8 сентября в Ярославской области прошли выборы в областную думу. Борьба шла за 50 мандатов, в бюллетене значились 20 партий. РПР-Парнасу удалось получить 5,23%, это значит, что депутатом будет работать один человек — Борис Немцов. «Единая Россия» на выборах победила (41,91%), хотя на выборах в предыдущие годы показывала одни из самых худших результатов в стране. О подробностях напряженной кампании, где шла битва между партией власти и оппозицией всех мастей, в ее разгар писал The New Times
Борис Немцов каждый день проводил по несколько встреч с избирателями во дворах
«Ой смотри, да это ж Немцов! — усатый мужичок в кепке дергает за рукав немолодую женщину, которая взвешивает малосольные огурцы. Она вытирает руки полотенцем и со смехом отвечает: «Это не он, это двойник, сейчас столько двойников развелось».
«Не двойник я. Я Борис Немцов», — бывший губернатор Нижегородской области, бывший вице-премьер при двух премьерах, бывший депутат Госдумы, один из лидеров внесистемной оппозиции Борис Немцов собственной персоной подходит к торговкам малосольными огурцами на центральном рынке города Переславля-Залесского, знаменитого своим Плещеевым озером и ботиком Петра Великого.
«Вы 8 сентября на выборы пойдете?» — наклоняясь, спрашивает он. Его обступают женщины и мужчины — покупатели и продавцы. Смеются, просят разрешения сфотографироваться.
Американский шпион
«В распоряжении Путина — 20 дворцов, вилл, резиденций, хотите об этом книжку почитать? — продолжает Немцов. Высокий, загорелый, спортивный, в белой майке и элегантном пиджаке, он выделяется на фоне жителей провинциального городка (население 40 тыс.) в 150 километрах от Москвы: женщин в цветастных платках и юбках, мужиков в кепках, потертых джинсах и сношенных кроссовках.
Молодые ребята из избирательного штаба раздают предвыборные листовки, программы партии «РПР-ПАРНАС», доклады «Жизнь раба на галерах», «Зимняя Олимпиада в субтропиках». Выстраивается очередь из желающих получить автографы. «Я его потом продам», — хохочет мужик, торгующий медом, показывая автограф другому торговцу — небольшого роста, в темных очках. Тот сидит на складном стулчике и пьет кофе из термоса. Когда мимо проходит Немцов, он кричит: «Скажите честно, зачем вы ходили в американское посольство? Вы — американский шпион? Русский народ не позволит выбрать тех, кто ходит в американское посольство!»
Немцов идет дальше по рынку, останавливается у павильончика с шубами и кожаными куртками. Продает их молодая женщина в рыжем парике. Она кокетливо улыбается заезжему политику: «Мы все вас очень хорошо знаем. Уж совсем не думали, что такие люди у нас на рынке появятся».
«Голосуйте за нашу партию «РПР-ПАРНАС», — агитирует Немцов. — Наш номер 20. Последний. Но последние будут первыми». За ним бежит немолодая женщина: «Я вас найду в фейсбуке. Буду за вас голосовать».
Рынок обклеен плакатами с фотографиями кандидатов в муниципальное собрание Переславля-Залесского. Все кандидаты — от «Единой России».
Не паровоз
«Опять эти едарасы, — с досадой бросает Немцов. — Весь город ими обвешан, а нам не дают размещать наши билборды и плакаты ни в Переславле, ни в Рыбинске, только в Ярославле».
Зато в Ярославле, где число избирателей — около 440 тысяч, ровно половина всех избирателей области, билборды со скромно улыбающимся Немцовым висят и на вокзале, и на улицах. На последней предвыборной неделе должны появиться новые, на которых рядом с бывшим губернатором Нижнего Новгорода появится и надпись красного цвета: «Голосуй за оппозицию!» Местные кандидаты от других партий уверяли корреспондента The New Times, что «Немцова пустили на выборы, потому что он договорился с властью. Немцов смеется: «Вот вам история про «договорился». Хозяева фирмы наружной рекламы упорно уговаривали нас убрать с билбордов слово «оппозиция», 50 раз звонили начальнику моего штаба Илье Яшину, тот настаивал. В итоге сегодня утром они сказали: «Черт с вами, повесим!» На телевидение и на радио меня пускают только потому, что понимают: я в губернаторы идти не собираюсь. В этом смысле я не опасен».
*Евгений Урлашов обвиняется в покушении на получение взятки в размере 14 млн рублей от директора ярославского ООО «Радострой» Виктора Шмелева. 16 июля на центральной площади Ярославля состоялся семитысячный митинг в защиту мэра, после чего его срочно этапировали в Москву в СИЗО «Матросская тишина».
|
Немцов и его штаб, в котором работают молодые активисты из Петербурга, Москвы и Ярославля, придумывают разные способы раскрутки партии «РПР-ПАРНАС», которую в области почти не знают: трафареты на асфальте с символикой партии, телевизионные сюжеты Немцова с его дочерью Жанной, марафон по набережной Волги. 53-летний Немцов должен пробежать пять километров в майке с надписью: «Мужики, хватит бухать!» В списке «РПР-ПАРНАС» — 30 человек. Все местные, кроме Немцова. Он проводит в день по несколько встреч с жителями. Приходят от 10 до 70 человек. Основные вопросы: зачем приехал в Ярославль, останется ли здесь жить и почему посадили мэра Евгения Урлашова?*
«Я не адвокат Урлашова, — терпеливо объясняет Немцов. — Я не знаю, брал он или нет взятку. Но арестовали его по указанию Путина. Это политическая расправа. Его убрали как конкурента через две недели после того, как он сказал, что пойдет на выборы губернатора. Он должен быть освобожден под подписку о невыезде. Я предлагаю, чтобы областная дума дала за него поручительство».
«Все бросились «подбирать» электорат Евгения Урлашова, — говорит местный политический консультант и заместитель директора телеканала НТМ Алексей Яковлев. — «Справедливая Россия», коммунисты, «ДемВыбор», Немцов со своей партией — туда же».
Помни об Урлашове
Remember the 3-rd July — трафаретные надписи такого содержания можно сегодня увидеть в Ярославле на стенах многих домов. 3 июля 2013 года мэр Евгений Урлашов, в апреле прошлого года триумфально победивший на выборах мэр кандидата от «Единой России» Якова Якушева, был задержан в Ярославле на улице Свободы сотрудниками по борьбе с экономическими преступленими МВД. В области как раз началась кампания по выборам в областную думу, Урлашов собирался возглавить список партии «Гражданская платформа», которая, по прогнозам местных аналитиков, имела все шансы потеснить депутатов-единороссов. Сейчас «Гражданская платформа», чей лидер миллиардер Михаил Прохоров публично взял под защиту Урлашова, в выборах участие не принимает не только потому, что первый номер партийного списка в «Матросской тишине». Партия не успела вовремя открыть избирательный счет. Версии того, что произошло, меняются в зависимости от политической принадлежности собеседника. Владимир Тихомиров, который выбирается в областную думу от «Гражданской платформы», говорит, что финансовая уполномоченная партии Наталья Семенова должна была 29 июля открыть счет, но ее вызвали на допрос в полицию, в банк она не успела, потом из города уехала и с бывшими коллегами по партии контакты больше не поддерживает. Глава областного парламента единоросс Илья Осипов считает, что снятие «Гражданской платформы» с выборов произошло по закону.
«У меня два финансовых уполномоченных, — говорит Осипов. — А почему у них был один? Это по меньшей мере непрофессионально, хотя я допускаю, что они сами были заинтересованы, чтобы их сняли с выборов. Когда ты понимаешь, что тебе в политическом смысле ничего не светит, надо как-то красиво уйти».
В списке «Гражданской платформы» было два десятка кандидатов, сейчас осталось три-четыре одномандатника — всех их под разными предлогами с выборов снимают. Впрочем, чисто визуально «Гражданская платформа» в Ярославле представлена: гуляя по городу, обращаешь внимание на палатку с синей символикой. Рядом с палаткой юноши и девушки в майках с надписью: «И никто нас не сломает, и никто нас не согнет». Они собирают подписи под письмом Путину в поддержку Урлашова.
Выборная «движуха»
Об арестованном мэре города разговор заходит с любым, кто имеет отношение к выборной кампании. «Жизнь в нашем городе резко изменилась после ареста Урлашова, — говорит 36-летний Андрей Алексеев, представитель незарегистрированной партии «Народный альянс», который идет в региональную думу по списку «РПР-ПАРНАС». — Те, кто раньше был пассивен и наблюдал за странными отношениями между городской и областной администрацией, после того как у нас отняли нашего народного мэра, оказались вовлечены в политику. Началось все еще раньше: когда Москва ходила на Болотную, мы ходили на площадь Юности, слушали кандидатов в мэры; когда страна выбирала Путина, мы выбрали себе нового мэра Урлашова, который воплотил все наши протестные настроения после 23 лет пребывания у власти старого мэра. Мы идем в политику с новой повесткой дня и говорим, что нам можно верить, потому что мы не замазаны всем тем, что происходило в России последние 20 лет».
Андрей Алексеев, кандидат от списка «РПР-ПАРНАС», агитирует избирателей у куба
Алексеев известен среди молодежи, местных блогеров, он был заявителем многотысячного митинга в защиту Урлашова. Каждый вечер после работы, а работает он арт-директором кинотеатра «Родина», Алексеев проводит агитацию около куба в разных кварталах города. За несколько часов удается раздать листовки сотням людей, возвращающихся с работы. На кубе — портреты Немцова, Навального, Алексеева, символика «РПР-ПАРНАС». «Молодые не знают Немцова, зато узнают Навального, интересуются. Люди в возрасте относятся к Немцову как к родному и не очень-то помнят о его оппозиционности», — рассказывает Андрей.
Технологические выборы
**Выборы проходят по смешанной схеме: 25 мандатов по спискам, 25 человек будут избраны по одномандатным округам. В уходящей Думе у единороссов было 37 мест, остальные занимали КПРФ, ЛДПР и «Патриоты России».
|
«Эта кампания — техническая. Результат понятен, — говорит политический консультант Алексей Яковлев. — «Единая Россия» получит в областной думе большинство**. Но дума будет более разношерстная. Туда могут войти эсеры, коммунисты, ЛДПР, «Патриоты России», «Родина», «Зеленые». Возможно, что и партия «РПР-ПАРНАС» возьмет мандат. Немцов ведет реальную избирательную кампанию, его партии нужно как-то легализоваться».
Говорят, что избирательную кампанию курируют местные политтехнологи. Их называют «Пашики». Павел Зарубин, руководитель фракции единороссов в городской думе, и Павел Исаев, директор Департамента общественных связей и массовых коммуникаций в правительстве области. Этим местным «Сурковым» приписывают организацию кампании по избранию Урлашова, реанимирование партии единороссов, которая, получив на парламентских выборах 2011 года самый низкий результат по России — 28% — в Ярославской области, на последних выборах в городскую думу одержала победу. «Смотрящим за выборами» из Москвы считают депутата Госдумы Виктора Кидяева. Его вовлеченность в ярославскую кампанию знающие люди объясняют интересом к губернаторскому креслу.
Города области завешаны плакатами кандидатов, но нет баннеров, где избирателей бы призывали идти на выборы. И многие просто не знают, что в регионе выбирают парламент. Плюc сельские жители заняты на огородах, собирают грибы, делают запасы. Городские, разочарованные арестом Урлашова, и вовсе не уверены, что пойдут голосовать. Результат: 8 сентября прогнозируют низкую явку, что очень выгодно именно «Единой России». Правда, для ее победы и так уже сделано многое: перед началом избирательной кампании уволен бывший глава местного избиркома с хорошей репутацией. Назначен новый, который заявил, что видеокамер на избирательных участках не будет, прогнозируется-де низкая явка и надо экономить деньги. КОИБы использовать при голосовании также не станут: бюллетень длиной в метр в электронную машинку для голосования не поместится. Другая черная технология: на выборы идут партии-спойлеры, созданные специально для этих выборов. Агитаторы раздают на улицах листовки «Голосуй за КПСС!» с портретами Сталина и хитро улыбающегося Брежнева с сигаретой. Партии-двойники: «За справедливость» — двойник «Справедливой России», «Гражданская позиция» — двойник «Гражданской платформы», кандидаты-двойники с фамилиями одномандатников — фаворитов в округах. Все они призваны оттягивать голоса от оппозиции и будут играть на руку единороссам.
Хитрость ПЖиВ
Кроме Сталина и Брежнева в Ярославле висят билборды с большими портретами мужчин с мрачно-значительными лицами. Лозунги банальны до невозможности: «Хватит политики, время работать». Но к какой партии принадлежат эти «работяги», непонятно.
Билборды со Сталиным соседствуют с билбордами партии власти
«Мы не боимся упоминать название партии на билбордах, партия значится в выходных данных, — на «голубом глазу» уверяет корреспондента The New Times Илья Осипов, глава областного парламента, лидер партии «Единая Россия», отвергая все подозрения в том, что кандидаты сознательно дистанцируются от крайне непопулярной в Ярославле партии власти. — Мы уже оттолкнулись от того дна, на которое упала «Единая Россия», — 28% на парламентских выборах 2011 года. Мы запустили кампанию обновления партии, когда поняли, что лозунг «Партия «Единая Россия» — партия Путина» не работает и нужен запрос на конкретного человека. На билбордах — конкретные люди». Спрашиваю: «То есть избиратели их сначала полюбят за их дела, а уж потом смирятся с тем, что они в «Единой России»?»
Осипов не отвечает и переводит разговор на другую тему.
Что дальше?
«Если мы войдем в областную думу, то это будет сигнал для всей внесистемной оппозиции, что можно побеждать, — говорит Борис Немцов. — Я решил идти на выборы, когда арестовали Урлашова. И я придумал пять конкретных законов. Эти законы разрушают вертикаль власти. Один из них об отмене политической цензуры: надо запретить губернатору и мэру быть учредителями телеканалов и СМИ. Второй закон — о преодолении коррупции. Все тендеры должны проводиться в присутствии СМИ. Еще один закон — «О повышении качества областных дорог». Суть его в том, что компания, построившая дорогу, получает премию в размере 5–10% сметы ежегодно, если дорога, которую она построила, не требует ремонта начиная со второго года ее эксплуатации». В областной думе я попытаюсь провести эти законы. Думаю, местным депутатам будет трудно мне сопротивляться, потому что об этом напишет федеральная пресса».
Местные политики и журналисты делают ставки: останется ли Борис Немцов в Ярославле или так же, как Валентина Терешкова, возглавляющая список единороссов, после выборов уедет в столицу.
Цена вопроса — однокомнатная квартира в Кировском районе Ярославля, о покупке которой в случае победы уже заявил Борис Немцов.
фотографии: Александр Рыбка
Tweet