#Только на сайте

#Кино

Нефтяник, географ, полицейские, разносчик пиццы и небесные жены на «Кинотавре»

01.06.2013 | Галицкая Ольга , Туула Макс

2 июня, в первый летний уикенд, фильмом Станислава Говорухина «Weekend»  открывается  24-й Открытый Российский кинофестиваль «Кинотавр» 

«Weekend» — это новая экранизация детективного романа Ноэля Калефа, по которому в 1957 году француз Луи Малль снял свой знаменитый фильм «Лифт на эшафот»  с Жанной Моро, Морисом Роне и Лино Вентурой в главных ролях. У Говорухина снимались Екатерина Гусева, Максим Матвеев и Виктор Сухоруков. Действие перенесено в современную Москву, но, отдавая дань классическому   жанру фильм-нуар, режиссер сделал свою картину черно-белой.

Специальным событием «Кинотавра» станет еще одна экранизация — «Роман с кокаином» по роману Марка Агеева. Работу над фильмом прервала два года назад смерть режиссера Геннадия Сидорова, завершил картину продюсер Игорь Гриф. Он же появится в главной роли вместе со своей партнершей Ксенией Собчак.

Основным трендом нынешнего «Кинотавра» можно считать обилие дебютов: из двенадцати конкурсных картин семь сделаны дебютантами.

The New Times представляет самые ожидаемые фильмы.

«Майор». Фильм Юрия Быкова, только что с успехом показанный в секции Неделя критики на МКФ в Каннах и приобретенный для проката многими странами, как утверждает автор, «близок к жанровому кино, к «пацанскому» триллеру, бандитской истории». Действие развивается стремительно, история неумолимо  приближается к трагической развязке, но режиссер не считает свое кино безысходным, лишенным надежды.

Юрий Быков: Фильм  не про то, что в нашей стране все вурдалаки или, наоборот, святые, а про то, что все объединились в группы по интересам и потихонечку друг друга сживают со свету. Более слабые – люди гражданские – наименее жизнеспособны, они не могут сопротивляться такому сильному и сплоченному клану (или даже братству), как Министерство внутренних дел. У тех в руках оружие – и физическое, и психологическое, они закалены, они знают систему, законы и лазейки. Мне всегда  проще рассматривать проблему через призму волевого человека, который пытается противостоять обстоятельствам, а не через призму жертвенности, инфантилизма. Может быть, у меня не слишком тонкая душевная организация, но мне нравится доводить ситуацию до предела. Если я беру сильного героя и показываю, что даже он не может справиться с системой, конфликт становится глубже. И потом в России столько драматизма, что даже не нужно особо придумывать историй. Меня беспокоит, что я теряю свою страну, что она распадается и демонтируется на глазах. Главное, чтобы фильм  заставлял размышлять,  и смотреть его было интересно.

«Отдать концы». Ровесница «Кинотавра»  и дважды участница Каннского фестиваля 24-летняя Таисия Игуменцева покажет в Сочи свой первый полный метр, меланхолическую комедию о конце света. Художником по костюмам у нее работала  знаменитая Надя Васильева, жена и постоянный соавтор Алексея Балабанова, создававшая в его фильмах всю вещественную среду. Зрителям Каннского фестиваля фильм из России навеял воспоминания о  нашумевшей «Меланхолии».

Таисия Игуменцева: Конечно, мне лестно, если кто-то увидит в фильме пародию на фон Триера. На самом деле конец света – это отправная точка: мы ушли от общего понимания апокалипсиса и наблюдали за концом света в сердцах людей, как они переосмысливают ценности, осознав, что завтра не будет. И самая движуха начинается тогда, когда ничего не происходит. Мы  старались уйти от привычных стереотипов о русской глубинке, показать ее с другой стороны, вывести в область фантазии, создать сказочную, мифическую, странноватую стилистику. Таким я увидела наше общество.

«Разносчик». За свой первый фильм «Обратное движение» режиссер Андрей Стемпковский уже был отмечен на «Кинотавре». Его вторая лента – психоделический детектив «Разносчик»  в январе этого года принимал участие в программе «Светлое будущее» фестиваля в Роттердаме. Герой фильма, не найдя себе более увлекательных занятий,   подрабатывает развозом пиццы, однажды находит сим-карту, вставляет ее в свой телефон и получает информацию об убийстве…

Андрей Стемпковский: Это не жанровый фильм! Это авторское кино.  Мой личный эксперимент – сделать историю на стыке жанров. Но даже при наличии в сюжете элементов триллера в нем другие, нежели в жанровом кино, задачи.  Многие говорят: это кино про моральный выбор. Но я бы сказал, что это кино про отсутствие морального выбора. По крайней мере осмысленного, отрефлексированного. Да, уже неоднократно в связи с «Разносчиком» упоминался Достоевский. Я бы сказал, темы и вопросы остались теми же – в этом преемственность. Только взгляд на них очень изменился.  Зритель, желающий, чтобы мы, режиссеры, снимали другое кино, по сути требует, чтобы мы дали ему не другие фильмы, а другую жизнь. Потому что его действительно непрерывно тошнит – от самого себя. Он не может видеть собственное изображение на экране. Но если я начну снимать реальность, пытаясь приукрасить ее, сделать (такое есть гадкое слово) позитивной, возникнет та невыносимая фальшь, которую мы можем наблюдать в российских коммерческих фильмах.  Я не могу быть в ответе за аудиторию. Мне хотелось бы, конечно, как любому режиссеру, чтобы мои фильмы смотрело больше людей. Но кормить публику привычной жвачкой я не буду.

«Диалоги». Фильм  дебютантки Ирины Волковой продюсировал маститый Сергей Сельянов, а роли в пяти  новеллах, из которых складывается картина сегодняшнего дня,  согласились сыграть очень известные актеры – это уже говорит о многом.  Несмотря на название «Диалоги», режиссер утверждает, что это «молчаливое кино».

Ирина Волкова: Для меня всегда увлекательны попытки решить какую-то нетипичную задачу. Хотелось снять такой фильм, где разговор был бы сюжетом, событием, причиной и конфликтом. Я считаю, что наши диалоги замечательные, и поэтому было несложно придумать, в какой форме их воплотить. Важнее было задать такие рамки, чтобы создать интимную атмосферу. Диалоги, по сути, очень личные, актеры называют друг друга настоящими именами, как в жизни, – и это тоже очень помогает. Возникает доверие и сопереживание происходящему. Мне  было интересно и важно соединить в кадре тех, кто никогда не снимался вместе. Например, мне кажется, что до новеллы «Чайки»  Саша Яценко никогда не играл счастливого человека, а мы нашли эту потрясающе тонкую краску, улыбку... Молодых актеров из новеллы «Запах» Алексея Маслодудова и Сергея Овчинникова я увидела на спектакле в «Театре.doc».  Владимир Валентинович Меньшов показал нам настоящий актерский класс.

«Интимные места». Редкий в нашем кинопространстве эротический фильм Натальи Меркуловой и Алексея Чупова, главное содержание которого — сугубо приватная жизнь, интимные отношения мужчин и женщин.  А это тема по определению выходит за рамки конкретной страны, она всеобъемлюща.

Алексей Чупов: Мы не собирались делать кино о России или русских. Нам хочется снимать о людях в целом. Нам интересен человек, а не  национальность или гражданство. Мне кажется, что большая часть когда-либо снятых хороших фильмов – именно о людях, а не стране.

Наталья Меркулова: Мы снимали городскую историю с большим количеством героев – с определенной стилистикой, корни которой уходят к Джону Кассаветису. Многие участники фильма поначалу беспокоились, что будет сомнительная обнаженка, как в 90-е. Все переживали, особенно актрисы. Мы это тоже понимали, но единственное, что я могла посоветовать – просто думать, что тело – их инструмент... Мы  в этой истории  исследователи. Например, я сделала для себя несколько серьезных открытий. Я не понимаю, почему мы должны стесняться говорить о вещах интимного характера. Сексуальная энергия – одна из самых сильных и те, кто запирает ее на замок, рискует получить бомбу замедленного действия. Однажды может так рвануть, что мало не покажется.

«Небесные жены луговых мари». Вместе со своим постоянным соавтором писателем Денисом Осокиным режиссер Алексей Федорченко снял красивый фильм, основываясь на  экзотическом марийском фольклоре. Мировая премьера состоялась на МКФ в Риме.

Алексей Федорченко: Я люблю работать на стыке документального кино и сказки. В основу «Небесные жены» положены реальные обряды – существовавшие десять, сорок, пятьдесят лет назад или поныне существующие. Уже появились отклики в том духе, что нас нужно засудить за экстремизм и оскорбление марийского народа – хотя картины комментаторы не видели. У нас действуют какие-то двойные стандарты: ведь если включить телевизор, то секса там будет выше крыши, причем секса некрасивого. «Небесные жены» – очень целомудренный фильм, несмотря на количество обнаженных тел. Я снимал его с большой любовью к женщинам. Ее можно показывать детям. Официальная ватиканская газета даже назвала «Небесные жены» самым духовным фильмом Римского фестиваля.

«В ожидании моря». Фильм Бахтияра Худойназарова, копродукцию шести стран - России,  Германии,  Франции,  Бельгии,  Казахстана и Украины,   в прошлом году открывал МКФ в Риме.  Российская премьера состоится на «Кинотавре». 

Бахтияр Худойназаров: Я не считаю ни один из своих фильмов «артовым». Просто рассказываю какую-то историю, которая зрителям нравится или не нравится, но в ней нет ничего непонятного. «В ожидании моря» – драма, переходящая в притчу, параболу. Это аллегория: кино не об Арале, а обо всем, что уходит. Не только об экологии, а об экологии души. Цивилизация заслуживает некоторой встряски, наступает некий «ледниковый период» – внутри нас тоже. Если так будет продолжаться, нам нужно будет заново учиться стрелять из лука, ловить рыбу – мы своей деятельностью начинаем вредить тому, что нас породило. 

«Географ глобус пропил». Режиссер Александр Велединский известен в первую очередь фильмами «Русское» по автобиографической прозе Эдуарда Лимонова и драмой «Живой» о поствоенном синдроме молодых людей, побывавших в «горячих» точках. Эти картины имели большой успех, но шесть лет Велединский не снимал нового кино, теперь возвращается – с экранизацией популярного романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил».

Продюсер Вадим Горяинов: Мы с моим другом и сопродюсером Валерием Тодоровским большие поклонники Иванова. Он один из самых талантливых русских писателей, у него замечательные сюжеты и язык. Мы купили права на экранизацию несколько его произведений: например, «Общагу-на-крови» и «Географа», но руки никак не доходили. Наш «географ» – настоящий типический характер: таких юродствующих (в хорошем смысле слова) интеллигентов в России полно. Они сильные, умные, талантливые, но все время ищут себя – и с трудом находят.  По сравнению с книгой мы осовременили сюжет, это уже 1995 год, а наши дни.  Для романа важны были рефлексии, воспоминания, но в кино они оказались бы лишними. По «Географу» можно сделать несколько разных фильмов. Мы ухватили только одну из сутей книги, сохранили основных героев. Может, наш фильм нельзя назвать мейнстримом, но  это точно никакой не артхаус, просто нормальное зрительское кино.







×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.