18 сентября Государственная Дума во втором и третьем чтении приняла законопроект о реформе РАН. Депутаты уступили ученым в некоторых поправках, смягчив закон, однако его суть осталась неизменной. 

DETAIL_PICTURE__87328072.jpg
фото: Наталия Губернаторова/ MK.ru 

После возвращения законопроекта во второе чтение 17 сентября на ознакомление с поправками к законопроекту депутатам была выделено менее суток. Однако, по словам Владимира Кононова, председателя Комитета по науке и наукоемким технологиям,  «это работа не нескольких часов, а практически трех последних месяцев». Итогом деятельности Комитета стали три таблицы поправок, причем по третьей группе поправок Комитетом не было принято единогласного решения, и ее судьбу депутаты решали в ходе обсуждения на заседании. Законопроект был одобрен 331 голосом, против проголосовали 107 мандатов.

Главным разногласием между учеными и властью стала передача научных институтов в управление правительству. В итоге утверждать директоров институтов будут не академики, а кадровая комиссия Совета по науке при президенте РФ, несмотря на заявление академика РАН, депутата от КПРФ Бориса Кашина о том, что данная комиссия – «шаг в сторону монархии». 

Коммунист Олег Смолин попросил поддержать научное сообщество в другом спорном вопросе и оставить управление имуществом за РАН, но после  голосования соответствующая поправка была отклонена: имущество Академии будет передано специально созданному агентству, глава которого будет назначен по представлению президента. Это же агентство будет утверждать государственные задания на проведение фундаментальных и поисковых научных исследований. Курировать новое агентство будет правительство, а не министерство образования и науки, как предлагалось ранее.

Однако депутаты пошли на некоторые уступки –  в отношении трех региональных отделений (Уральское, Сибирское и Дальневосточное) РАН наделяется правами «собственника и учредителя имущества», а сами они сохраняют статус юридических лиц. Однако депутаты отклонили поправку КПРФ о финансовой самостоятельности региональных отделений: было предложено сделать их распределителями средств федерального бюджета. 

«24 миллиарда – годовой бюджет Сибирского отделения РАН, и более 70% этих средств тратится на территории. Если этого не будет, то региональные отделения понесут экономические убытки», — отметил депутат от КПРФ Анатолий Локоть, уверенный, что самостоятельное управление научным процессом необходимо для сохранения и развития научных школ. 

Однако председатель профильного комитета Госдумы  Владимир Кононов заявил, что правом распределения бюджетных средств должна быть наделена только «большая» Академия Наук.

В вопросе о региональных научных центрах законопроект был также смягчен. Борис Кашин предложил  пойти навстречу научной общественности и проголосовать за принятие поправки о включении центров в структуру РАН, как и поступили депутаты. 

Справедливоросс Валерий Черешнев предложил считать настоящий федеральный закон  вступившим в силу не с момента подписания, а с 1 января 2014 года. Он аргументировал это тем, что в соответствии с уставом в мае 2013 года объявили об очередных выборах академиков и членов-корреспондентов РАН, которые должны были состояться в декабре этого же года. Закон же накладывает трехлетний мораторий на избрание новых членов Академии наук.

«Трехлетнее реформирование, которое предполагается законом, нанесет огромный вред российской науке, потому что эти три года наши научные учреждения не будут работать, их работа будет дезорганизована», — поддержал коллегу на заседании парламентарий от КПРФ Иван Никитчук. Тем не менее депутаты поддержали предложение  председателя профильного комитета Госдумы  Владимира Кононова, который считает,  что рациональнее поддержать формулировку, значащуюся в законопроекте – «со дня официального опубликования».  



×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.