#Только на сайте

Академик Юрий Рыжов: «Обвинения в непрозрачности РАН — фарисейство»

04.07.2013 | Бешлей Ольга


Почему правительство так спешит принять законопроект о реформа Российской Академии Наук, который изначально разрабатывался без учета мнений научного сообщества — за ответом The New Times обратился к академику РАН, доктору технических наук Юрию Рыжову: 

Я не задумываюсь об интеллектуальном состоянии нашей власти. Но сомневаюсь в адекватности этих людей. Кто это все инициировал? По-моему, в этой стране все инициируется одним человеком: от процесса Ходорковского, до ученых-шпионов,  НКО-иностранных агентов, и вот этого законопроекта с академией. 
В программе, которую разрабатывал сам Владимир Фортов, был системный анализ финансирования науки и предложения реформ. Она была абсолютно полноценной, и представлялась мне очень перспективной. Но на ее исполнение требовались и деньги, и время, и политическая воля. 

I-29-STORY-rizg-f04_640.jpg
Академик РАН, доктор технических наук Юрий Рыжов

РАН также обвиняют в непрозрачности. Эти обвинения беспочвенны?

Нет, они не беспочвенные. Непрозрачность есть, но она везде есть. И в РАН, кстати, ее может быть, меньше, чем где-либо еще. И вообще — им бы говорить! У нас непрозрачная власть. Отсутствует правосудие. У нас непрозрачны все коммерческие процессы, особенно в госкорпорациях типа «Газпрома». Поэтому такие обвинения в адрес академии — это фарисейство.

По новому законопроекту, от нынешних шести академий останется только одна. Зачем это может быть нужно? И что в этом плохого?

Не представляю, кому и зачем это может быть нужно. И мне пока трудно оценить все плюсы и минусы. Но думаю, что ничего хорошего это не даст. Почему? Во-первых, потому, что мы все, и академики, и только что избранный президент РАН Фортов, узнали об этом законопроекте из средств массовой информации. Одно это уже — великое безобразие. А во-вторых, такие проекты должны обсуждаться месяцами, а не приниматься Госдумой за три дня. 

В СМИ теперь обвиняют академиков в том, что те дескать всегда сидели молча, когда власть расправлялась с другими. В пример приводят все, что произошло в стране за последние полтора года — от протестных митингов, суда над Pussy Riot и реформы образования до вынужденной эмиграции Сергея Гуриева, бывшего ректора Российской экономической школы. 

Вы знаете, наше академическое сообщество так же разнообразно, пестро, а в некоторых местах и безответственно, как и все население страны. Я могу привести вам примеры, стоические, когда ученые-академики выступали в защиту тех, кого власть притесняла. И даже лишались своих постов. Вспомните хотя бы дело ученых-шпионов. Их защищал и я, и Сергей Капица, и Виталий Гинзбург, и многие другие. Нужно понимать, что сейчас страна находится в глубоком, системном кризисе, и совершенно не ясно, что будет дальше. 




×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.