Ректор Театрального училища им. Щепкина, театровед, педагог, театральный критик Борис Любимов — о сопереживании, подростковом взгляде и трех собраниях сочинений Пушкина
Я книгофил, люблю держать в руках старые издания — XIX века, первой половины XX, люблю старую желтую бумагу. И вообще пока читать предпочитаю в бумажном виде. Но вот в отпуск взял с собой IPad, отчасти под влиянием Андрея Немзера, с некоторыми текстами, которые он упоминает в своей книге «При свете Жуковского: Очерки истории русской литературы». Давно уже с таким увлечением не читал объемный литературоведческий труд. Немзер охватил полтора, если не два века русской литературы: от Василия Жуковского до Александра Солженицына и Давида Самойлова. Я снова почувствовал молодой запал, который бывает, когда нападаешь на интересное чтиво. Образная система автора, проблемы текстологии, связи между писателями — все занимательно. Писатели и большие, и менее известные, но благодаря автору становящиеся более близкими. Слава богу, у нас схожие вкусы. Мне кажется, что в литературоведении, филологии, истории литературы это самое значительное, что я читал за последнее время.
Из художественной литературы три произведения меня по-настоящему задели. Роман Майи Кучерской «Тетя Мотя», читал его в журнальной публикации. Это произведение недооценено нашей критикой, как-то пробежали мимо него. А по-моему, очень значительная вещь в биографии этого незаурядного писателя. Светлое ощущение мира — через бездну бытовых подробностей, через крайне нелегкую и выстраданную жизнь женщины, скажем так, бальзаковского возраста. При этом нет ощущения сугубо женской прозы. Мне нравится соотношение юмора и — нет, не трагизма, но драматизма, который свойственен писательнице и проявился в романе в полной мере.
„
Нет барьера между веками! Ощущаешь близость предков, все смешное смешно, трагическому сопереживаешь
”
Очень, мне кажется, заметная книга — «Лавр» Евгения Водолазкина. Я читал все, что выпускали Дмитрий Сергеевич Лихачев и его школа, поэтому мир русского средневековья, о котором пишет автор, мне не чужд, интересен. У Евгения Водолазкина, глубокого профессионала и специалиста по древнерусской литературе, потрясающее чувство свободы бытования в этом мире, отделенном от нас несколькими столетиями. Ощущение того, что нет барьера между веками! Нет никакой натяжки, кроме нескольких, на уровне лексики, игр со словом; нет попыток опрокинуть современность в прошлое, он пишет о том, как жили люди несколько столетий назад. Ощущаешь их близость, все смешное смешно, трагическому сопереживаешь. И наконец, такая категория, как святость, которая совершенно чужда огромному количеству людей XXI века, здесь показана в полном объеме. Мне кажется, мы имеем дело с очень незаурядным писателем.
Очень внимательно и пристально слежу за Романом Сенчиным. «Чего вы хотите?» в «Дружбе народов» — совершенно «горячая», с пылу с жару публицистика. Действие происходит зимой 2011–2012 годов, с обеими Болотными площадями, с волнениями, военно-политическими страстями, которые волнуют ровесников Романа Сенчина. И все это через призму взгляда подростков, что, мне кажется, — главное открытие этой книги. Может быть, и вообще самое обнадеживающее явление литературы последнего времени. Меня обрадовало, что это о поколении, которое прислушивается и приглядывается к словам и делам родителей.
*Николай Михайлович Любимов, выдающийся переводчик, литературовед, исследователь.
|
В связи с этим могу сказать, что на сегодняшних подростков обрушивается гораздо больше впечатлений, из-за чего книги уходят на второй план. Я вот был своей семьей воспитан библиофилом, и лучшим подарком, который мне делал отец*, были книги, собрания сочинений. (У нас дома было три библиотеки — отца, моей старшей сестры и моя. Соответственно было три собрания сочинений Пушкина, три — Достоевского…) Думаю, если бы я в то время, как нынешние подростки, мог по телевизору смотреть матчи НХЛ или игры первенства Италии, Испании или Франции (не говоря уже об интернете), я бы на несколько книжек меньше прочитал…
фотография: Митя Алешковский