#Политика

Губернаторский отстрел

28.10.2013 | Камышев Дмитрий | № 35 (303) от 28 октября 2013

Что ждет губернаторов

В России ожидается новая серия отставок глав регионов. Кто и за что попадет под раздачу — вычислял The New Times

34_01.jpg


О том, что по стране вскоре прокатится волна досрочных губернаторских выборов, осведомленный источник рассказал The New Times еще прошлой весной. «Главная задача Кремля — обезопасить себя перед президентской кампанией-2018», — объяснил собеседник The New Times из числа действующих региональных лидеров. Другими словами, Кремль хочет застраховаться от возможной нелояльности, если не сказать — сговора губернаторов, когда стареющий Путин будет решать, оставаться ли ему в царском кресле или искать себе надежного преемника.

А что такое «бунт губернаторов», Владимир Путин знает очень хорошо: вряд ли он забыл осень 1999 года, когда тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков сбил блок «Отечество — Вся Россия» (ОВР) и готовился штурмовать Госдуму, а за ним и Кремль, обещая Ельцину участь румынского диктатора Чаушеску, которого, как известно, расстреляли.

Рецепт «лекарства от вольнодумства», как объяснил источник, в Кремле придумали достаточно простой: нужно, чтобы выборы губернаторов проходили вскоре после завершения президентской кампании — и тогда главы регионов в марте 2018-го будут озабочены не судьбами родины, а собственным переизбранием. И их лояльность кандидату Путину (или его преемнику) будет практически гарантирована.

Ну а для достижения этой цели следует «всего лишь» перекроить график губернаторских выборов таким образом, чтобы срок полномочий у большинства региональных лидеров заканчивался не перед президентскими выборами, а сразу после них. Вот как раз для этого и нужны досрочные выборы.

34_02.jpg
Участие Сергея Собянина (второй слева) и Андрея Воробьева (в центре) в выборах 2013 г. гарантировало Кремлю их лояльность весной 2018-го

«Хромые утки»

Таких в регионах к 2018 году будет как минимум десять — это те губернаторы, которые победили на последних выборах 8 сентября 2013 года и, соответственно, срок их полномочий истечет осенью 2018-го. В этом списке и мэр Москвы Сергей Собянин, который одним из первых прочувствовал на себе новую схему с досрочными выборами. Если бы все шло по плану, то избираться он должен был бы только в 2015 году, и, следовательно, следующие выборы мэра столицы пришлись бы на осень 2020-го. Что для Кремля было бы весьма стремно. Теперь же Путин может практически не опасаться, что лидер огромного мегаполиса может встать в ряды антикремлевской губернаторской фронды.

Кроме Собянина в число потенциальных «хромых уток» благодаря все тем же досрочным выборам попали главы Подмосковья и Дагестана Андрей Воробьев и Рамазан Абдулатипов. И это тоже можно считать хорошим знаком для Кремля. Ведь в 1999 году тогдашние лидеры этих регионов Анатолий Тяжлов и Магомедали Магомедов играли весьма заметную роль в лужковском ОВР.

К 2018 году довольно шаткая ситуация будет и у губернаторов, которые победят на региональных выборах 7 сентября 2014 года. В этот день будут избираться главы как минимум 13 регионов — в 11 из них выборы пройдут по графику, а еще двум субъектам РФ (Ставропольскому краю и Ивановской области) предстоит обзавестись полноправными руководителями взамен временно исполняющих обязанности, назначенных президентом в сентябре-октябре 2013 года после досрочной отставки их предшественников.

На перевыборы эти региональные лидеры пойдут осенью 2019-го, то есть через полтора года после завершения президентской кампании. Этот срок, конечно, заметно больше собянинских шести месяцев — но вряд ли достаточный для того, чтобы решиться на участие в антикремлевском заговоре.

Особо опасные

Исходя из вышеописанной схемы, самая проблемная для Кремля категория действующих глав регионов — это те, кому по плану предстоит переизбираться в 2017 году. К началу президентской кампании вся губернаторская жизнь у них будет еще впереди, и поддержка кремлевского кандидата в их планы вполне может и не вписаться. Особенно если в России грянет давно обещанный экспертами полномасштабный экономический кризис.

В этом случае денег, чтобы, как в сытые нулевые, покупать лояльность губернаторов, у федерального центра уже не будет, и с растущим недовольством граждан региональным лидерам придется справляться самостоятельно. Но заначек для этого у большинства из них нет и не предвидится: регионов-доноров в России осталось всего 11, при этом две трети собираемых на местах налогов уходят в центр. И зачем, спрашивается, в такой ситуации всенародно избранному губернатору поддерживать «бесполезного» для него президента? Лучше уж сделать ставку на другого кандидата и оказаться после его победы в первых рядах бенефициаров очередного передела собственности.

Tablica.jpg

При этом «группа 2017 года» весьма многочисленна — в нее входят 20 глав регионов — и охватывает практически всю Россию, от Смоленской области на Западе до Приморья на Дальнем Востоке. Если же к этой группе присоединятся еще и 10 губернаторов, срок полномочий которых истекает в 2016 году (соответственно, перевыборы им предстоят в 2021-м — тоже вполне комфортный срок для проявления самостоятельности), то ситуация станет для федерального центра просто угрожающей, ведь в антикремлевский альянс в таком случае могут вступить больше трети из 83 субъектов РФ.

Именно поэтому губернаторов из «группы 2016-2017» Кремль, судя по всему, будет склонять к досрочным выборам максимально жестко — вплоть до заведения на тех, кто не захочет договариваться «по-хорошему», уголовных дел.

Колеблющиеся

Наконец, к третьей категории относятся губернаторы, переход которых из статуса назначенных в положение избранных намечен на 2015 год, а переизбрание на второй срок, соответственно — на 2020-й. Тут, как говорится, возможны варианты.

С одной стороны, Кремлю неплохо было бы склонить и этих региональных лидеров к досрочным выборам уже в 2014 году, переведя их тем самым в категорию «полухромых уток». Ведь в «группе-2015» присутствуют такие знаковые для России регионы, как нефтегазоносная Тюменская область с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким округами, промышленно мощные Красноярск, Челябинск и Нижний Новгород, а также важнейшие национальные республики вроде Башкирии, Якутии и Северной Осетии. И присоединение этих регионов к антикремлевской фронде стало бы для Кремля сущей катастрофой.

С другой стороны, на 2015 год запланировано сразу 25 губернаторских кампаний, и перенос даже части из них на 2014 год превратит ближайший единый день голосования в настоящий кошмар. Уследить из центра за всеми выборами в такой ситуации, даже с учетом высочайшего мастерства «волшебника» Чурова, будет совершенно невозможно. А отсутствие должного контроля резко повысит вероятность различных эксцессов вроде победы в целом ряде регионов неприемлемых для Кремля кандидатов. Так что в этом случае президентским политтехнологам, возможно, придется делать выбор между плохим и худшим.

Резервный вариант

Получается, что реализовать на практике теоретически вроде бы несложную схему «подвешивания» губернаторов через досрочные выборы Кремлю будет не так-то просто. Поэтому подход, скорее всего, окажется дифференцированным: одним главам регионов предложат относительно безболезненное досрочное переизбрание, других же будут безжалостно заменять. Соответственно, реальные отставки — с назначением на место «добровольно» ушедших губернаторов временно исполняющих обязанности — будут чередоваться с отставками мнимыми, когда глава региона подает заявление об уходе и тут же выдвигается на досрочных выборах (как это было, например, с тем же Собяниным). В число таких мнимых отставников, судя по всему, войдут прежде всего руководители крупнейших и экономически успешных регионов, где внеплановая замена губернатора способна привести к полной потере контроля над ситуацией (что в преддверии президентских выборов может обернуться для Кремля ничуть не меньшими проблемами, чем нелояльность губернатора).

34_03.jpg
Краснодарскому губернатору Александру Ткачеву, чьи полномочия истекают только в 2017 г., возможно, придется переизбраться гораздо раньше

Что же касается тех, кому придется уйти по-настоящему, то наглядное представление об основных «кандидатах на вылет» дают результаты недавних региональных исследований ведущих аналитических служб. Как видно из таблицы (см. стр. 36), всего в зоне риска находятся 25 губернаторов, получивших оценки «ниже среднего» хотя бы по одному из трех параметров. А главными претендентами на отставку можно считать тех, у кого таких оценок две или три — это в первую очередь Олег Богомолов (Курганская область), Александр Волков (Удмуртия), Александр Козлов (Орловская область) и Александр Бердников (Республика Алтай). У всех этих глав регионов полномочия истекают в 2014 году, поэтому подобранные им наверху сменщики, вполне вероятно, будут назначены еще до конца 2013 года — чтобы Кремль успел спокойно проверить новых назначенцев в деле и либо полноценно «раскрутить» их к выборам, либо произвести при необходимости повторную замену уже перед началом избирательной кампании.

Ну а на худой конец у федерального центра останется резервный вариант: некоторых региональных лидеров, даже из категории «самых опасных», можно пока вообще не трогать и вернуться к этому вопросу только осенью 2017-го, после того как они уже переизберутся на очередной пятилетний срок. Вот тут-то Кремль и сделает им предложение о досрочной отставке, от которого они не смогут отказаться. Правда, объяснить избирателям мотивы замены только что избранного губернатора будет гораздо труднее, чем обосновать необходимость досрочных выборов главы региона, отработавшего два-три года. Но это обстоятельство можно отнести к числу неизбежных издержек в предстоящей борьбе за желанный результат на президентских выборах-2018. 


Фотографии: Александр Карпов/ИТАР-ТАСС, Юрий Мартьянов/Коммерсант, Михаил Клементьев/РИА Новости




×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.