Минюст США начал уголовное расследование в отношении экс-сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена, слившего в прессу данные о тотальной слежке американских спецслужб за интернет-пользователями. 23 июня он вылетел из Гонконга, откуда связывался с прессой, в Москву. The New Times анализировал последствия этого скандала
20 мая работавший на Гавайях 29-летний системный администратор компании Booz Allen Hamilton Эдвард Сноуден взял на работе отпуск «по болезни» и помчался в аэропорт, где сел на рейс Гонолулу—Гонконг. С собой он прихватил четыре ноутбука с секретными файлами самой закрытой из всех американских спецслужб — Агентства национальной безопасности (АНБ). Вечером того же дня он зарегистрировался в гонконгском отеле «Мira»; о каких-то мерах предосторожности он, похоже, даже и не думал: в отеле записался под своим именем, счета оплачивал своими же кредитными картами. Правда, из отеля Сноуден никуда не выходил — даже еду заказывал в номер. Оттуда же он вышел на связь с проживающим в Бразилии корреспондентом британской газеты The Guardian Гленом Гринвальдом и фрилансером Лаурой Пойтрас, в то время работавшей на The Washington Post. 1 июня оба были уже в Гонконге. До этого ни Гринвальд, ни Пойтрас не знали, как выглядит Сноуден — тот лишь сказал: «Узнаете меня по кубику Рубика в руках». Встреча была назначена на третьем этаже отеля. В условленном месте Гринвальд должен был громко спросить, где находится ресторан, после чего Сноуден должен был выйти из-за угла и проводить его в свой номер с видом на парк Коулон. 6 июня в The Guardian и Washington Post появились первые материалы о тотальной слежке спецслужб США за интернет-пользователями по всему миру и их способности контролировать крупнейшие интернет-сервисы включая Google, Facebook и Twitter — содержимое жестких дисков с лэптопов Сноудена. А еще через два дня долговязый «очкарик с кубиком Рубика» принял решение открыться публике. Видео, снятое Лаурой Пойтрас, на котором вопросы Сноудену задает Гринвальд, появилось на сайте The Guardian 9 июня. Америка, где еще продолжается процесс над бывшим военнослужащим армии США Брэдли Мэннингом, передавшим сайту WikiLeaks cекретную дипломатическую переписку, получила еще одного «свистуна» (wistleblower) — как здесь успели прозвать тех, кто «сливает» госсекреты.
Зажмуриться и привыкнуть
* Согласно этому много раз пересматривавшемуся тексту, уголовному преследованию может подвергнуться любой, кто предоставил секретную информацию военным врагам США, — именно по Акту о шпионаже сейчас пытаются осудить Мэннинга.
** Патриотический акт не только развязал руки американским спецслужбам в методах предотвращения терактов, но и ввел наказание за кибертерроризм.
|
13 июня директор ФБР Роберт Мюллер объявил о начале уголовного расследования в отношении Сноудена и намерении властей добиваться его экстрадиции из Гонконга. На каких конкретно юридических основаниях — пока неясно. Сноуден не был ни военным, ни даже государственным чиновником: от 50% до 60% своих проектов ЦРУ отдает сторонним подрядчикам, одним из которых и была компания Booz Allen Hamilton, заработавшая на госзаказах $1,3 млрд. Но сам Сноуден уже заявил: его могут преследовать сразу по двум законам — Акту о шпионаже*, принятому в 1917 году после вступления США в Первую мировую войну, и Патриотическому акту**, принятому после теракта 11 сентября. Но есть и третий фактор, который вполне может повлиять на дальнейшую судьбу Сноудена, и называется он «Общественное мнение». В США развернулась нешуточная полемика: что важнее с точки зрения фундаментальных ценностей американского общества — свобода печати, «прайвеси» или интересы безопасности страны? Конгрессмен-республиканец Питер Кинг публично потребовал наказать не только самого «свистуна», но и журналистов, опубликовавших утечки. Он, вероятно, в курсе, что большинство американцев поддерживает прослушки, когда речь идет о национальной безопасности и борьбе с терроризмом. Согласно опросу, проведенному исследовательской службой Pew по заказу газеты Washington Post, 56% респондентов не возражали против прослушки в означенных целях, и лишь 41% назвали ее неприемлемой. А 62% американцев согласились с тем, что для страны важнее бороться с террористической угрозой, нежели соблюдать право граждан на неприкосновенность личной жизни.
*** англ. Если не можешь быть хорошим, будь осторожным) |
«Знаете, есть такая американская пословица: Be good or be careful***, — в разговоре с The New Times российский эксперт, руководитель группы геополитики отдела стратегических исследований Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) Сергей Казённов дает понять, что в прослушках нет ничего страшного. — Несмотря на все либеральные ценности, технически мы идем совершенно в другую сторону. Будет полный контроль всего и вся. Это один из факторов глобализации и общих для многих стран рисков. Так что надо зажмуриться и привыкнуть».
Но в самих Штатах у Казённова найдется немало оппонентов. Неслучайно за последние дни в США в 70 раз увеличились продажи романа Джорджа Оруэлла «1984», а петиция на сайте Белого дома в защиту Сноудена собрала за пять дней более 70 тыс. подписей. Да и итоги опросов Pew не все возьмут на веру. В этой связи ведущий эксперт консервативного вашингтонского фонда «Наследие» (Heritage Foundation), близкого к республиканцам, Ариэль Коэн со скепсисом оценивает результаты опроса Pew: «В любом социологическом исследовании главное — формулировка вопроса. Если бы вопрос был сформулирован так: «Согласны ли вы, чтобы сотрудники ЦРУ имели доступ к вашему личному мейлу?» — результаты были бы совсем иные».
Все по закону?
Разоблачения Сноудена, казалось бы, должны напрямую ударить по политическим позициям Барака Обамы — особенно если учитывать только что отгремевшие истории вокруг чиновничьей слежки за телефонными звонками журналистов агентства AP и директора вашингтонского бюро телеканала Fox News Джеймса Розена. Однако же, по данным исследовательской службы Gallup, рейтинг президента упал за последнюю неделю всего на 1% — с 49% до 48%. Даже оппоненты нынешней администрации соглашаются с тем, что государство в данном случае не нарушило закона: еще в 2007 году с подачи АНБ были приняты поправки к конституции — Protect America Act of 2007 и FISA (Foreign Intelligence Surveillance Act), значительно расширявшие полномочия спецслужб в сфере контроля интернетом и мобильной связью. «Даже те, кто симпатизирует Эдварду Сноудену, едва ли будут обвинять в слежке за интернет-пользователями Барака Обаму — в этой ситуации президент представляется человеком, несущим ответственность в наименьшей степени, — заметил в разговоре с The New Times главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. — Да и для правого лагеря, где склонны солидаризироваться со спецслужбами, важно, что президент-демократ их (спецслужбы) в этом скандале поддержал. Тем более что широкие полномочия спецслужб — не инициатива Обамы, он получил их по наследству».
Тем не менее к самим спецслужбам вопросов у американцев много. Например, каким образом сотрудник такого низкого ранга мог получить доступ к документам с грифом «Совершенно секретно» и как его могли выпустить из страны с компьютером, полным гостайн?
13 июня, после 33 лет работы в ЦРУ, в отставку ушел замдиректора ведомства Майкл Морелл. О причинах ухода официально не сообщили, но пресса тут же связала его со Сноуденом. «Как после случая с Мэннингом можно было наступить на те же грабли? — задается вопросом Ариэль Коэн. — Ведь Сноуден даже колледжа не окончил! Тут может быть два варианта: либо преступно халатный недосмотр отдела кадров, либо спланированная спецоперация против США, выгодная, к примеру, Китаю».
Жизнь в Поднебесной
Китайская реакция на скандал — до странного медлительная. 11 июня, через два дня после появления на сайте The Guardian видеоинтервью Сноудена, о готовности рассмотреть вопрос о предоставлении ему политического убежища заявила Москва. Официальный же Пекин все это время молчал, хотя беглый «свистун» находился на подконтрольной ему территории.
Впрочем, официальное отношение к событиям вокруг Сноудена можно было проследить по блогам, которые власти Поднебесной зачастую используют для манипулирования общественным мнения. Китайские блогеры всячески обсуждали тот факт, что Сноуден сбежал в Китай из страны, считающей себя оплотом демократии, и где, оказывается, есть проблемы со свободой слова.
И только 13 июня в гонконгской газете The South China Morning Post появилось интервью Сноудена, из которого все узнали, что США с 2009 года следят за китайскими компьютерными системами и интернет-пользователями и организовали 61 тыс. хакерских атак по всему миру. А также Сноуден подтвердил, что намерен остаться в Гонконге.
На следующий день после публикации у американского консульства в Гонконге прошли демонстрации с обвинениями США в нарушении прав человека. Демонстранты держали портреты «свистуна» с лозунгами «Руки прочь от Сноудена». В тот же день, 14 июня, заголовки об утечке появились на первых полосах центральных китайских газет: «Вот уже несколько месяцев Вашингтон обвиняет Китай в информационном шпионаже. Но оказалось, что сами же США представляют собой самую большую угрозу для неприкосновенности частной жизни и личных свобод, не защищенных от тотального контроля государства», — писала одна из центральных англоязычных газет China Daily.
Однако, если разобраться, Гонконг может оказаться вовсе не такой спокойной гаванью, какой представлял его Эдвард Сноуден. С момента перехода Гонконга под суверенитет КНР в 1997 году китайское руководство проводит в жизнь принцип «одна страна, две системы», по которому бывшая британская колония и правда пользуется достаточно широкими свободами. Тем не менее административное управление в Гонконге завязано на Пекин. «КНР содержит гонконгскую полицию, — пояснил журналу завотделением востоковедения Высшей школы экономики академик РАЕН Алексей Маслов, — было много случаев, когда китайских бизнесменов, пытавшихся скрываться от правосудия в Гонконге, в два дня отправляли на родину. Что касается экстрадиции Сноудена в США, то тут тоже решение будет приниматься в Пекине — Гонконг никогда не возьмет на себя такую ответственность».
Китайцы, по словам академика, не любят разных шпионов и сливальщиков информации, потому что боятся таких же диверсий на своей территории: «Вывод: либо они ждали Сноудена по каким-то ранее сделанным договоренностям, либо американец может стать заложником в их торге со Штатами». О чем идет речь? В Америке живет достаточно много китайских правозащитников, досаждающих Пекину: «Даже если не будет экстрадиции, Китай может шантажировать Штаты Сноуденом, чтобы те, скажем, немного приглушили голос врагов КНР».
До того как дать интервью The South China Morning Post, Сноуден сообщал о возможности переселения в Исландию, где уже базируется компания WikiLeaks Джулиана Ассанжа (тот уже год укрывается в посольстве Эквадора в Лондоне). Однако представитель МВД Исландии Йоханесс Томассон заявил, что для предоставления политического убежища необходимо личное заявление просителя, а до того, мол, и спекулировать на эту тему нечего. «У американских спецслужб прекрасно поставлена работа по сбору информации, — считает академик Маслов. — Тому, кого разыскивают Штаты, просто так укрыться в третьей стране без денег и поддержки невозможно».
23 июня, по данным The South China Morning Post, Эдвард Сноуден вылетел в Москву. Его рейс приземлился в Шереметьево в 17.14. По данным издания, Сноуден не задержится в России и отправится в Эквадор или Исландию, где раньше просил политического убежища. Как сообщает агентство «Интерфакс», Сноуден проследует через Москву транзитом — на Кубу, а затем в Венесуэлу. Ранее, 22 июня, власти США потребовали срочной экстрадиции своего гражданина, соответствующее сообщение было отправлено из Белого дома в Гонконг утром.
В аэропорту «Шереметьево» была замечена машина представителя посольства Эквадора, который встретился со Сноуденом. Как передает эквадорское издание Ноу, Сноудена осмотрел врач посольства
Tweet