#Только на сайте

«Россия не заинтересована в том, чтобы иметь вокруг себя стабильные государства»

26.09.2013

Выдержки из речи Михаила Саакашвили на Генеральной Ассамблее ООН

Президент Грузии Михаил Саакашвили, чей второй и заключительный срок пребывания в должности подходит к концу — 27 октября в закавказской республике пройдут очередные президентские выборы, — выступил в Нью-Йорке с трибуны ООН с речью, которую многие расценили как его политическое завещание. Или — напутствие всему миру. Лейтмотивом выступления, последнего в международном графике Саакашвили-президента, стала резкая критика политики Росиии и ее руководства на постсоветском пространстве. Настолько резкая, что российская делегация во время речи Саакашвили покинула зал заседаний (демарш, на который дипломаты идут в исключительных случаях). The New Times публикует выдержки из выступления грузинского президента, которое постпред РФ при ООН Виталий Чуркин назвал «русофобским» и «антиправославным» 

saakashwili.jpg

/.../ Мир неспокоен. Человечество не живет в согласии с собой. И ООН не стала душой или сердцем сплоченного мира. Западная цивилизация, некогда переживавшая триумф, сейчас пытается преодолеть глубокий общественный, социальный и духовный кризис. «Цветным революциям» в Восточной Европе брошен вызов со стороны сил, потерпевших поражение несколько лет назад. Незабываемые кадры ликующих толп на улицах Каира и Туниса сменились ужасающими видеозаписями, на которых дети, отравленные газом в Дамаске, — это Ближний Восток. Есть много веских причин для расставания с иллюзиями. 

На горизонте — свобода

Но значит ли это, что безапелляционный оптимизм 90-х должен уступить место столь же категоричному пессимизму, чувству обреченности, которое душит любую надежду? Дальнейшее продвижение демократии и свободы потребует решительных действий — но должно ли осознание этого факта привести нас к отказу от своих убеждений и принципов? /.../

Если понятие «Запад» устарело, то почему тогда миллионы поляков, чехов, эстонцев,  румын и других так чтут день, когда их страны вступили в НАТО? И почему миллионы украинцев, грузин, молдован и других наций так упорно стучатся в двери Евросоюза?

Если свобода больше не в моде, то чем объяснить тот факт, что самоубийство неизвестного гражданина в отдаленном тунисском городке изменило карту мира? История не закончилась ни в 1989, ни в 1991 годах, и никогда не закончится. Свобода — вот что остается ее движущей силой и ее горизонтом. /.../

От имени «периферии»

/.../ Восточноевропейские страны, стремящиеся присоединиться к европейской семье свободных и демократических наций, сталкиваются с постоянным давлением и угрозами. Армения загнана в угол, Молдова взята в блокаду, Украина находится под ударом, Азербайджан ощущает на себе беспрецедентное давление, а Грузия оккупирована. Почему?  

Потому что старая империя пытается вернуть себе ушедшие границы. Впрочем, слово «границы» здесь не подходит, поскольку у этой империи — идет ли речь о Российской империи, о Советском Союзе, о Российской Федерации или Евразийском союзе — никогда не было границ. У нее была лишь «периферия». Сегодня я выступаю от имени этой «периферии». /.../ 

В отличие от большинства стран Российская Федерация совершенно не заинтересована в том, чтобы иметь вокруг себя стабильные государства. Соседние государства, находящиеся в состоянии постоянной тряски — вот чего хочет Кремль. Он отвергает саму идею сильных правительств в Грузии, Украине или Молдове, причем даже тех, которые настроены дружественно и пытаются учитывать его (Кремля) интересы. 

Я никогда не был любителем пустой болтовни, но сегодня, на исходе второго президентского срока, я больше, чем когда-либо, чувствую необходимость говорить прямо. 

/.../ Вы думаете, Владимир Путин хочет, чтобы Армения одержала окончательную победу над Азербайджаном? (Саакашвили имеет в виду конфликт из-за Нагорного Карабаха. — The New Times) Нет. Это сделало бы Армению слишком сильной и потенциально слишком независимой. 

Думаете ли вы, что Москва, напротив, хочет чтобы Баку одержал верх над Ереваном? Очевидно, что нет. Нынешний взлет модернизированного Азербайджана —это ночной кошмар российских лидеров. 

Нет, они (в Кремле) не хотят, чтобы кто-нибудь одержал победу и чтобы какой-то конфликт пришел к своему объективному разрешению, их цель — конфликт сам по себе, ибо он сохраняет зависимость обеих стран (от России) и блокирует их интеграцию в общеевропейское пространство. 

Вы думаете, поражение на выборах сил, которых пришли к власти в результате «оранжевой революции» на Украине, заставило Кремль смягчить свое отношение к этой стране? Ровно наоборот. Правительство, возглавляемое Виктором Януковичем, находится под постоянным натиском (России), а в преддверии саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе (на этом саммите в ноябре Украина должна подписать соглашение об ассоциации с ЕС. — The New Times) ему объявлена настоящая торговая война и российские официальные лица сейчас открыто говорят о расчленении этой страны (Украины).  

Думаете ли вы, что Кремль согласиться обсуждать вопрос о снятии окуппации Абхазии и Южной Осетии — обсуждать сейчас, после того как в Тбилиси сменилось правительство? Ничего подобного! Аннексия грузинских земель российскими войсками продолжается.

Вчера оккупанты снова выселили грузинских граждан из их домов и деревень, где жили их отцы и деды. Сделали это при свете дня и совершенно безнаказанно.

Несмотря на дружеские заявления, сделанные новым грузинским правительством в последние недели и месяцы, российские военные продолжают наступление, разделяя общины новыми витками колючей проволоки, угрожая нашей экономике, продвигаясь к жизненно важному трубопроводу «Баку — Супса», все ближе продвигаясь к главной дороге Грузии и тем ставя под вопрос выживаемость нашей страны.

Дело не в Саакашвили 

Враждебность Владимира Путина и его команды к правительству, которое я имел привилегию возглавлять почти десятилетие, основана отнюдь не на личной ненависти или культурном недопонимании. Подобного рода объяснения — не более чем наведение тумана. /.../ Дело не в Гамсахурдиа, Шеварднадзе, Саакашвили или Иванишвили, имена не имеют значения, когда ставки настолько высоки. Речь идет о возможности создания настоящей грузинской государственности.  

Почему? Потому что российские власти отлично понимают, что как только на Украине, в Грузии, Молдавии или в любой другой стране будут созданы сильные институты, как только на сцене появятся функционирующие государства, эти институты и государства будут выражать и проводить в жизнь волю своих народов, а именно — стремление к полной независимости и движению к Европе. 

Успешный опыт проведения реформ в Грузии, создание функционирующего государства был расценен как вирус — вирус, который мог и должен был инфицировать всё постсоветское пространство, а следовательно, должен был быть уничтожен всеми возможными способами. Вот почему Грузия страдает от эмбарго, военного вторжения и оккупации, начиная с 2006 года. И по этой же причине сопротивление грузинского народа и стойкость грузинской демократии представляют наибольшую важность для всего региона.

Нежизнеспособный проект 

/.../ Усилия по уничтожению достигнутого ЕС и НАТО прогресса в нашем регионе становятся все более интенсивными. Эти усилия получили название — Евразийский союз.

Евразийский союз формировался как альтернатива Евросоюзу и был представлен Владимиром Путиным, как центральный проект его нынешней президентской программы. /.../

/.../ Евразийский союз — это одновременно и наше прошлое, и будущее, придуманное для нас в Москве бывшими офицерами КГБ. С другой стороны, наши возрожденные традиции и вековые стремления ведут нас к другому миру, который называется Европа. Европейское общество также далеко от идеала, в нем тоже есть место сомнениям, страху, гневу и ненависти. И все же, меритократия превосходит там кумовство, а толерантность является основой общественного строя, сегодняшние оппоненты в будущем становятся коллегами-министрами, а не заключенными или враждующими сторонами.

Выбор — при таком изложении — настолько очевиден для жителей Восточной Европы, что кремлевские стратеги (называющие себя политтехнологами), желая скрыть правду, распространяют лживые сведения на территории Грузии, Украины, Молдовы и других мест. /.../

/.../ Европейский союз — величайшее политическое достижение последних десятилетий — построен на трех столпах, которые можно было бы назвать тремя принципами: принцип отрицания национального экстремизма, который чуть не привел к массовому самоубийству посредством двух мировых войн и ужасов нацизма; отрицанию коммунизма, грозившего распространиться на всем континенте; и, в конце, отрицанию колонизации и империализма.

Потребовалось время, чтобы Британская и Французская империи согласились принять этот третий пункт, но расставание с колониальными землями стало необходимой платой за модернизацию экономики и развитию демократии в этих странах, а также способствовало единению Европы.

Евразийский союз основан на совершенно противоположных принципах.

Он пронизан нетерпимостью, управляется старыми структурами КГБ и направлен на восстановление старой Империи.

Безусловно, процесс вступления в Еразийский союз очень прост. Отстутствуют определенные социальные, экономические и политические критерии. Чтобы стать колонией, не нужно соответствовать каким-либо требованиям. Пассивность и посредственность — единственные условия приема.

В то же время, для того чтобы стать частью настоящего Содружества, необходимо предпринять геркулесовские усилия и соответствовать точным стандартам, по другому невозможно, но подобные меры и являются основой такого Союза.

Поэтому тем, кто сомневается, я хотел бы сказать, что ЕС выставляет определенные требования и задает критерии, потому что не стремится нас поглотить (в то время, как некоторые только об этом и мечтают) — и выбор в данном случае очевиден.

Но есть и другая причина такой очевидности — российский проект обречен на провал. Империи сегодня нежизнеспособны, Российская Империя в особенности. Если мы обратимся к истории, то обнаружим, что Франция и Соединенное королевство потеряли свои колонии не из-за того, что те боролись за свою независимость, а потому что люди в Париже и Лондоне перестали верить в империю.

То же самое происходит сегодня в России.

Имперская мечта сперва отживает на окраинах империи. Но опасней всего, когда она отрицается в самом центре. Отрицание проявляется не только в публичных протестах, но и в возрастающих голосах оппозиции в крупных городах России. Он выражен во всеобщем циничном отношении российской элиты к путинской евразийской инициативе. /.../

/.../ Приближаясь к «Саммиту по вопросам партнерских отношений в восточном регионе» в Вильнюсе, я хотел бы повторить призыв, который озвучивал несколько раз за последние годы.

Открывая «Восточное партнерство» как ответ на вторжение в Грузию в 2008 году ЕС предоставляет нашим странам платформу для сотрудничества под своим добрым покровительством. Нам следует больше вкладываться в это. Мы должны развивать общие проекты, фокусируясь в первую очередь на совместном проведении необходимых реформ. Так как именно реформы гарантируют нам государственность и независимость.

Екатерина Вторая хорошо это понимала: когда Польша начала успешно развивать свою программу амбициозных реформ, следуя предписаниям французского и британского просвещения, императрица написала длинное, тайное письмо королю Фридриху Великому.

Это письмо было и остается ярким выражением природы и стратегии империалистического проекта. В письме указано, что проводящиеся реформы одинаково опасны для России и Пруссии, так как позволят Польше образовать подлинное государство, и поэтому они должны быть остановлены, Польша атакована и раздроблена, пока ей не удалось осуществить задуманное.

Это письмо не покажется странным тем, кто знаком с ненавистью Владимира Путина по отношению к грузинскому опыту последних лет.

Впервые на Кавказе было создано эффективное национальное государство и теперь реформы, которые привели к этому, должны быть уничтожены, пока они не принесли свои плоды. /.../

Единство должно быть нашим главным правилом в Восточной Европе, включая раздробленный Кавказ. Я уже говорил об истоках начала войны в Абхазии, я также мог бы привести символичный пример из прошлых времен, обратившись к Истории Кавказа.

По окончании бунта, поднятого Шамилем против Российской Империи, после того, как он самолично сдался, последний чеченский лидер, по имени Байсонгур, продолжавший борьбу, был обнаружен и схвачен.

Намереваясь повесить повстанца, русские офицеры собрали толпу дагестанцев, которые должны были присутствовать на казни. Одного из них попросили выбить стул из-под ног приговоренного. Этот шаг должен был привести к череде кровных междоусобиц и внутренней вражде. Поняв это, Байсонгур сам опрокинул стул, совершив порицаемое религией самоубийство, но сохранив таким образом отношения между соседями.

Но потерпев неудачу в одном эпизоде, сколько успехов принесла подобная стратегия на Кавказе?

Этому должен быть положен конец. По этой причине, во время моего президентского срока я запустил несколько проектов, направленных на укрепление контактов между жителями Северного и Южного Кавказа, проекты, фокусирующиеся на образовании и студенческих обменах.

Мы должны предпринять эти небольшие усилия. Подготовить себя к тому времени, когда Империя рухнет, а её ненавистное наследие будет пережито.

И мы, как граждане Грузии, должны подготовиться к тому, что российские войска уйдут с оккупированных территорий, отозванные Москвой из Цхинвали и Сухуми.

Мы должны быть готовы к тому, чтобы принять наших осетинских и абхазких соотечественников, как братьев и сестер, а не как врагов.

Потому как эти времена наступят раньше, чем многим кажется.


Призрак старых времен

/.../ Через несколько лет Владимир Путин уйдет из Кремля, исчезнет из российской политики. Российские граждане будут помнить его как призрак старых времен — времен коррупции и подавления. Никто не знает, будет ли этот процесс мирным или насильственным, будет ли его последователь националистом, либералом или тем и другим, но важно то, что Россия перестанет тогда быть империей, она станет нормальным государством. /.../

Итог президентства

Дамы и господа, по мере того, как мой президентский срок подходит к концу, я с гордостью смотрю на многие успехи Грузии, которые были достигнуты во время моего пребывания на посту.

Мы в буквальном смысле вытащили Грузию из тьмы, обеспечили прозрачность в сфере работы социальных институтов и общественных структур, вернули детей в школы с улиц. Мы привели нацию к европейской мечте, ближе, чем когда бы то ни было в истории, работая без устали, чтобы возродить дух доброты и терпения, присущий нашему славному прошлому.

Нам удалось сделать много хорошего. Но я осознаю, что за многие достижения пришлось заплатить дорогую цену. В нашем стремлении установить новую реальность, на фоне внутренних и внешних угроз, мы сделали немало ошибок и отвратили от нас желающих посетить страну. /.../




×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.