14 августа российская таможня неожиданно прервала плавное течение в Россию украинских товаров. Что характерно, всех

До полного коллапса, дело, правда, не дошло, но ускоренное тромбирование торговых артерий было налицо: российские таможенники исполняли свои обязанности нарочито тщательно — выгрузка всего товара, тщательный осмотр каждой единицы, тщательная проверка всех документов, перевешивание и обратная погрузка… Короче, несколько часов вместо обычных 20–30 минут.

К полудню 14 августа в Киеве заговорили о начале полномасштабной торговой войны, которую Москва развязала в целях принуждения Украины к вступлению в Таможенный союз — в «группу риска» включили всех без исключения украинских импортеров. И хотя премьер-министр Азаров призвал СМИ не раздувать панику из-за «несущественных проблем», оснований для тревоги более чем достаточно.

Во-первых, в разгаре локальный конфетный конфликт. Он разгорелся после того, как глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко запретил продажу на территории РФ конфет украинской компании Roshen, в которых якобы обнаружили бензопирен.

Во-вторых, о наличии проблем с таможенным оформлением товаров уже заявила компания «Метинвест», принадлежащая самому богатому украинцу Ринату Ахметову. Об аналогичных проблемах говорят «Милкиленд», Inkerman International, «Конти», а также ряд крупных поставщиков овощей и фруктов. Пивная корпорация «Оболонь» свои поставки в Россию просто заморозила. Возможные убытки, которые может понести украинский бизнес, пока оцениваются в $2,5 млрд. Помимо этого не исключено, что в случае продолжения необъявленной войны на предприятиях-импортерах возможны и массовые увольнения.

В Киеве комментариям российского правительства, что, мол, оно не при делах, а все это чистая самодеятельность российской таможни, верят слабо. Куда больше доверия вызывает сообщение СМИ со ссылкой на источники в Федеральной таможенной службе, что ее глава Андрей Бельянинов получил отмашку тормозить украинские грузы лично от Путина вечером 13 августа.

Что в принципе вполне логично. Особенно если вспомнить, что Онищенко нашел бензопирен в конфетах Roshen аккурат на следующий день после возвращения Путина с Украины, где российский президент так и не смог в очередной раз убедить Виктора Януковича присоединиться к Таможенному союзу и отказаться от идеи подписания соглашения об ассоциации с ЕС, что должно произойти в конце ноября в Вильнюсе.

Однако, по мнению украинских экспертов, таможенный демарш Путина вряд ли принудит Януковича к сдаче. Скорее наоборот. Своими действиями Кремль фактически обеспечил поддержку Януковичу со стороны оппозиции, которая также отстаивает идею интеграции Украины в Европейский союз. А в социальных сетях Украины началась кампания по бойкоту российских товаров.

Помимо этого у Януковича имеются и внешнеполитические инструменты. В первую очередь это обращение в ВТО, куда входят как Россия, так и Украина. 16 августа штаб-квартира ВТО заявила, что готова принять участие в разрешении этого конфликта, как только Украина обратится с соответствующей жалобой. Об арбитражной роли ВТО заявил и представитель Еврокомиссии по вопросам торговли Джон Кланси.

Единственное, что пока сдерживает Европу от более широкой поддержки Украины, это нерешенный вопрос с Юлией Тимошенко. Поскольку от ее пребывания за решеткой зависит успех подписания соглашения об ассоциации с ЕС. Однако с учетом того, что Янукович сегодня играет ва-банк, шансы на то, что украинская узница № 1 выйдет на свободу, растут с каждым днем. И если Тимошенко будет освобождена, то Кремль сможет записать себе в актив еще одну проигранную войну.




×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.