на темпы роста инвестиций» (см. график ниже). По нашим оценкам, на каждый 1% роста ВВП в следующем году России нужен 2%-й рост в инвестициях в этом году. Только вот российский капитал предпочитает бежать за границу — по итогам года не менее $60 млрд утекут из России.
Власти уже не могут не замечать ухудшения экономического положения дел в стране. Свидетельством тому стало фактическое нарушение нового бюджетного правила, с помпой объявленного год назад — «сверхплановые» нефтяные доходы в этом году вместо Резервного фонда будут направлены на финансирование текущих расходов. Уже очевидно, что бюджетная ситуация не улучшится и в будущем году. Лишь включение в проект бюджета-2014 явно иллюзорных доходов, в реалистичности которых сомневается даже Счетная палата, конфискация у будущих пенсионеров 240 млрд рублей пенсионных накоплений (которые с учетом 5%-й доходности за 20 лет могли бы превратиться в 540 млрд рублей), сокращение инвестиционных вложений и расходов на человеческий капитал в бюджетах всех уровней, — все это и позволяет ограничить дефицит бюджета волюнтаристски определенной величиной 0,6%.

Несветлое будущее
Не прибавил особого оптимизма и долгосрочный (до 2030 года) прогноз Минэкономразвития. Во-первых, министерство считает, что долгосрочные темпы роста российской экономики будут составлять всего 2,5%, что ниже, чем средние темпы роста мировой экономики. Так что обо всяких там «догнать и перегнать» (при Хрущеве — США, при Путине — Португалию) отныне вспоминать как-то неприлично. Во-вторых, базовым сценарием развития экономики становится не инновационный, который был таковым еще весной этого года и который предполагает постепенную диверсификацию экономики и уход от сырьевой зависимости, а инерционный. Фактически власть тем самым признает провал своих надежд на модернизацию, на появление каких-либо инновационных очагов роста. В-третьих, даже этот прогноз, на мой взгляд, является супероптимистичным, так как средние 2,5% роста получаются из сочетания резко возрастающих (по сравнению с текущими) темпов роста в 2014–2017 гг. и затухающих темпов после 2018 года. И последнее. Прогноз Минэкономразвития опирается на сценарий хотя и не стремительно, но монотонно растущих нефтяных цен, которые достигают $164 за баррель к концу прогнозного периода. А если дисконтировать этот «оптимизм» на распространение сланцевой революции за пределы США, на реализацию планов развития нефтяной индустрии Ирака и на нормализацию ситуации вокруг Ирана и «открытие» его нефтегазового сектора, то…

Под грифом «секретно»
Когда в марте Владимир Путин объявил о том, что новым председателем Банка России станет Эльвира Набиуллина, реакция автора была двойственной: с одной стороны, у нового главного банкира страны богатый опыт работы в Минэкономике, с другой — никакого в сфере, за которую отвечает Центральный банк. Прошло 250 дней. Результат? На троечку.
Нет, речи о каких-то грандиозных провалах или стратегических ошибках не идет. Но, давайте признаем, пока и жизнь не ставит перед Эльвирой Набиуллиной сложных задач. А те несложные, с которыми она сталкивается, пока решаются не самым лучшим образом. В ноябре примерами этого стали отзыв лицензии у Мастер-Банка и скандал на фондовом рынке, связанный с котировками банка «Тиньков — Кредитные системы» и компании «Мечел». Вопрос не в профессионализме: в конце концов, за ситуацию с Мастер-Банком в гораздо большей степени отвечает бывший глава ЦБ Сергей Игнатьев, а о бесконечных возможностях для инсайда на российском фондовом рынке не говорит только ленивый. Значительно серьезнее — публичная сторона и того и другого скандала.
В современном мире доверие общества к центральным банкам опирается в значительной мере на то, насколько доходчиво, понятно и убедительно они доносят до людей свою позицию и оценки. А во всех трех перечисленных ситуациях ни Эльвира Набиуллина, ни ее заместители не посчитали нужным поговорить с обществом. Более того, в ситуации с «Мечелом» Банк России своими публичными действиями (прекращением приема ценных бумаг компании в обеспечение своих кредитов и отказом от этого решения через день) еще больше раскачивал лодку и расширял возможности для инсайдеров.
У Эльвиры Набиуллиной большой опыт работы с Владимиром Путиным. И безусловно, она только его считает своим начальником и, по всей видимости, только ему считает правильным объяснять свои действия и решения. Для современной России — это правило выживания чиновника. Но для современного мира такое поведение руководителя Центрального банка создает кризис доверия. А если нет доверия, то капитал бежит из страны, а экономический рост останавливается.
фотография: Владимир Смирнов/ИТАР-ТАСС
Tweet