4 июля глава армии Египта генерал Абдель Фаттах Сиси в телеобращении к нации заявил, что президент Моххамед Мурси отстранен от власти из-за того, что не сумел оправдать возложенных на него надежд.
Глава Конституционного суда Египта Адли Мансур принес присягу в качестве временного главы государства, сообщает Al Arabiya.
«Я принимаю ответственность в качестве временного главы государства на переходный период», — заявил Мансур.
Движение «Братья-мусульмане» заявило, что Мурси находится под арестом на военной базе, армия в свою очередь собирается арестовала
лидеров движения, в частности, главу политического крыла египетских «Братьев-мусульман» (Партии свободы и справедливости) Саада аль-Кататни. Действие конституции страны приостановлено.
Вечером 3 июля в Каир были введены танки
Чья возьмет? Этим вопросом невольно задаешься, глядя на противников египетского президента Мухаммеда Мурси, сотни тысяч которых заполонили знаменитую каирскую площадь Тахрир; и глядя на его не менее многочисленных сторонников, собравшихся у Каирского университета или молящихся на площади перед мечетью Раба Эль-Адвийя.
Сторонники действующего президента собрались у мечети в Каире с его портретами
Море рук с красными карточками, ставшими символом протестного движения, по аналогии с красной карточкой в футболе, скандировали лишь одно слово: «Уходи». Так президента Мурси «ушли».
За один день протестующие успели заполнить площадь Тахрир
30 июня исполнился год, как к власти пришел Мухаммед Мурси, ставленник исламистов. А 1 июля армия устами министра обороны Абдель-Фаттаха Аль-Сиси, по сути, дала ему 48 часов, чтобы договориться с теми, кто недоволен его политикой: ползучая исламизация на фоне нарастающих социально-экономических проблем — ради этого не стоило свергать Хосни Мубарака, рассудили миллионы египтян. Безработица достигла 14% процентов, то есть почти 15 млн человек не имеют вообще никакого дохода: системы социальных пособий в Египте в отличие, к примеру, от Испании с ее 25-процентной безработицей, нет. 15 млн обездоленных — это уже гремучая смесь протеста нон-стоп
Министр обороны не просто озвучил ультиматум — армия подсказала Мурси выход: уходи либо назначай досрочные выборы. Мурси уходить не хотел и предлагал создать коалиционное правительство. Но ни одна оппозиционная сила в Египте в коалицию с «Братьями-мусульманами» по-настоящему не верит. Это было последнее предложение президента Мурси.
Тогда что? Тот же Аль-Сиси намекнул, что у армейского командования есть «дорожная карта» по выводу страны из кризиса и оно ею воспользуется, если окружение Мурси будет проявлять неуступчивость. Особую остроту этому демаршу военных придает тот факт, что Аль-Сиси был поставлен во главе военного ведомства самим Мурси (вместо влиятельного генерала Мухаммеда Хусейна Тантави) — как наиболее лояльный ему человек в генералитете, способный обеспечить президенту контроль над армией. Если уж лоялист объявляет президенту ультиматум, значит, у Мурси вообще нет кадрового резерва среди военных и дела его печальны. Это поняли многие.
Не удивительно, что заявление военных в связи с этим было воспринято манифестантами на площади Тахрир с ликованием.
Пока египетские военные охраняют президентский дворец
«Армия хочет спасти страну, а не разрушить ее», — заявил Амр Муса, экс-глава Лиги арабских государств и один из конкурентов Мурси на прошлогодних президентских выборах. Всего лишь за один год Мурси с его сторонниками «братьями-мусульманами» перессорился со всеми: с верхушкой армии, с юридическим сообществом, со СМИ, наконец, с полицией, которая сейчас открыто поддерживает манифестантов. Протестные настроения подогревались ущемлением прав женщин, религиозных меньшинств. И опять же — экономика!
Получив страну в плохом экономическом состоянии, исламисты довели его до плачевного. Резкий отток иностранных инвестиций, рост инфляции, падение курса египетского фунта, падение доходов от туризма, нехватка продовольствия и горючего — все это в первую очередь бьет по электорату Мурси, который на 80% состоит из людей с низкими доходами.
И в этом главное отличие двух ситуаций — египетской и турецкой. В Турции против авторитарных замашек премьера Эрдогана восстал средний класс, обязанный именно успешной экономической политике правящей исламистской Партии справедливости и развития ростом своих доходов. Противники Мурси — куда более разношерстная публика, далеко не все из них обуреваемы желанием демократических преобразований. Сегодня их объединяет, прежде всего, желание «свалить» президента. Но что будет завтра? Этого не знает никто. Во всяком случае, на Тахрире сейчас стоят и тысячи сторонников Хосни Мубарака — это видно по лозунгам и плакатам, которые держат они. А ведь нечто похожее было и почти два с половиной года назад: на Тахрире бок о бок стояли «братья-мусульмане» и демократически настроенные египтяне, и все вместе хотели «свалить» Мубарака.
Большинство аналитиков считают, что Мурси вряд ли удастся выдержать этот натиск. В первую очередь из-за того, что у него нет реальных рецептов по выводу страны из экономического кризиса. Ведь даже сторонники Мурси — опять-таки из-за чрезвычайной экономической ситуации — не в восторге от нынешней власти как таковой. Полгода назад кабинету министров уже угрожала отставка. Но с тех пор ситуация в экономике стала еще хуже.
Так что досрочных президентских и парламентских выборов Египту, скорее всего, не миновать.
фотографии: The New York Times, BuzzFeedNews
Tweet