6 июня Европейский суд по правам человека в Страсбурге вынес решение по жалобе семьи первого президента Чечни Аслана Масхадова, убитого в марте 2005 года. Судьи постановили: Россия не ответственна за смерть Масхадова. Но нарушила ряд статей Европейской конвенции по правам человека, отказывая в выдаче тела убитого президента

Этого решения Страсбургского суда все мы — я, мама и сестра Фатима — ждали восемь лет. Сразу после гибели отца, после того как российские власти отказались выдать нам его тело для захоронения, мы подали жалобу в Страсбург. Для нас очень важно, что ЕСПЧ осудил Россию за невыдачу тела главы нашей семьи. То, чего мы хотели добиться изначально, мы добились и теперь будем требовать исполнения решения суда: чтобы нам выдали тело отца, чтобы похоронить его по мусульманским и чеченским обычаям. Никакой политики на этом мы делать не собираемся. Мы неоднократно обращались к российским властям, они нам отказывали и говорили, что вот если мы выдадим тело Аслана Масхадова, то его похоронят в Чечне и туда будут ходить паломники. Но паломничество к могилам запрещено в исламе. И я против этого.

Прошло восемь лет как отца убили в селе Толстой-Юрт. Мы знаем, что его тело вывезли сначала в Ханкалу для опознания, а затем в Ростов, в судмедлабораторию, и оттуда тело исчезло. Думаю, что его похоронили не на чеченской земле.

Конечно, мы не можем согласиться с тем, что Россия не виновата в смерти моего отца. Кто же тогда виноват? Ведь это главный человек в России отдал приказ о спецоперации. После ее завершения Патрушев докладывал Путину: «Владимир Владимирович, на основании оперативной информации, о которой я вам докладывал ранее, нами сегодня в Чеченской Республике, в населенном пункте Толстой-Юрт, проведена силами ФСБ, Центром специального назначения, специальная операция, в результате которой уничтожен Аслан Масхадов». Путин ответил ему: «Всех участников мероприятия представьте к государственным наградам». Это важный факт, подтверждающий то, что они готовили убийство и убили. Известно, что во время убийства отца использовали газ, потом взрывчатку и специальное оружие. Нам известно, что из тела моего отца извлекли четыре или пять пуль. В него стреляли с разных углов и с разных сторон. А по версии Кремля, Аслана Масхадова убил его племянник Висхан Хаджимуратов. Он какое-то время сидел в тюрьме, но потом его отпустили. Я не считаю, что Висхан виноват. Я говорил с людьми, которые были там, в том доме, где был убит мой отец. Мне известно, что вместе с представителями российских спецслужб туда, в село Толстой-Юрт (в Грозненском районе Чечни. — The New Times), приезжали врачи. И когда из подвала вынесли тело моего отца, врачи бросились к нему, чтобы не дать ему умереть. Я думаю, что отцу была уготована участь Саддама Хусейна. Они хотели взять Масхадова живым, а потом убить или казнить, как это делали с другими чеченцами, которые попадали в руки российских военных. Но это другая история. Сейчас главное для нас — добиться исполнения решения Европейского суда. И похоронить отца.




×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.