Минное поле бюджета.
30 сентября правительство внесло в Госдуму проект федерального бюджета на 2010 год. По традиции последних лет он, вероятно, будет принят депутатами на ура. Тем не менее в главном финансовом документе года имеются подводные камни, на которые обратил внимание The New Times


Перед внесением проекта бюджета в Госдуму правительство явно испытало прилив оптимизма: основные финансовые показатели были улучшены по сравнению с более ранними прогнозами министерств экономического блока. Самый важный из них — дефицит бюджета — утвержден на уровне 6,8% ВВП, хотя еще две недели назад правительство прогнозировало «дыру» в 7,9–8,0% ВВП. В абсолютных цифрах дефицит бюджета-2010 сократился с 2,9 трлн рублей до 2,46 трлн рублей. Российские финансовые власти планируют дальнейшее сокращение и в трехлетней перспективе. «Дефицит бюджета в 2011 году определен в размере 4% ВВП, в 2012 году — 3% ВВП»,— сообщил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин.

Загадочный баррель

Вместе с тем правительство утверждает, что бюджет остается консервативным. Собственно, так и должно быть: главный финансовый документ страны должен иметь запас прочности, тем более в кризис. Однако как раз с запасом прочности дела на следующий год обстоят неважно: Резервный фонд, основная всероссийская «заначка», за счет которой правительство собирается латать дыру в бюджете, по прогнозам Куд­рина, к концу 2010-го должен исчерпаться. Не случится это лишь в том случае, если нефть, главная «кормилица» российского бюджета, в течение следующего года будет стоить дороже, чем запланировано. Во всяком случае бюджет-2010 сверстан, исходя из среднегодовой цены барреля Urals $58 — при текущей около $65. Впрочем, прогнозы по нефти штука неблагодарная: не стоит забывать, что в конце 2008-го баррель стоил $34.
Возможно, рост нефтяных цен в 2010 году действительно продолжится. Но дело в том, что отечественная нефтегазовая промышленность может не успеть за ростом. То есть не сможет предложить рынку дополнительные объемы продукции по более высокой цене. Сейчас добывающие мощности России полностью загружены. Тем не менее, согласно расчетам Минэкономразвития, в январе–июле 2009 года добыча и производство основных первичных топливно-энергетических ресурсов сократились на 10,1% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. «Конечно, цена на нефть — один из главных, если не главный бюджетообразующий фактор, — считает Анд­рей Кабанов, аналитик УК «Адекта». — Изменение прогнозной цены на нефть на $1 за баррель в ту или иную сторону дает соответствующее изменение бюджетного дефицита примерно на 0,15%».

Спираль падения

Львиная доля (90%) доходов российского бюджета складывается из двух составляющих: внутренние налоги и экспортные пош­лины на нефть, газ, металлы. Наибольший вклад, почти половину всех бюджетных доходов, дает внутреннее производство, то есть налогообложение отечественного бизнеса. По поводу его состояния сегодня имеются и радужные прогнозы Минэкономразвития,* * Согласно среднесрочному прогнозу МЭР, рост промышленного производства в РФ в 2010 году составит 1,9%, в 2011 году— 2,6%, в 2012 году—4,4%. Прогноз роста ВВП в 2010 году — 1,6%, в 2011 году— 3,0%, в 2012 году— 4,3%. и бодрые заявления высокопоставленных чиновников. Первый вице-премьер Игорь Шувалов считает, что «медленное, постепенное, осторожное восстановление экономики начинается». Ему вторит и Алексей Кудрин, утверждающий, что «мы проходим через определенную черту, после которой начнется рост инвестиционной активности».
Этот приступ оптимизма явно контрастирует с текущими макроэкономическими данными. Уточненный прогноз МЭР на 2009 год выглядит так: падение промпроизводства на 11,4% и ВВП — на 8,5%. С чего вдруг после столь значительного спада начнется бурный рост, правительство не объясняет. По-видимому, оптимизм прогнозистов основан на том, что ВВП растет (на 0,1%) два месяца подряд. Однако даже формально конец рецессии фиксируется, если рост ВВП продолжается два квартала, а не два месяца. Между тем статистика по отдельным отраслям говорит о том, что с внутренним производством в России беда. 28 сентября вновь остановил свой главный конвейер КАМАЗ. Об аховой ситуации на АвтоВАЗе The New Times подробно писал в № 33 от 21 сентября 2009 года. «Наблюдаю­щаяся с мая стагнация в розничной торговле в России продлится до конца года», — заявил на днях замглавы МЭР Андрей Клепач. Не видно улучшений и по большинству других отраслей.
Да и откуда им взяться, если правительство собирается в 2010 году увеличивать фискальную нагрузку на население и бизнес. Транспортный налог в новом бюджете предлагается увеличить вдвое. Казалось бы, он невелик. Однако для всех фирм, имеющих грузовой автопарк (а к ним относятся и промышленные, и строительные, и сельскохозяйственные предприятия), это будет тяжелый удар. А ведь на 2010 год запланирован еще и 15-процентный рост тарифов на электроэнергию и газ.

Гири на ногах

Удивительная ситуация складывается не только с доходами, но и с расходами бюджета-2010. Связано это с тем, что власть пытается, несмотря на кризис, сохранить ранее взятые социальные обязательства. В результате из общих расходов (9,9 трлн руб­лей) 44,5%, то есть 4,4 трлн, уйдет на цели пенсионного обеспечения. Премьер Путин обещал, что пенсии за год подрастут на 46% и достигнут наконец прожиточного минимума — 8400 руб­лей. С одной стороны, можно порадоваться за стариков, которых правительство берется защитить от кризисного удара. С другой стороны, резко выросшие пенсионные расходы именно в кризис — гиря на ногах государства с точки зрения экономической логики. Ведь даже зарплаты бюджетников на следующий год «заморозили». Не иначе как за словами о «социальной направленности» бюджета встают конкретные политические интересы власть имущих: не за горами выборные 2011–2012 годы, когда пенсионеры из обузы для бюджета превращаются в дисциплинированный электорат.

В то же время социальные расходы оказались не настолько защищены, как об этом любят говорить в верхах. Федеральные целевые программы (ФЦП) «Культура России» и «Развитие образования» стали лидерами по сокращению госрасходов, потеряв по 4 млрд рублей, так же как и ФЦП «Национальная технологическая база». Зато, как всегда, не забыты «свои» — госкорпорации и естественные монополии. В 2010 году государство вложит в их уставные капиталы более 40 млрд рублей.  



Эксперты неоднозначно восприняли такую структуру бюджета. По мнению Александра Иванищева, начальника аналитического отдела фондового центра «Инфина», сокращение дефицита бюджета — прямая обязанность правительства: «Государство должно жить по средствам, если не хочет иметь долговых проблем. Как совместить сокращение дефицита с ростом социальных и иных расходов — знает только российское правительство».
Судя по всему, составители бюджета полагаются на старый добрый русский «авось»: авось начнется промышленный рост, неф­тяные цены вырастут, а дефицит бюджета сам собой рассосется. В своем нынешнем виде, со всеми заложенными в него ловушками и подводными камнями, бюджет-2010 напоминает минное поле. Трудно будет пройти, не подорвавшись!  

Основные параметры проекта бюджета-2010 
Доходы — 6,950 трлн рублей
Расходы — 9,886 трлн рублей
Дефицит бюджета — 2,936 трлн рублей (6,8% ВВП)
Инфляция — 10%
Курс доллара — 33,5–33,9 руб.
Цена нефти — $58 за баррель
Источник: Минфин





Евгений Гавриленков, главный экономист компании «Тройка Диалог»
Бюджет будущего года — первый в 2000-х, когда расходы к предыдущему году падают. Раньше, напомню, они росли по 25–35% в год. То, что согласно проекту бюджета расходы падают, считаю очень хорошей тенденцией, поскольку это способствует дальнейшему сокращению инфляции. У правительства реалистичный взгляд и на доходы бюджета, что выражается в консервативной оценке среднегодовой цены нефти. Высока вероятность, что в реальности она получится выше, чем сейчас предусматривает бюджет. Значит, дефицит будет меньше, а в Резервном фонде останется больше средств.
Слабым местом бюджетной конструкции я считаю внешние заимствования в размере $17,9 млрд. Столько занять на внешнем рынке нереалистично, а само это желание российских денежных властей резко увеличит стоимость заимствования.

Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа ФБК
Обращает на себя внимание тот факт, что впервые за долгие годы не будет индексации зарплат бюджетникам. Власти сами загнали себя в ловушку: набрали социальных обязательств и теперь вынуждены тратить колоссальные средс­тва на выплату пенсий. В то же время внешние заимствования будут дорогими, а перспективы внутренних заимствований сомнительны: неразумно забирать деньги с внутреннего рынка в условиях, когда инвестиции сильно упали. Именно поэтому я не верю, что в следующем году будет рост ВВП на 1,6%. Источников для подобного подъема не видно. Считаю бюджет-2010 «самоедским»: он требует больших денег на выполнение социальных обязательств, притом что никакого реального роста экономики нет.

Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы
Главная проблема бюджета — в сокращении доходов и спаде производства. Это показатели «нездоровья» экономики, которые закреплены в главном финансовом документе будущего года. Что касается антикризисной программы в 70 млрд рублей, то здесь важна не столько сумма, сколько направления ее распределения. Государство не должно больше поддерживать заведомо нерентабельные предприятия, такие как АвтоВАЗ, например. А вот людей, которые там трудятся и могут лишиться рабочих мест, поддерживать надо — причем адресно.


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.