#Мир

#Сирия

Цена вето

14.08.2013 | Уле Эстайн Солванг, Human Rights Watch | № 24 (292) от 12 августа 2013 года

Простые сирийцы не понимают политики Москвы

Глава МИД РФ Сергей Лавров призвал Совбез ООН осудить бойню в Таль-Абьяд. Но сама Москва почему-то отказалась поддержать проект резолюции ООН в пользу создания гуманитарного коридора для вывода беженцев из города Эль-Кусейр, захваченного войсками Башара Асада. В итоге там погибли десятки мирных жителей

26_01.jpg
Сармин, провинция Идлиб. Госпиталь, разрушенный правительственными войсками

«Это было ужасно. Они атаковали непрерывно: артиллерия, минометы, авиация, ракеты класса «земля — земля». В один из дней я насчитал 27 воздушных налетов», — сирийский врач Кассем Аль-Зайн, с которым мы встретились в больнице в восточном Ливане, рассказывает про штурм оппозиционно настроенного Эль-Кусейра правительственными войсками при поддержке шиитской группировки «Хезболла». — В мае в городе проживали 30 тыс. жителей, сколько сейчас — не знаю».

«Люди кричали от боли»

Кассем выглядит как любой другой врач: в темно-синей рубашке и черных брюках, со стетоскопом на шее — он только что закончил утренний обход пациентов в больнице. Последний месяц стал настоящим кошмаром и для него, и для тех, кому он пытался помочь.

В Эль-Кусейре погибло множество людей, в том числе мирных граждан. В базе данных, которую ведут активисты оппозиции, содержатся имена более чем 200 человек, убитых в ходе двухнедельного сражения за город, из них мирные жители составляют почти половину.

Те, кого довелось подробно расспросить о боях, свидетельствовали: правительственная авиация и артиллерия по нескольку раз намеренно наносили удары по больницам и полевым госпиталям. От удара с воздуха обрушилось здание одной из городских клиник, ВВС Асада разбомбили и больницу в близлежащем Ябруде, где проходили лечение многие раненые из Эль-Кусейра. Причем в обоих случаях сотрудники больниц и члены местного гражданского совета заявили, что получили предупреждения или уведомления об атаках заранее.

Для жителей Эль-Кусейра артиллерийские и воздушные удары были не единственной проблемой. Правительственные силы препятствовали также оказанию гуманитарной помощи, в том числе подвозу в город медикаментов. Доктор Кассем рассказывает, что в больнице не хватало антибиотиков, кислородных подушек, обезболивающих: «Иногда приходилось оперировать пациентов без анестезии. Люди кричали от боли».

Ночной побег

В самый разгар сражения за Эль-Кусейр Великобритания предложила другим членам Совета Безопасности ООН принять заявление, призывающее воюющие стороны сделать все возможное для предотвращения жертв среди мирного населения и обеспечения «беспрепятственного доступа нейтральных гуманитарных организаций, в том числе агентств ООН, к мирным жителям, находящимся в городе». Однако проект заявления был заблокирован Россией.

После двух недель сопротивления вооруженные оппозиционные группы были вынуждены покинуть город. В ходе последовавшей за этим беспорядочной эвакуации десятки бойцов, мирных жителей и раненых погибли от обстрелов правительственных войск и недостатка медицинской помощи.

Самым драматичным, по словам доктора Кассема, стал эпизод, когда бегущие из города люди, включая его самого, скопились, абсолютно беззащитные, на широкой автомагистрали: «Правительственные войска открыли по нам огонь. Время позднее, в темноте не видно ничего, кроме вспышек от выстрелов и взрывов… Сколько людей погибло в ту ночь — можно только гадать».
26_02.jpg
Доктор Мохамед рассказывает Human Rights Watch о том, как его госпиталь был разрушен правительственными войсками в ходе операции в Идлибе весной 2012 г.

Впрочем, доктор Кассем убежден: свою долю ответственности за трагедию Эль-Кусейра несут и оппозиционные силы. «Они взяли на себя эвакуацию мирных жителей, решили, что пробиваться из города лучше всем вместе, якобы с точки зрения безопасности. Но при этом не продумали даже элементарного плана эвакуации, не говоря уже о том, что солдаты Асада не станут разбирать мишени. Те в итоге палили по всем подряд».

Однако Кассем соглашается: жертв было бы меньше, если бы Россия присоединилась к другим членам Совбеза и потребовала разрешить гуманитарным организациям эвакуировать из Эль-Кусейра мирных жителей и раненых.

Пропасть непонимания

Сам доктор Кассем чудом выбрался из осажденного Эль-Кусейра и бежал в Ливан. За все время нашего разговора он улыбнулся лишь однажды — когда узнал, что автор говорит по-русски: «О, теперь нам не нужен переводчик!» То, что сирийский врач говорит по-русски, честно говоря, не удивило. За последние два года, во время поездок в районы, контролируемые сирийской оппозицией, довелось встречать русскоговорящих сирийцев практически повсюду. Они всегда радовались возможности поговорить на выученном много лет назад языке, вспомнить об образовании, полученном в бывшем СССР. Впрочем, теплые воспоминания теперь омрачены ощущением предательства со стороны России, которая продолжает поддерживать правительство Башара Асада, несмотря на совершенные им преступления против собственного народа.

Кстати, в Ливан с доктором Кассемом эвакуировались еще двое врачей, которые также говорят по-русски. А из предыдущих поездок в Сирию вспоминаются встречи с другими русскоговорящими сирийцами. Врач из Саракеба, учившийся в России, рассказывал, как сирийские правительственные войска ворвались в город и сожгли его полевой госпиталь; фармацевт из пригорода Алеппо сказал, что отправил свою русскую жену и детей в Россию, а сам тайно провозил медикаменты в полевые госпитали; молодой врач с российским дипломом работал днями и ночами в самостийном госпитале возле границы с Турцией; гуманитарный координатор на севере провинции Алеппо говорит, что когда-то владел в России сетью ресторанов восточной кухни; были и другие.

Все эти люди бесконечно благодарны за образовательные и коммерческие возможности, предоставленные им Россией. Большинство из них говорили о своей любви к русской литературе и русскому народу. Но они не могут понять, почему российское правительство продолжает защищать режим, который совершает столь ужасающие преступления против собственного народа.

Выводы, сделанные из этих поездок, однозначны: России уже давно пора перестать обвинять во всем исключительно оппозицию и обратить внимание на грубые нарушения прав человека, совершаемые правительством Асада. Россия должна поддержать передачу сирийского досье в Международный уголовный суд в Гааге, который займется расследованием нарушений, совершенных обеими сторонами сирийского конфликта. России следует прекратить поставки Дамаску оружия, которое используется для совершения военных преступлений, а также преступлений против человечности.

Давно планируемые мирные переговоры в Женеве не должны использоваться Москвой как предлог для замалчивания грубых нарушений, допускаемых правительством Сирии.

«Я лечу людей от ранений, нанесенных бомбами российского производства, — говорит доктор Кассем на хорошем, пусть и частично забытом русском языке. — Зачем России защищать правительство, которое убивает столько мирных жителей? — И с грустью добавляет: — Россия была нам другом, но сейчас, похоже, наступили другие времена». 



фотографии: Ole Solvang/ Human Rights Watch





×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.