Ярмарка идеологий.
Экономисты борются за ум и сердце Владимира Путина

Сегодня, как и четыре года назад, российская власть находится в поиске социально-экономической программы развития страны. Различные экспертные и профессиональные сообщества готовы предоставить Владимиру Путину (или его преемнику) варианты решений накопившихся проблем. История повторяется. За одним исключением: если раньше велась дискуссия о том, должно ли государство вмешиваться в экономику, то сегодня стоит вопрос о том, как оно должно вмешиваться, сколько на это тратить и кто будет распоряжаться миллиардами нефтедолларов.

Спасение утопающего

Идеи, овладевающие массами, правят миром. В 2003 году на российском интеллектуальном рынке можно было встретить различные идеологические продукты, предлагающие полярные модели развития государства и общества в краткои долгосрочных перспективах: от проекта парламентской республики Михаила Ходорковского или либеральной империи Анатолия Чубайса до идеологии правого консерватизма Серафимовского клуба.

В памятном послании президента Федеральному собранию РФ 2003 года Владимир Путин призвал к консолидации и мобилизации интеллектуальных сил страны. Тогда же им была озвучена стратегическая цель развития государства — удвоение внутреннего валового продукта за 10 лет. Потребность в альтернативных программах отпала.

Идеология нынешнего президента заключается в ее отсутствии. Поэтому в 2007 году рынок идеологических продуктов снова открылся. На суд просвещенной публики начали представляться проекты по спасению отечества.

Коллекция программ

Наиболее смелую программу развития представил директор Института экономики переходного периода (ИЭПП) Егор Гайдар в марте этого года. По его мнению, главной стратегической проблемой для России станет дефицит Пенсионного фонда — он будет увеличиваться по мере старения населения и увеличения количества пенсионеров на каждого работника. Гайдар предложил пойти по пути Норвегии, откладывающей нефтяные сверхдоходы в Фонд будущих поколений и финансирующей ряд пенсионных программ из доходов от вложения этих средств. Правда, норвежский фонд по размерам сравнялся с ВВП этой страны, а российский Стабфонд едва перевалил за 10% ВВП, но недостающие средства можно получить от приватизации крупнейших российских предприятий (Сбербанк, «Роснефть», «Газпром»).

Вслед за ИЭПП свой сценарий развития событий представил Центр развития информационного общества (РИО-Центр), претендующий на лавры Центра стратегических разработок, подготовившего в 2000 году «программу Грефа», которая так и не была реализована. Им были разработаны четыре стратегии развития России1: 1) «Рантье» — государство продолжает жить за счет доходов от продажи природных ресурсов; 2) «Мобилизационная» — в стране заново строится милитаристская экономика; 3) «Инерционная» — правительство работает в режиме «пожарной команды» и занимается текущими, но не стратегическими проблемами социально-экономической жизни страны; 4) «Модернизационная» — государство берется строить инновационную экономику и укреплять права собственности. Разработчики программы симпатизируют последнему варианту и предлагают повышать доверие граждан к общественным институтам, решать демографическую проблему, проводить ответственную макроэкономическую политику, снижать коррупцию на всех уровнях власти и т.д. — все куплеты песни знакомы. Но выбор сценария развития страны авторы оставляют элитам: как они решат, так и будет.

В конце сентября генеральный директор «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов озвучил свое видение (и видение тех, кто принадлежит к его группировке) развития России2. Благосостояние граждан, позиция страны на международной арене и ее промышленный облик зависят от… развития машиностроительного комплекса. Техническое перевооружение, внедрение инновационных технологий и диверсификация производства должны решить главную задачу — выпуск конкурентоспособной машиностроительной продукции. Кто это будет делать: частный собственник, государство? Нет, их время прошло, настало время госкорпораций, эффективных и подконтрольных обществу кентавров, отмечает г-н Чемезов. Именно они должны стать локомотивами роста российской экономики. По сути, Чемезов озвучил мобилизационный сценарий РИО-Центра, чреватый всеми неприятностями, с которыми столкнулся СССР в 80-е годы прошлого века. (О президентских амбициях Чемезова читайте на стр. 18.)

Центр стратегических разработок (ЦСР) предлагает сосредоточиться на проблеме качества российских институтов3. Другими словами, у правительства должна болеть голова о создании таких правил поведения для хозяйствующих субъектов, которые снизили бы их стимулы нарушать разработанные правила. Неплохо было бы начать с острастки самого государственного аппарата и уменьшить его присутствие в экономике, отмечает директор ЦСР Михаил Дмитриев. Это необходимо сделать до того, как начнется переход российской экономики к постиндустриальной модели (около 2020 года).

Самую свежую интеллектуальную разработку программы развития страны представила на прошлой неделе при поддержке Евгения Ясина аудиторско-консалтинговая компания ФБК4. Авторы предлагают решить четыре ключевые проблемы российской экономики: инфляция, коррупция, инфраструктурные ограничения и дефицит Пенсионного фонда, чтобы ускорить экономический рост до 9 —10% к 2010 году. Эксперты ФБК не оригинальны. Правда, автор программы Игорь Николаев утверждает, что главное условие ее реализации — политическая воля для принятия решений.

Пока, если судить по активно плодящимся госкорпорациям, выбор властей склоняется к мобилизационному проекту, главным идеологом которого выступает Сергей Чемезов, а политическое прикрытие обеспечивает первый вице-премьер Сергей Иванов. Впрочем, окончательный выбор пути будет сделан только весной следующего года.

Заместитель председателя Внешэкономбанка, бывший руководитель Рабочего центра экономических реформ Сергей Васильев:
«Рост числа различных программ, сценариев и стратегий развития России после 2008 года связан с предстоящими президентскими выборами: проводится ярмарка идей. Я очень плохо представляю, как будет организована власть в нашей стране после 7 марта 2008 года. Но независимо от того, кто будет президентом, в экономике сущецствуют проблемы, которые предстоит решать следующему главе государства. Первая проблема связана с ограничением доступа российских компаний к иностранному капиталу — на Западе меняется финансовая ситуация. Вторая проблема — ухудшающийся торговый баланс, поэтому непонятно, насколько хорошо будет наполняться Фонд национального благосостояния. Третья проблема заключается в пенсионной системе — увеличивается платежный дефицит. Четвертая проблема — проблема инфраструктуры экономики, которая не успевает за экономическим ростом».

__________

1 «Коалиции для будущего. Стратегия развития России в 2008 — 2016 годах».
2 «Независимая газета» от 28.09.2007.
3 The New Times № 39 от 05.11.2007.
4 «Второе дыхание». Программа социально-экономического развития России на 2008 — 2010 годы».


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.