Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Книги

Праздник мейнстрима

03.09.2013 | Александров Николай | № 26 (294) от 26 августа 2013 года

В Москве открылась Международная книжная выставка-ярмарка

Что будет и чего не будет на традиционной Международной книжной выставке-ярмарке, которая открылась в Москве 4 сентября

RIAN_00752190.HR.ru_bw.jpg
Книжные выставки — смотр не столько писательских, сколько издательских сил

В 26-й раз будет проходить ММКВЯ. Это уже история, согласитесь, это уже масштаб. С годами обретается весомость и солидность. Значительность. Выставка-ярмарка прирастает к ВВЦ, то есть ВДНХ, как мухинские «Рабочий и колхозница». Два раза в год, весной и осенью проходит здесь крупнейший в России книжный форум. Весной — поскромнее, все-таки весенняя ярмарка называется «Книги России», осенью — с большим размахом и торжественностью, как и подобает ярмарке международной. Осенняя выставка-ярмарка — мероприятие официальное, можно сказать, протокольное. И эта официальность накладывает отпечаток. Это смотр всего, что можно считать значительным в современной книжной России: от издательств до писателей. Можно было бы сказать — это праздник мейнстрима, праздник успеха, популярности и признанности. В литературной сфере, разумеется. Известные авторы, крупные издательские дома: АСТ и ЭКСМО в первую очередь. Впрочем, кажется, сегодня это один издательский дом и различие между ними номинально. Но именно эти издательства (или издательство) поставляют на книжный рынок львиную долю продукции. И не удивительно, что именно они подчинили себе почти всю так называемую рамочную программу ярмарки (дискуссии, встречи, презентации). Так что круглый стол на тему «Книжный рынок — развитие или монополия» (на стенде ЭКСМО) в этом контексте кажется особенно актуальным.

Равно как и обсуждение темы «Интеллектуальная литература. Зачем нужны новые авторы».

Новых авторов на ММКВЯ, впрочем, почти нет. Этот форум не для дебютантов. Зато писатели именитые представлены в значительном количестве. Людмила Петрушевская, Андрей Битов, Дмитрий Быков, Захар Прилепин, Александр Архангельский и его новый роман «Музей революции», Владимир Шаров и его роман «Возвращение в Египет», Майя Кучерская, Сергей Шаргунов, Павел Санаев и его «Хроники раздолбая», Эдуард Кочергин с новой книгой «Записки планшетной крысы», Борис Акунин, Дарья Донцова, Ник Перумов, Татьяна Устинова… Стоит ли сетовать? Как показывает опыт, все заслуживающее внимания в литературе пробивает в конце концов себе дорогу к успеху. Ну или почти все.
  

Как показывает опыт, все заслуживающее внимания в литературе пробивает в конце концов себе дорогу к успеху. Ну или почти все    

 
Поэтому, наверное, имеет смысл обратить внимание на то, что пока еще остается в тени, еще не освещено успехом и популярностью. Скажем, в программе выставки-ярмарки значится встреча с «известным журналистом» Александром Григоренко. Между тем Александр Григоренко приезжает из Красноярска представлять свою новую книгу «Ильгет». Предыдущий его роман «Мэбэт» был по существу писательским дебютом и добрался до шорт-листа премии «Большая книга». Но Григоренко пока еще не мэйнстрим. Презентация романа Артура Соломонова «Театральная история» — едва ли не самый яркий дебют этого года — вообще в программе выставки-ярмарки не обозначена. Может быть, потому что роман только-только вышел. Книга Соломонова — редкий случай по-настоящему остроумного произведения. Дело даже не в фельетонности, которую легко заметить, хотя роман писался как бы в предчувствии реалий нашей жизни: когда антиклерикальные выступления небезопасны, а словосочетание «нетрадиционная ориентация» вызывает почти такой же страх, как слово «секс» в советскую эпоху. Соломонов написал роман о театре. Или о театральности. Пожалуй, даже о театральности прежде всего, потому как она шире театра, то есть замечательно чувствует себя вне его стен. Написал со знанием дела и порой уморительно смешно.

Жалко, что на выставке-ярмарке не будет случая поговорить о блестящей книге Аркана Карива «Однажды в Бишкеке». Жалко, потому что Аркан Карив скончался год назад, его роман «Однажды в Бишкеке» публикуется впервые, а роман «Переводчик», также вошедший в сборник, по существу, широкой публике незнаком. Между тем Карив — блестящий писатель, с чувством юмора и необыкновенной свободой письма. Вот чего, кстати, не хватает мэйнстриму.

Не будет на этой ярмарке разговоров о гениальном романе Леонида Цыпкина «Лето в Бадене». Третьим изданием он вышел в «Новом литературном обозрении» с предисловием Сюзен Зонтаг, но многие ли его прочли, многие ли помнят издания предыдущие? Не будет обсуждения выдающейся книги Веры Мильчиной «Париж в 1814–1848». Все это, видимо, темы для ярмарки нон-фикшн в ЦДХ, где официальности меньше, палитра участников богаче и не столь силен дух мейнстрима.


фотография: Андрей Рудаков/РИА Новости





×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.