Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

#Кино

#Искусство

Притяжение острова Лидо

01.09.2013 | Галицкая Ольга | № 27 (295) от 2 сентября 2013 года


С 28 августа по 7 сентября в Венеции проходит юбилейный, 70-й кинофестиваль — знаменитая Мостра
50_01.jpg
Венеция, Дворец кино накануне открытия Мостры

Наши в Венеции

Главный приз Венецианского фестиваля — «Золотой лев св. Марка» дважды выигрывали картины из СССР: «Иваново детство» Андрея Тарковского (1962), «Урга — территория любви» Никиты Михалкова (1991).

В 2003 году обладателем «Золотого льва» стал российский фильм «Возвращение» Андрея Звягинцева. В 2011 году — «Фауст» Александра Сокурова.

В разные годы жюри отмечало наградами фильмы режиссеров Георгия Козинцева, Андрея Кончаловского, Александра Митты, Сергея Соловьева, Петра Тодоровского, Игоря Таланкина, Марлена Хуциева, Василия Шукшина.

Среди киноактеров лауреатами становились Наталья Аринбасарова, Олег Борисов, Евгений Леонов, Ксения Раппопорт, Дзидра Ритенбергс.

50_02.jpg
Фестиваль открылся картиной «Гравитация» с Джорджем Клуни и Сандрой Буллок в главных ролях

К 70-летию старейшего киносмотра предполагалось построить в Венеции новый Дворец фестивалей, но дело вот уже несколько лет никуда не движется. Журналисты и зрители по традиции приходят взглянуть на огромный котлован, чтобы убедиться, что стройка законсервирована, и торопятся за билетами на просмотры: в старых тесных фестивальных залах вечно не хватает мест.

У Венецианской Мостры что ни год, то юбилей: в 2012-м отмечали 80-летие (фестиваль основал Муссолини в 1932 году). А теперь отмечается 70 лет с того дня, как венецианский киносмотр после вынужденного перерыва, связанного со Второй мировой войной, родился вновь: отказавшись от пропаганды и политики, он по сей день занимается кинематографом исключительно как искусством.

Без 3D никуда

Любые новшества и необычные фантазии, связанные с кинозрелищами, здесь тоже приветствуются. Поэтому совсем не странно, что на открытии впервые за всю венецианскую историю показали фильм-катастрофу в формате 3D.

«Гравитация» мексиканского режиссера Альфонсо Куарона с Джорджем Клуни и Сандрой Буллок в главных ролях заметно отличается от своих собратьев по жанру. Тут только он, она и открытый космос, фильм почти лишен диалогов и в нем совсем нет чудищ и пришельцев. Это история спасения. Ветеран астронавтики и космический врач должны выжить, крепко держась за руки. Отсюда и слоган «Гравитации» — не отрывайся.

В коротком формате

50_04.jpg
Ксения Раппопорт на красной дорожке фестиваля
Подарок к юбилею Венецианский фестиваль под руководством директора Альберта Барберы заказал себе сам. 70 режиссеров мира — Атом Эгоян, Ким Ки Дук, Цзя Чжанкэ, Апитчатпон Вирасетакун, Шекхар Капур, классик мирового кино Бернардо Бертолуччи (председатель жюри Венеции-2013) и многие другие знаменитые мастера получили предложение снять мини-новеллы для альманаха «Будущее. Перезагрузка».

Россию в нем представляют три режиссера — Марлен Хуциев с полутораминутным фильмом In Perpetuum Infinituum, где наш выдающийся 87-летний режиссер использовал материал своей пока незаконченной картины «Невечерняя» о встрече Льва Толстого и Антона Чехова; Алексей Федорченко, автор «Небесных жен луговых мари», с новеллой «Атавизм»; и Алексей Герман-младший — его маленький фильм, жанр которого он определяет как стихотворение о будущем кинематографа, называется «5000 дней вперед».

Марлен Хуциев, много лет назад показавший в Венеции «Заставу Ильича» и разделивший тогда приз за режиссуру с Луисом Бунюэлем и его «Симеоном Столпником», сейчас вместе со своими коллегами по жюри будет выбирать лучшую дебютную картину.

Петербургская актриса Ксения Раппопорт, ставшая европейской звездой с легкой руки итальянского режиссера Джузеппе Торнаторе, будет судить фильмы в жюри программы «Горизонты».

Вместе с ней в состав этого жюри вошел и Алексей Герман. Работу над своей новой большой картиной «Под электрическими облаками», которой прочили участие в Венецианском фестивале, младший Герман пока отложил, он заканчивает сведение звука в последнем фильме своего отца «Трудно быть богом». Премьера состоится в октябре на фестивале в Риме. А в Венеции благодаря фонду «Открытый мир» будет показана отреставрированная классическая лента Алексея Юрьевича Германа «Мой друг Иван Лапшин». Причем в конкурсе.

Программа «Вечная классика» появилась на Венецианском фестивале в прошлом году и приглашала зрителей посмотреть великие фильмы прошлого. Начиная с этого года по решению директора Альберто Барберы, не только директора, но известного киноведа и архивиста, «Вечная классика» стала конкурсной программой.

28 студентов итальянских киношкол, которым выпала честь войти в жюри, выберут лучшего из лучших. Это ответственная задача: ведь здесь собраны только шедевры. Зрители увидят оцифрованные «Туманные звезды Большой Медведицы» Лукино Висконти, «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс!» Нагисы Осимы, «Помнишь ли Долли Белл?» Эмира Кустурицы, «Руки над городом» Франческо Рози, а также фильмы Жана Ренуара, Роберто Росселлини, Алена Рене, Алексея Германа.

Три месяца на «Лапшина»

50_03.jpg
В фильме «Мой друг Иван Лапшин» одну из лучших своих ролей сыграл Андрей Миронов (Ханин)
Решение пригласить в этот конкурс фильм 1984 года «Мой друг Иван Лапшин» принадлежит лично Антонио Барбере. Он считает, что это наиболее выразительный, документально точный и художественно совершенный портрет советской эпохи.

У фильма была очень тяжелая, но, в конечном счете, счастливая судьба. На его создание понадобились годы. Первый вариант сценария был написан в 1969 году. Съемки начались спустя целых десять лет. Фильм долго терзала редактура и цензура, однако Алексей Юрьевич Герман сделал картину такой, какой она была задумана. В 1986 году «Лапшин» получил Госпремию СССР и награды многих международных фестивалей.

Иван Лапшин, начальник уголовного розыска провинциального города Учанска в исполнении Андрея Болтнева, его любимая женщина актриса Наташа Адашова, сыгранная Ниной Руслановой, его друг писатель Ханин — Андрей Миронов и все другие персонажи этого незабываемого фильма — признанные вершины актерского мастерства.

«Реставрация фильмов Германа и перевод в цифру были запланированы на 2016 год, — рассказал директор Госфильмофонда Николай Бородачев. — Но, учитывая значимость Венецианского фестиваля и помощь, оказанную нам Фондом «Открытый мир», который продвигает нашу отечественную киноклассику на мировые экраны, мы смогли пересмотреть график и проделали громадный объем работы всего лишь за три месяца. Нашим специалистам приходилось работать без выходных и даже по ночам, при этом пришлось решать сложные технические задачи. Мы все тщательно отреставрировали, и результат превзошел ожидания».

«Мой друг Иван Лапшин» будет показан в Венеции 6 сентября вместе с документальным фильмом о работе над картиной и фотографиями из семейного альбома Алексея Германа и его жены и соратника Светланы Кармалиты. «Я считаю этот показ большой честью для нас, — говорит Светлана Кармалита. — Думаю, Алексей был бы счастлив».

Жюри основного конкурса будет решать судьбу «Золотого льва», главной венецианской награды. Выбор трудный. Среди участников Джеймс Франко («Дитя божье»), Цай Минлян («Бродячие псы»), Ким Ки Дук («Мебиус», молчаливая и кровавая драма об инцесте, запрещенная к показу на родине режиссера в Южной Корее), Терри Гиллиам (триллер «Теорема Зеро» с Кристофом Вальцем в главной роли), Стивен Фрирз («Филомена» с Джуди Денч), полнометражная анимация Хаяо Миядзаки («Ветер крепчает»), новые фильмы Амоса Гитая, Джанни Амелио, Филиппа Гарреля и Ксавье Долана.

Почетные призы юбилейная Мостра вручит Уильяму Фридкину и Анджею Вайде. 87-летний польский кинорежиссер привез в Венецию мировую премьеру своего нового фильма «Валенса. Человек из надежды». 


фотография: Gabriel Bouys/AFP Photo, Ettore Ferrari/EPA/ИТАР-ТАСС





×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.