Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Культура

#Суд и тюрьма

«Настоящие клоуны ушли из цирка»

12.10.2009 | Урманцева Анна | №36 от 12.10.09

Вячеслав Полунин - чего ждать от конгресса дураков



«Мы не лезем в политику. Мы умеем только любить». В Москве открылся второй Всемирный конгресс дураков, организованный одним из лучших в мире клоунов — Вячеславом Полуниным. В течение недели клоуны со всей планеты будут развлекать московскую публику. Чего ждать от дураков — The New Times спрашивал самого Полунина 

Вы сознательно называете клоунов дураками? И в чем разница между этими понятиями?
Да, сознательно. Дураки находятся в другом пространстве. Это пространство жизни, а не искусства. Есть много клоунов, у которых нет никакой особенной философии — для чего они живут, зачем занимаются профессией… И для сравнения — один мой знакомый, который занимается клоунадой только иног­да, ради собственного удовольствия. Он не профессионал, и вообще у него в жизни все не очень хорошо. Но он настолько счастливый человек! Этому нужно учиться. Я видел его с друзьями-однокашниками на какой-то вечеринке. У одного из них — завод, другой успешно работает в космонавтике, но только у моего знакомого глаза светятся от счастья.

Обнять всех

Вы отбираете участников конгресса по глазам?
В том числе, а основа — современная театральная клоунада. Сейчас она собрала лучших клоунов по всему миру. Цирк перестал привлекать публику, он потерял творческую идею и коммерциализировался, и настоящие клоуны, для которых клоунада является смыслом жизни, а не просто заработком, оттуда ушли. Сейчас они все разрозненны, находятся в случайных местах. Я пытаюсь их собрать.
Кто в этом году включен в список дураков?
Например, американский клоун Питер Питовский, выдержать которого больше трех минут невозможно — столько в нем энергии. Его даже дураком нельзя назвать, он полный идиот. Глупость бескрайняя, поведение невозможное. За выступление он набивает себе по десять шишек, чуть ли не ломает руки — только для того, чтобы все вокруг были в экстазе. Казалось, невозможно быть выше Джанго Эдвардса или Лео Басси в смысле анархизма и провокационности, но Питовский их переплюнул. Приедет Ленька Лейкин, мой любимый ученик, звезда Лас-Вегаса номер один. Еще я нашел одного парня, который со всеми обнимается. Сейчас даю ему группу из десяти человек — будут обнимать всех зрителей.
Дураки охотно едут в Москву?
Охотно... но выдерживают здесь недолго. (Смеется).
Почему?
С одной стороны, им очень нравится Моск­ва, они говорят, что «тут кипит настоящая жизнь». С другой, их раздражают какие-то моменты в российской действительности. Но в целом это мелочи. Хорошо, что вообще появилась возможность всех приглашать. Не сравнить с 1985 годом, когда я привез на фестиваль молодежи и студентов западных клоунов. Вот это было фантастически сложно. Я все делал подпольно. У меня был один товарищ в комсомоле, и я спровоцировал его поступить не «по инструкции». Он очень рисковал.
Вы снова привезли в Москву свое «Снежное шоу», премьера которого состоялась в 1993 году. Почему люди до сих пор ходят на этот спектакль?
А они не пытаются увидеть что-то новое. Им важно оказаться в гармонии с собой, а мы создаем все условия для этого. Кстати, в этом году мы с Юрой Делиевым предприняли подобную гармонизирующую поездку. Побывали на фестивале в Неваде: шестьдесят тысяч человек, которые в обществе считаются дураками, раз в год съезжаются просто в пустоту. Нет воды, еды — все берешь с собой. Добираться страшно тяжело, жить невозможно — пылевые бури, поэтому ты все время в очках. Но при этом фантастическая энергия праздника жизни! Действует только один закон: «Сделай что-нибудь для других». Условно говоря: один шофер весь год работает, зашибает деньги, откладывает, потом покупает трейлер свежей рыбы, едет в Неваду и ходит там по всем палаткам, предлагая суши. Это то, для чего он живет. Еще там нельзя ходить в обычной одежде, каждый день люди переодеваются: сегодня все в юбках, завтра в балетных пачках и т. д. Пот­рясающе счастливая атмосфера — подобную я видел только на Грушинском фестивале лет двадцать назад. Примерно такую атмосферу я хотел бы создать на конгрессе.

Мир — дом родной

Где вы сейчас живете — в Лондоне или Париже?
В Лондоне, но чаще бываю в Париже — так получилось. Там я построил большой творческий центр, в который входят дом-театр и сад-театр. Недавно французы устроили под это фестиваль — огромный, на две тысячи человек. Скоро я начинаю похожий проект в Испании. Вообще для меня весь мир — дом родной. Я устремляюсь туда, где оживляется жизнь.
Россия у вас на каком месте?
Может, даже на первом. Я бываю в России по два месяца в году. Сейчас вот решил проехать из Перми в Новосибирск. Зачем? У меня есть идея: запустить постоянный поезд Париж—Шанхай, который возил бы только артистов. Выходят они на какой-нибудь станции, дают два-три спектакля — и укатывают дальше. Я поехал «проверить» Сибирь. Но могу сказать, что не все еще готово для приема иноземцев. Нужно еще лет пять.
Если ваш центр построят в Москве, чаще будете здесь бывать?
Несомненно. Но история с центром, который обещал построить Лужков, пока затягивается. Думаю, строительство отложится лет на десять. Почему я так подолгу нахожусь во Франции? Потому что как только там появляется интересная оригинальная идея — на нее тут же дают деньги. А в России пока больше помогают проектам или академическим, или эффектно современным, которые нередко собой ничего не представляют. Я вообще сов­ременное искусство не люблю. Оно слишком мало дает человеку тепла и при этом как-то сильно выпендривается. Однако Россия меняется. Постепенно здесь запускаются проек­ты, которые раньше невозможно было себе представить. С другой стороны, делается много глупостей в экономике и политике. Но мы ведь клоуны — стараемся не лезть в политику. Это пространство не для нас. Мы ничего не понимаем в том, что просчитывается и продумывается. Мы умеем только любить.


Вячеслав Полунин — клоун, мим, основатель театра «Лицедеи» (1974). В 1982 году организовал «Мим-парад» в Ленинграде. В 1985-м создал международную мастерскую пантомимы и клоунады. В 1988-м «похоронил» театр «Лицедеи» и созвал первый Всесоюзный конгресс дураков. С 1993 года проводит фестивали клоунады по всему миру. Народный артист России (2001). Лауреат национальной премии «Триумф» (2000) и многих престижных международных премий.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.