#Сериалы

Герой, антигерой, злодей

28.09.2013 | Кушнарева Инна | № 30 (298) от 23 сентября 2013 года

Что после Breaking Bad?

Захватывающий американский сериал Breaking Bad подходит к концу. 29 сентября выходит последняя серия заключительного сезона. Что дальше?
54_400.jpg
Уолтер Уайт (Брайан Крэнстон)

Сериал канала AMC «Во все тяжкие»/Breaking Bad стартовал в кризисном 2008 году. Главный герой Уолтер Уайт (Брайан Крэнстон) — 50-летний учитель химии в школе. У него беременная жена, сын с ДЦП, выплаты по ипотеке, в школе он получает копейки. Его обошли по жизни все бывшие друзья и коллеги. И в довершение ко всему у Уолта диагностировали рак на терминальной стадии. Случайно попав со свояком Хэнком (Дин Норрис), работающим в Управлении по борьбе с наркотиками, на зачистку лаборатории, производящей метамфитамин, Уолт неожиданно «нашел тему». Как блестящий специалист по кристаллографии, он будет варить самый чистый «мет» и заработает денег, чтобы было чем оплатить лечение и что оставить семье. В напарники он берет своего бывшего ученика и пушера (мелкий торговец наркотиками) Джесси Пинкмана (Аарон Пол).

Бизнес must go on

«Во все тяжкие» — почти что иллюстрация к какому-нибудь курсу по бизнесу. Первый сезон ушел на создание малого предприятия по производству лучшего продукта на рынке. У производителей сразу возникли проблемы с дистрибуцией: самим организовать сеть сбыта трудно, а оптовики оказались людьми ненадежными и опасными. Во втором сезоне не без труда был налажен контакт с подходящим дистрибьютором — Густаво Фрингом (Джанкарло Эспозито), но лишь за счет поглощения малого предприятия более крупным бизнесом. В новой модернизированной лаборатории резко вырос объем выпускаемой продукции. Уолтер озаботился проблемой отмывки получаемых миллионов и попытался решить ее с помощью адвоката Сола Гудмана (Боб Оденкерк). В конце четвертого сезона он, однако, решительно возвращает себе управление компанией, в пятом находит новых партнеров и даже выходит на международный рынок.
54_02.jpg
Пилотный эпизод. Уолтер Уайт первый раз на деле

При этом бизнес требовал непрерывного кризис-менеджмента. Уолт должен скрываться от жены Скайлер (Анна Ганн), а когда она узнает правду, приходится бороться с ее моральным кризисом, удерживая семью от распада. Ему надо скрываться от Хэнка, проницательного агента, для которого голубой «мет» и его варщик, великий и ужасный «Гейзенберг» (кличка Уолта), стали навязчивой идеей. Еще Уолт должен постоянно удерживать своего партнера Джесси, добросердечного и принципиального «пацана», от того, чтобы он не свалил и не бросил бизнес. Должен сделать так, чтобы новый хозяин Густаво Фринг не заменил его другим варщиком, экспроприировав суперформулу. Уолтер Уайт — тот самый абсолютно рациональный агент, герой современных экономических теорий рациональности, вынужденный бороться с тем, как его идеально отлаженная логистика рушится из-за чужих эмоций, идиосинкразий и недостатка мотивации. В окружающем мире беспредела, где все возможно и позволено, он решил руководствоваться одним принципом: все ради семьи, и никто из ее членов не должен пострадать (а к ним до определенного момента относятся и Джесси, для которого Уолт стал чем-то вроде символического отца, и даже Хэнк). И за это он готов заплатить любую, самую кровавую цену.

Сериал сделан так виртуозно, что напряжение между симпатией и отвращением зрителей к Уолтеру Уайту сохраняется до самого конца

 
Однако постепенно вроде бы очевидные мотивы Уолта начинают расслаиваться, колебаться. Ему нравится заниматься бизнесом и нравится сам процесс варки. Уолт — перфекционист, несмотря на то, что потребители его продукта славятся неразборчивостью. В третьем сезоне есть замечательный эпизод «Муха», в котором Уолт с Джесси почти всю серию ловят муху, залетевшую в подземную лабораторию. Да и сама химия — фетишистский процесс. Все кругом достают Уолта, а ему лишь бы поварить спокойно. Уолту нравится чувствовать себя крутым. Всю жизнь он был бета-самцом, на которого снисходительно посматривали мачо вроде Хэнка. Он хочет взять реванш — за неудавшуюся жизнь и за то, что когда-то гордо ушел из компании, основанной совместно с друзьями-однокурсниками, которая теперь приносит миллиардные прибыли. И как любой, кто занимался кризис-менеджментом, Уолтер Уайт не может остановиться, потому что без этого жизнь оказывается слишком скучной. В одном из эпизодов второго сезона у Уолта ремиссия, в бизнесе наступило затишье, и можно лечь на дно. Он без дела слоняется по дому, затевает ремонт, который нужен, кажется, только ему одному. Едет в хозяйственный магазин и там натыкается на человека, явно закупающегося для производства «мета». Со свойственным ему занудством Уолт читает тому лекцию о том, что нельзя покупать все в одном месте. А потом выходит на улицу и уверенно выгоняет со своей территории и закупщика, и его босса.
54_03.jpg
Уолт (справа) и Джесси (Аарон Пол) варят «мет»

Между симпатией и отвращением

Наконец, Уолтер Уайт не просто breaking bad, он по-настоящему bad. Именно с такой идеей создатель сериала Винс Гиллиган пришел на канал AMC: превращение мистера Чипса, популярного в Америке литературного героя, олицетворяющего идеального школьного учителя, в Лицо со шрамом, легендарного гангстера и главу наркокартеля. Герой превращается в антигероя, а потом просто в злодея. Говорят, что у каждого любителя сериала есть свой эпизод, в котором он отказался от идентификации с Уолтом Уайтом. Если поначалу зрителя могло оттолкнуть лицемерие, ложь и манипуляции, то к концу сериала Гиллиган и исполнитель главной роли и полноправный соавтор сериала (а с какого-то момента еще и режиссер некоторых серий и продюсер) Брайан Крэнстон все больше подчеркивают манию величия Уолтера 
Уайта.

Один из механизмов разотождествления, утраты сочувствия главному герою — образ Джесси. Поначалу думали, что он погибнет в первом сезоне, но по мере развития сюжета Пинкман превратился в самого живого и, кажется, вызывающего наибольшие симпатии персонажа. И тем не менее сериал сделан так, что напряжение между симпатией и отвращением зрителей к Уолтеру Уайту сохраняется до самого конца.
54_04.jpg

Без послаблений

«Во все тяжкие» — идеальный пример построения сквозного сюжета. На телевидении оно встречается не так уж часто, это важная особенность нового качественного телевидения. Обычно в сериалах сквозной сюжет сочетается с замкнутыми сюжетами, находящими разрешение внутри каждой серии и обеспечивающими зрителю промежуточное удовлетворение, когда до финала шоу еще ох как далеко. Вертикальный и горизонтальный сюжеты срастаются плохо, и приходится делать скидку на условности телевизионного жанра. В сериале «Во все тяжкие» все по гамбургскому счету, и авторы не дают себе никаких послаблений. Зрительский интерес не ослабевал ни разу.

Хотя и здесь есть один кунштюк: зрителю постоянно приходится заниматься решением практических головоломок и восхищаться теми элегантными и оригинальными решениями, которые находит Уолтер Уайт. В пятом сезоне, например, было ограбление поезда с метиламином, решенное в стиле вестерна (не забываем, что действие сериала разворачивается на Диком Западе в Альбукерке) или «Одиннадцати друзей Оушена». По изобретательности Уолтер Уайт не уступит Филиасу Фоггу из «Вокруг света за 80 дней». Правда, пятый сезон по ходу движения к финалу все сильнее сворачивает в традиционный жанр криминального боевика, которым «Во все тяжкие» изначально не был. Если первый противник Уолтера Густаво Фринг был достаточно странной и экзотической фигурой и во многом ровней ему, то теперь включилась третья, внешняя сила — обычные уголовники без комплексов.
54_05.jpg
Уолт и Скайлер (Анна Ганн) не знают, куда спрятать столько денег

До того не было никого

29 сентября выходит последняя серия «Во все тяжкие». Брайан Крэнстон считал, что можно было бы снять еще два сезона. Действительно, в пятом сезоне картина расширилась, возникли ходы, которые можно было бы развить. И Крэнстона можно понять: его запоздалая актерская удача напоминает судьбу его персонажа. Но Винс Гиллиган решил закончить на пятом сезоне. И в будущем ностальгирующему зрителю придется довольствоваться спин-оффом, побочным сюжетом о похождениях ловкого адвоката Сола Гудмана «Лучше позвони Солу!»/Better call Saul, действие которого происходит до начала событий «Во все тяжкие» и в котором не будет ни Уолта, ни Джесси, ни остальных. 




×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.